Вестник Мурмана. 1923, № 28 (14 июля).

8 ВЕСТНИК № 28. Движение грузов Каркоммуны за 192 год. ІІри правильной разработке товарной статистики, каж­ дая железнодорожная станция служит как бы обсервато­ рией для соблюдения экономической жизни тяготеющего к ней районе,— поэтому приведенные ниже данныя интересны, как материал для подхода к составлению плана перевозок Каркоммуны. Прорезывая Каркоммуну на протяжении 831,89 километров, насчитывая более 35 станций от Дере- вянки до Зашейка в ес пределах, Мурманская жел. дор. определенно может считаться осью колонизации Карель­ ской Трудовой Коммуны, безусловно являясь таковой для далекого севера, и влияет на сельскохозяйственную, эко­ номическую, промышленную, культурнопросветительную и политическую жизнь Края. Взяв для настоящей статьи главнейшие станции Кар­ коммуны— Орзегу, Голиковку, Петрозаводск, Суну, Кивач, Лижму, Медвежью Гору, Масельскую, Сегежу, Сороку, Кемь и Кемь пристань, Энгозеро, Лоухи, Чупу, Полярный Круг, Ковду, Кандалакшу и Кандалакшу пристань, ибо отправление коммерческих грузов по ним составляет 90°/о таковых в Каркоммуне,— я буду говорить только о ком­ мерческих грузах, так как, во-і-х они более других характе­ ризуют экономическую жизнь области и, во-2-х составляют 46,2% общего отправления всех грузов Каркоммуны (ком­ мерческих, служебных и воинских) и 63,70/0 прибытия их на указанные выше станции. Всего за 12 месяцев 1922 года отправление с главней­ ших станций Каркоммуны 127.119 тонн, в том числе ржи 5078, пшеницы 765, овса 19641 ячменя 853, муки пшенич­ ной 26 76, муки ржаной 7240, крупы всякой 369, прочих Окраеведении в шкодах Е^рери. Усложнившаяся экономическая жизнь, вопросы ко­ лонизации Карелии, наилучшего использования ее есте­ ственных производительных сил,— все это настоятельно выдвигает на одно из первых мест познание края и его особенностей. Меж тем в нашей школьной работе краеведение является каким-то случайным вводным предметом при прохождении экономической географии. Наши учащиеся зачастую лучше осведомлены о красотах Италии, Швей­ царии, дюнах Голландии, чем о природе и быте близ­ кого им родного края. Такое положение совершенно нетерпимо, и ему должен быть положен конец, если только мы желаем быть последовательными в наглядном ведении препо­ давания. При наличии у педагогов соответственного материала по краеведению, было бы не трудно вводить школьников в более жизненные для Карелии вопросы. Подсечно-переложная система хозяйства, как пере­ житок глубокой старины, элементарные сведения по молочному и лесному хозяйству, характеристика ку­ старных работ, промыслов, описание ископаемых— да ведь это неисчерпаемый материал для расширения круго­ зора учащихся. Строго говоря, всю математику в на­ чальной школе при умелом подходе можно построить па краевом экономическом и техническом материале. Вся задача только в том, чтобы сами преподава­ тели обладали бы познаниями в хозяйственном краеве- хлебных грузов 413; рыбы всякой и сельдей 3936; дров 73341; лесных строительных материалов 7014; соли 2328; нефти и нефтянных остатков, керосина, бензина и прочих 337; каменного угля 242; чугуна (железа и стали не в деле) 290 тонн. Взяв °/о отношение отправок каждого груза к итогу отправления коммерческих грузов Каркоммуны полу­ чаем для ржи 3,9; пшеницы 6,0', овса 1,5; ячменя о,6; муки пшеничной 2,1; муки ржаной 5 ,6; крупы всякой 0,2; про­ чих хлебных грузов 0,3; рыбы 3,0; дров 57,6; лесных строительных материалов 5,5; нефти 0,2; каменного угля о,і ; соли і,8; чугуна 0,2. Интересная картина получается от сравнения итогов отправления Каркоммуны с отправлением соответствующих грузов всех станций Мурманской желез­ ной дороги, дающая ясное понятие о роли означенной дороги в экономической жизни Каркоммуны. Получаем в °/о для ржи 69,7; пшеницы 57,3; овса 39,4; ячменя 52,8; муки пшеничной 70,7; муки ржаной 83,7; крупы всякой 6j , i; прочих хлебных грузов 39,0; рыбы всякой 61,6; дров 17,6; лесных строительных материалов 18,2; нефти 53,7; камен­ ного угля 62,8; соли 62,8; чугуна 1 9 ,4 - Однако приведение в абсолютных цифрах и в % коли­ чества отправленных грузов с главнейших станций даст нам более наглядную картину, когда мы зададим вопрос— куда же двигались эти грузы? По вычислениям, произведенным по станциям Карком­ муны, отправлено на чужие дороги 9,6°/о; на линию Ры­ бацкое— Тихвин з,8°/о; на прочие станции Мурманской жел. дор. 13,3% и отправлено в пределах самой Каркоммуны73,3%; полагаю, что этот же % отправок можно принять, руко- дении. Нельзя, конечно, требовать от учителя энцикло­ педичное™, по надо дать ему возможность основатель­ нее познакомиться с экономикой и культурой того края, где ему приходится нести знания в среду учащихся и по литературе и путем краткосрочных курсов. Так, не более недели требуется для того, чтобы освоиться с правильным кормлением скота, по датскому способу. По книге „Рыболовные промыслы в Олонецкой губ.“ можно получить достаточно полное представление об одном из основных занятий Карелии. Брошюра „Олонецкие крестьянские леса“ Н. Со­ ловьева дает представление о их состоянии и заодно введет в круг элементарной лесоводственной термино­ логии. Обзеры в статистических ежегодниках дадут богатый материал о повседневной работе всех отделов Кариспол- кома и т. д. Для создания учебного предмета по хозяйственному краеведению, своевременно поднят вопрос о срочном составлении учебника по изучению Карелии и объявле­ нии на него конкурса. Материалов для этой работы достаточно, как видно из приводимого мною списка книг и брошюр, большинство которых имеется в мест­ ном отделе Петрозаводской публичной библиотеки. Производительные силы района Мурм. ж. д. Статьи нроф. Белявского в №№ 8 — 9 „Вестника Мурмана" о поморье Карелии северной и южной. Журнал „Известия О-ва изучения Олонецкой гу­ бернии" 1 9 1 8— 1917 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz