Вестник Мурмана. 1923, № 27 (7 июля).

4 ВЕСТНИК № 27. значение для лова косяковой рыбы, особенно сельди и сайды. Особенное значение этого невода заключается в том, что он делает возможным лов сельди па всяких глубинах в море. Лов будет менее зависим от „к апри ­ зов" сельди, даст лучшую и более равномерную добычу и вообще явится средством для придания лову сельди подлинно промышленного характера. Сельдь часто стоит в течение долгого времени в заливах на таких больших глубинах, что ее нельзя взять ни сетями, ни неЕодами. В особенности, если нет никого, кто гонит сельдь-сайды, спрута или кита— сельдь будет спокойно держаться на глубинах, где есть корм, и показывается на поверхности и ближе к берегу, на короткие промежутки времени, при перемене фаз луны и т. п. Буксирный невод даст возможность ловить сельдь, где угодно и когда угодно и таким образом громадные, даже при кустарном способе лова, коли­ чества добываемой сельди с применением усовершен­ ствованного буксирного невода возростут еще в не­ сколько раз. Александров. „Управление рыбо-звериными промыедами ІУІурманекой ж. д“. В своей работе —• „Рыбные и звериные промыслы Се­ вера1* — Е. К . Суворов говорит, что мурманский про­ мысел имеет общегосударственное значение и что эта роль его, несомненно, впоследствии увеличится. Он базируется главным образом, на треске, которая составляет до 70°/о, улова; далее идет пикша— 2о°/о, а остальные ю°/о прихо­ дятся на сайду, зубатку, палтуса, морского окуня и морскую камбалу. Из прочих промысловых рыб Мурманского побе­ режья следует упомянуть еще о сельди. Вообще, в коли­ чественном отношении, мурманский промысел занимает первое место среди всех прочих видов лова в Архангель­ ской губернии (в ее прежних границах), по ценности же по­ лучаемого продукта первенство в нем принадлежит цро-, мыслу семги, хотя семужий лов и давал всего 3—4°/о об­ щей добычи, зато он равнялся 24—- 3 1% общей стоимости всего улова. Что же касается промысла морского зверя, то, надо сказать, что из встречающихся На севере—моржа, нерпы морского зайца и гренландского тюленя,—наибольшее зна­ чение имеет этот последний. Возможна эксплоатация также и акулы. Кроме того, надо не забывать еще широкой возможно­ сти промысла озерной и речной рыбы, так как Мурман­ ская жел. дорога пересекает район особенно богатый озе­ рами и реками, в которых водятся— окуни, ерши, судаки, караси, лещи, густера, уклея, язи, плотва, елец, налимы, щуки, лососи, форель, палеця, сиг, ряпушка, хариус, ко­ рюшка, сниток, семга, угорь, голец, сом, нельма, голь, голавль, чехонь, миноги. Автор работы „Озерные и речные рыбные промыслы района Мурманской ж- дор.“ Г. А. Мебус, подсчитывая наименьшее количество улова, определяет его в несколько миллионов пудов рыбы в год, при чем добавляет, что, при надлежащей 'постановке 'рыболовства, район Мурманской жел. д. мог бы дать улов озерной и речной рыбы, по край­ ней мере, в пять раз больше, чем он дает теперь и давал в мирное время. Учитывая все это, в целях [производства рыбозагото­ вительных и зверобойных операций Мурманской жел. дор. и в целях развития рыбных промыслов на побережьях Бе­ лого моря и Ледовитого океана, а также для надлежащей постановки этого дела на началах самоокупаемости, Пра­ влением дороги в настоящее время учреждается при Ком­ мерческом его Отделе, с постоянным местопребыванием в г. Мурманске, Управление рыбо-звериными промыслами Мурманской жел. дор.“ (сокращено— „Желрыба“ ). Упра­ вление это состоит из Председателя, в лице местного УДР , и 2-х членов, из которых один является в то же время Директором-Распорядителем промыслов. Оборотный’ капитал и материальные ресурсы „Желрыба“ получает от Правления Мурманской ж . Д- и перед ним отчитывается в расходовании их. На Управление промыслами возлагается эксплоатация находящихся в распоряжении Мурманской жел. дор. обо­ рудований для рыбо-звериных промыслов; способствование наиболее успешному развитию промыслов; прием продуктов промыслов, их консервирование, а, следовательно, устрой­ ство для этой цели складов и консервных, засолочных и иных заводов; организация сбыта указанных продуктов и транспортирование их по назначению, преимущественно при посредстве Мурманской жел. дороги, аренда помеще. ний и перевозочных средств; заключение от своего имени, с последующим утверждением Правлением дороги, всякого рода договоров и сделок с государственными предприя­ тиями, промышленными объединениями и частными лицами; приобретение инвентаря, приспособлений и прочего необ­ ходимого имущества; определение лиц для службы на про­ мыслах. При этом следует сказать, что в случае надобности и в целях успешного выполнения своих задач, Управлению предоставляется право открывать в наиболее крупных пунк­ тах побережья Белого моря и Ледовитого океана свои агентства и иметь своих представителей. Кроме того на Управление промыслами возлагается обя­ занность составления подробных эксплоатационных планов работ по . рыбо-звериным промыслами и сметы, с предста­ влением их за два месяца до наступления сезона на рас­ смотрение Коммерческого Отдела и на утверждение Пра­ вления дороги. Эксплоатационные планы должны заключать в себе точные хозяйственные расчеты (в пределах налич­ ных средств и возможностей) и преследовать реальную прибыльность операций. Далее, не позднее двух месяцев по окончании года им должен быть представляем через Коммерческий Отдел в Правление дороги общий подробный отчет по всем произ­ веденным за сезон операциям, а также в получении и рас­ ходовании средств хозяйственно-финансового характера. Кроме того, помимо отчета, Управление промыслами ежеме­ сячно, не позже ю -го числа следующего за отчетным месяца, в оборотной и операционно производственной ведомости дает Правлению дороги, текущие сведения о количестве улова и проч.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz