Вестник Мурмана. 1923, № 27 (7 июля).
4 ВЕСТНИК № 27. значение для лова косяковой рыбы, особенно сельди и сайды. Особенное значение этого невода заключается в том, что он делает возможным лов сельди па всяких глубинах в море. Лов будет менее зависим от „к апри зов" сельди, даст лучшую и более равномерную добычу и вообще явится средством для придания лову сельди подлинно промышленного характера. Сельдь часто стоит в течение долгого времени в заливах на таких больших глубинах, что ее нельзя взять ни сетями, ни неЕодами. В особенности, если нет никого, кто гонит сельдь-сайды, спрута или кита— сельдь будет спокойно держаться на глубинах, где есть корм, и показывается на поверхности и ближе к берегу, на короткие промежутки времени, при перемене фаз луны и т. п. Буксирный невод даст возможность ловить сельдь, где угодно и когда угодно и таким образом громадные, даже при кустарном способе лова, коли чества добываемой сельди с применением усовершен ствованного буксирного невода возростут еще в не сколько раз. Александров. „Управление рыбо-звериными промыедами ІУІурманекой ж. д“. В своей работе —• „Рыбные и звериные промыслы Се вера1* — Е. К . Суворов говорит, что мурманский про мысел имеет общегосударственное значение и что эта роль его, несомненно, впоследствии увеличится. Он базируется главным образом, на треске, которая составляет до 70°/о, улова; далее идет пикша— 2о°/о, а остальные ю°/о прихо дятся на сайду, зубатку, палтуса, морского окуня и морскую камбалу. Из прочих промысловых рыб Мурманского побе режья следует упомянуть еще о сельди. Вообще, в коли чественном отношении, мурманский промысел занимает первое место среди всех прочих видов лова в Архангель ской губернии (в ее прежних границах), по ценности же по лучаемого продукта первенство в нем принадлежит цро-, мыслу семги, хотя семужий лов и давал всего 3—4°/о об щей добычи, зато он равнялся 24—- 3 1% общей стоимости всего улова. Что же касается промысла морского зверя, то, надо сказать, что из встречающихся На севере—моржа, нерпы морского зайца и гренландского тюленя,—наибольшее зна чение имеет этот последний. Возможна эксплоатация также и акулы. Кроме того, надо не забывать еще широкой возможно сти промысла озерной и речной рыбы, так как Мурман ская жел. дорога пересекает район особенно богатый озе рами и реками, в которых водятся— окуни, ерши, судаки, караси, лещи, густера, уклея, язи, плотва, елец, налимы, щуки, лососи, форель, палеця, сиг, ряпушка, хариус, ко рюшка, сниток, семга, угорь, голец, сом, нельма, голь, голавль, чехонь, миноги. Автор работы „Озерные и речные рыбные промыслы района Мурманской ж- дор.“ Г. А. Мебус, подсчитывая наименьшее количество улова, определяет его в несколько миллионов пудов рыбы в год, при чем добавляет, что, при надлежащей 'постановке 'рыболовства, район Мурманской жел. д. мог бы дать улов озерной и речной рыбы, по край ней мере, в пять раз больше, чем он дает теперь и давал в мирное время. Учитывая все это, в целях [производства рыбозагото вительных и зверобойных операций Мурманской жел. дор. и в целях развития рыбных промыслов на побережьях Бе лого моря и Ледовитого океана, а также для надлежащей постановки этого дела на началах самоокупаемости, Пра влением дороги в настоящее время учреждается при Ком мерческом его Отделе, с постоянным местопребыванием в г. Мурманске, Управление рыбо-звериными промыслами Мурманской жел. дор.“ (сокращено— „Желрыба“ ). Упра вление это состоит из Председателя, в лице местного УДР , и 2-х членов, из которых один является в то же время Директором-Распорядителем промыслов. Оборотный’ капитал и материальные ресурсы „Желрыба“ получает от Правления Мурманской ж . Д- и перед ним отчитывается в расходовании их. На Управление промыслами возлагается эксплоатация находящихся в распоряжении Мурманской жел. дор. обо рудований для рыбо-звериных промыслов; способствование наиболее успешному развитию промыслов; прием продуктов промыслов, их консервирование, а, следовательно, устрой ство для этой цели складов и консервных, засолочных и иных заводов; организация сбыта указанных продуктов и транспортирование их по назначению, преимущественно при посредстве Мурманской жел. дороги, аренда помеще. ний и перевозочных средств; заключение от своего имени, с последующим утверждением Правлением дороги, всякого рода договоров и сделок с государственными предприя тиями, промышленными объединениями и частными лицами; приобретение инвентаря, приспособлений и прочего необ ходимого имущества; определение лиц для службы на про мыслах. При этом следует сказать, что в случае надобности и в целях успешного выполнения своих задач, Управлению предоставляется право открывать в наиболее крупных пунк тах побережья Белого моря и Ледовитого океана свои агентства и иметь своих представителей. Кроме того на Управление промыслами возлагается обя занность составления подробных эксплоатационных планов работ по . рыбо-звериным промыслами и сметы, с предста влением их за два месяца до наступления сезона на рас смотрение Коммерческого Отдела и на утверждение Пра вления дороги. Эксплоатационные планы должны заключать в себе точные хозяйственные расчеты (в пределах налич ных средств и возможностей) и преследовать реальную прибыльность операций. Далее, не позднее двух месяцев по окончании года им должен быть представляем через Коммерческий Отдел в Правление дороги общий подробный отчет по всем произ веденным за сезон операциям, а также в получении и рас ходовании средств хозяйственно-финансового характера. Кроме того, помимо отчета, Управление промыслами ежеме сячно, не позже ю -го числа следующего за отчетным месяца, в оборотной и операционно производственной ведомости дает Правлению дороги, текущие сведения о количестве улова и проч.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz