Вестник Мурмана 1923, № 25 (23 июня).

2 В Е С Т Н И К № 25. ведена железная дорога, хозяйственные планы рубки должны быть изменены по сравнению с созданными до проведения железной дороги. Хотя осуществление нового лесоустройства по­ требует времени, оно должно быть выдвинуто в задачу ближайшего времени, ибо без знания своего леса никакая организация не может эксплоатировать его, не рискуя погубить. При подходе к организации управления ле­ сами, последнее должно быть построено в зави­ симости от местных п хозяйственных условий. В этом отношении район дороги различен в се­ верной и южной частях. Поскольку в северной части, на Кольском полуострове, отсутствует на­ селение, район слабо эксплоатируем, допуская и в будущем лишь выборочную вырубку, и тре­ буется самостоятельное управление, постольку в южной части, где населения больше и рубка значительней, естественно, управление лесами должно быть согласовано с Каркоммуной, для объединения и удешевления управления, в осу­ ществлении которого Каркоммуна встречает з а ­ труднения по недостатку надлежащего персо­ нала. Наконец, лесовозобновление ,может быть организовано только после устройства лесов, но пока надо заботиться о надлежащей чистке мест лесных разработок. Внимание лесорубочных орга­ нов должно быть обращено на недопустимость засорения лесов, особеио на быстрое заболачи­ вание лесов севера, когда неубранные ветки и сучья засоряют ручьи и речки, что было еще отмечено обследованием Северной Колонизацион­ ной Экспедиции. Не входя в детали лесной эксплоатации от­ дельных массивов, отведенных дороге, можно сказать, что в лесничествах в районе Сороки и реки Выга, где разработка велась ранее, работа существующих организаций является наиболее желательной. В Керетском районе, где были лесопильные заводы, возможно возобновить эксплоатацию лесов, привлекая другие органи­ зации, заинтересованные в этом. В районе озера Имандра работа значительно труднее, требует предварительных затрат и возможна при усло­ вии долгосрочного договора с заготовительными организациями, чтобы можно было погасить сде­ ланные затраты. Здесь желательна работа сме­ шанным обществом. В районе реки Туломы, к обоюдной выгодности, несомненно, можно допу­ стить привлечение иностранного капитала и согласование сплава и распилки леса с лесных разработок северо-восточной Финляндии. Этот район, имеющий большое колонизационное зна­ чение, вместе с южным Выгозерским массивом должны быть признаны ударными. Земельная колонизация. Задачи земельной колонизации будут осу­ ществляться Колонизационно - Агрономическим Отделом Правления, поэтому перед ним ставится почвенное обследование, обследование на месте и экономическая оценка намеченных к ближай­ шему заселению участков, площадью 20.000 дес., с разбивкой части этой площади на поселенче­ ские участки. Эти места выбраны ио соображе­ ниям пригодности их для заселения. Обследо­ вание будет вестись текущим летом и это будет началом новой эпохи Карело-Мурманского края, т. е., переходом от беспорядочного заселения к планомерной колонизации. Места этих участ­ ков протянутся по линии дороги от Петроза­ водска до Мурманска. Отвод и заселение участ­ ков составит задачу будущего, неосуществимую до тех пор, пока средства с полосы не начнут поступать в доход дороги. Не останавливаясь на деталях колонизацион­ ной деятельности, можно лишь сказать, что одной из задач будет проведение подъездных гужевых путей к станциям Мурманской жел. дор. от бли­ жайших важных поселений края и надо на­ деяться, что местные органы, административные и хозяйственные, придут на помощь Колониза­ ционному Отделу со своими указаниями, пла­ нами, описаниями и с той или иной помоіцыо, како­ вая может понадобиться. Более отдаленной задачей ближайших лет будет задача насаждения промышленных про­ изводств в крае. При недостатке средств дороги будет оказано содействие частным и обществен­ ным начинаниям, ибо понятно, что, при ограни­ ченности имеющихся средств, дорога не может стремиться ни в лесном, ни в рыбном деле к монополизации. Задача дороги, как колониза­ ционного органа, будет—поощрять своей деятель­ ностью всякую производственную инициативу, участвуя в этом постольку, поскольку это необ­ ходимо для развития края, а этот край-—непо­ чатый угол работы, с которой впору справиться только дружными усилиями. Рыбное дело. В развитии рыбного дела на Мурмане и Б е ­ лом море организация холодного транспорта и холодильных складов должна сыграть большую роль. Холод творил чудеса в экспорте скоропор-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz