Вестник Мурмана 1923, № 25 (23 июня).

№ 25 М У Р М А Н А. 27. ская ж. д. построена в годы войны в спешпом порядке, по стратегическим соображениям, по направлению, обу­ словленному случайными обстоятельствами, а не надле­ жащими экономическими изысканиями. С другой стороны, незамерзающий Мурманский порт имеет огромное политическое и экономическое значение и развитие перевозок через этот порт по обслуживающей его стратегической Мурманской дороге представляется делом общегосударственным, отвечающим множеству важ­ ных интересов. После специального обследования па месте линии Мурманской дороги высшие органы II.К.И.О. постано­ вили „признать принципиально необходимым существо­ вание Мурманской ж. д., без чего невозможно успешное развитие края". Это постановление возложило на вновь образованное Правление Мурманской ж. д. обязанность—-всеми мерами содействовать успешному развитию края, его колониза­ ции, созданию в нем торговать и промышленности, для чего дороге пе отпущено из казны никаких средств. Необходимо было поэтому, кроме других мер, направить энергические усилия к скорейшему и наилучшему исполь­ зованию' главного дара, данного природою Мурманскому пустынному краю,— именно, Мурманского незамерзаю­ щего порта, со всеми его естественно-географическими преимуществами, его исключительной близостью к портам Норвегии, Америка и Англии, словом— к развитию пере­ возок через Мурманск. >; Б этих гидах Правление Мурманской ж. д. прежде всего применило обычное средство привлечения грузов на железнодорожные лииии, именно—-установление особо пониженных на 80°/о тарифов на ряд возможных ввоз­ ных н вывозных грузов через Мурманск, в противовес напряженной конкурреации других Балтийских портов, особенно Ревеля и Риги. Добилось Правление и особого постановления СТО о преимущественном, с точки зре­ ния государственных интересов, направлении грузов в русские порты, т. с. в Петроград и Мурманск, против 1 Риги и Либавы. Но, несмотря на все это, все продолжительные пере­ говоры дороги с рядом хозяйственных организаций и учреждений Внешторга не дали никаких практических' результатов. Все импортпые^и экспортные грузы, по тем пли иным обстоятельствам, независящим от дороги, по преж­ нему направлялись через Ревель и Ригу и лишь отчасти через Петроград. Незамерзающий Мурманский порт не получил ничего. Вся отправка Мурманска за 11 меся­ цев 1922 года выразилась ничтожной цифрой—менее 5 т. тона всех коммерческих грузов. Тогда Правление Мурманской жел. дор. в декабре прошлого года возбудило ходатайство об установлении дифференциальных пониженных пошлин па ряд привоз­ ных и отпускных товаров при следовании их через Мурманск, обосновав свое ходатайство рядом соображе­ ний общегосударственного и экономического характера и удачными примерами применения дифференциальных пошлин из практики прежних лет; поддержанное в пол­ ной мере II. К. П. С. ходатайство Мурманской дороги подверглось подробному рассмотрению в разных инстан­ циях. В конце концов 16 марта с/г. состоялось едино­ гласное постановление Таможенно-Тарифного Комитета, в состав которого входят представители и всех другим ведомств, признать принципиально желательным пред­ ставление понижения таможенных пошлин через Мур­ манск. Комитет далее указал, что попижепие пошлинных ставок на разные грузы следует устанавливать на раз­ ницу стоимости провоза от Лондона между направле­ ниями Мурманск— Москва и Р и г а—Москва и Лондон— Петроград— Москва, учитывал разницы в размерах мор­ ского фрахта, страховой премии, накладных расходов и железнодорожных, тарифов между всеми этими напра­ влениями. При этом, в виде уступки защитникам Петро­ градского порта решено, было для главнейших партион­ ных товаров установить разные скидки с пошлины, меньшие— па лето, когда Петроград открыт и увеличен­ ные—для зимы, когда Петроград замерзает, считая зим­ ний период с 15 ноября по 15 апреля, а лето с 15 апреля по 15 ноября. В заседании 23 марта Таможенно-Тарифный Коми­ тет окончательно рассмотрел выработанные особой ко­ миссией как роспись товаров, так и самый размер скидки с ношлипы для каждого отдельного товара, включен­ ного в роспись. 2 апреля Наркомвнештор* внес в Совет Народиых Комиссаров проект декрета о дифференциальных тамо­ женных пошлинах на товары, _ввозимые и вывозимые через Мурманский порт. В своем представлении от 2 апреля Наркомвпешторг пояснил, что вопрос о пони­ жении тамояіепных пошлин па товары, при следовании их через Мурманский порт, был возбужден в целях увеличения количества провозимых по Мурманской ж е ­ лезной дороге Грузов и устранения конкурренции с Мурманским портом Финляндских, Эстонских и Латвий­ ских портов (Ганге, Рига, Ревель, Либава и Вішдава) и что эта мера необходима, имея в виду ' то весьма важ­ ное политическое и экономическое значение, которое имеет развитие деятельности Мурманской железной до­ роги (для колонизации края и в стратегическом отно­ шении). При определении размеров скидки па товары мас­ сового характера была принята во внимание не только разница расходов, слагающихся из переплат по фрахтам, по страховой премии, железнодорожным тарифам и дру­ гим накладным расходам в направлениях через Ригу, Петроград и Мурманск, по к этой разнице, по объяс­ нениям Наркомвнешторга, была, в целях привлечения грузов па Мурманскую железную дорогу, сделана над­ бавка для увеличения размеров скидов с пошлин. Понижение таможенных пошлин на провозные то­ вары, следующие через Мурманск, обнимает целый ряд всевозможных товаров, перечисляемых в 44 статьях и G8 параграфах существующего таможенного тарифа. Все эти товары по их роду и значению в народном хозяйстве и в потреблении широких масс населения могут быть подразделены на следующие группы: I — продукты питания; I I— предметы одехний; I I I— сырье для фабрик и заводов; ІУ— всевозможные сельско-хозяй- ственные машины и орудия, простые и сложные; сель- ско-хозяйственные инструменты; У— всевозможные ма­ шины и станки, их части и принадлежности и другие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz