Вестник Мурмана 1923, № 25 (23 июня).
№ 25 М У Р М А Н А. 27. ская ж. д. построена в годы войны в спешпом порядке, по стратегическим соображениям, по направлению, обу словленному случайными обстоятельствами, а не надле жащими экономическими изысканиями. С другой стороны, незамерзающий Мурманский порт имеет огромное политическое и экономическое значение и развитие перевозок через этот порт по обслуживающей его стратегической Мурманской дороге представляется делом общегосударственным, отвечающим множеству важ ных интересов. После специального обследования па месте линии Мурманской дороги высшие органы II.К.И.О. постано вили „признать принципиально необходимым существо вание Мурманской ж. д., без чего невозможно успешное развитие края". Это постановление возложило на вновь образованное Правление Мурманской ж. д. обязанность—-всеми мерами содействовать успешному развитию края, его колониза ции, созданию в нем торговать и промышленности, для чего дороге пе отпущено из казны никаких средств. Необходимо было поэтому, кроме других мер, направить энергические усилия к скорейшему и наилучшему исполь зованию' главного дара, данного природою Мурманскому пустынному краю,— именно, Мурманского незамерзаю щего порта, со всеми его естественно-географическими преимуществами, его исключительной близостью к портам Норвегии, Америка и Англии, словом— к развитию пере возок через Мурманск. >; Б этих гидах Правление Мурманской ж. д. прежде всего применило обычное средство привлечения грузов на железнодорожные лииии, именно—-установление особо пониженных на 80°/о тарифов на ряд возможных ввоз ных н вывозных грузов через Мурманск, в противовес напряженной конкурреации других Балтийских портов, особенно Ревеля и Риги. Добилось Правление и особого постановления СТО о преимущественном, с точки зре ния государственных интересов, направлении грузов в русские порты, т. с. в Петроград и Мурманск, против 1 Риги и Либавы. Но, несмотря на все это, все продолжительные пере говоры дороги с рядом хозяйственных организаций и учреждений Внешторга не дали никаких практических' результатов. Все импортпые^и экспортные грузы, по тем пли иным обстоятельствам, независящим от дороги, по преж нему направлялись через Ревель и Ригу и лишь отчасти через Петроград. Незамерзающий Мурманский порт не получил ничего. Вся отправка Мурманска за 11 меся цев 1922 года выразилась ничтожной цифрой—менее 5 т. тона всех коммерческих грузов. Тогда Правление Мурманской жел. дор. в декабре прошлого года возбудило ходатайство об установлении дифференциальных пониженных пошлин па ряд привоз ных и отпускных товаров при следовании их через Мурманск, обосновав свое ходатайство рядом соображе ний общегосударственного и экономического характера и удачными примерами применения дифференциальных пошлин из практики прежних лет; поддержанное в пол ной мере II. К. П. С. ходатайство Мурманской дороги подверглось подробному рассмотрению в разных инстан циях. В конце концов 16 марта с/г. состоялось едино гласное постановление Таможенно-Тарифного Комитета, в состав которого входят представители и всех другим ведомств, признать принципиально желательным пред ставление понижения таможенных пошлин через Мур манск. Комитет далее указал, что попижепие пошлинных ставок на разные грузы следует устанавливать на раз ницу стоимости провоза от Лондона между направле ниями Мурманск— Москва и Р и г а—Москва и Лондон— Петроград— Москва, учитывал разницы в размерах мор ского фрахта, страховой премии, накладных расходов и железнодорожных, тарифов между всеми этими напра влениями. При этом, в виде уступки защитникам Петро градского порта решено, было для главнейших партион ных товаров установить разные скидки с пошлины, меньшие— па лето, когда Петроград открыт и увеличен ные—для зимы, когда Петроград замерзает, считая зим ний период с 15 ноября по 15 апреля, а лето с 15 апреля по 15 ноября. В заседании 23 марта Таможенно-Тарифный Коми тет окончательно рассмотрел выработанные особой ко миссией как роспись товаров, так и самый размер скидки с ношлипы для каждого отдельного товара, включен ного в роспись. 2 апреля Наркомвнештор* внес в Совет Народиых Комиссаров проект декрета о дифференциальных тамо женных пошлинах на товары, _ввозимые и вывозимые через Мурманский порт. В своем представлении от 2 апреля Наркомвпешторг пояснил, что вопрос о пони жении тамояіепных пошлин па товары, при следовании их через Мурманский порт, был возбужден в целях увеличения количества провозимых по Мурманской ж е лезной дороге Грузов и устранения конкурренции с Мурманским портом Финляндских, Эстонских и Латвий ских портов (Ганге, Рига, Ревель, Либава и Вішдава) и что эта мера необходима, имея в виду ' то весьма важ ное политическое и экономическое значение, которое имеет развитие деятельности Мурманской железной до роги (для колонизации края и в стратегическом отно шении). При определении размеров скидки па товары мас сового характера была принята во внимание не только разница расходов, слагающихся из переплат по фрахтам, по страховой премии, железнодорожным тарифам и дру гим накладным расходам в направлениях через Ригу, Петроград и Мурманск, по к этой разнице, по объяс нениям Наркомвнешторга, была, в целях привлечения грузов па Мурманскую железную дорогу, сделана над бавка для увеличения размеров скидов с пошлин. Понижение таможенных пошлин на провозные то вары, следующие через Мурманск, обнимает целый ряд всевозможных товаров, перечисляемых в 44 статьях и G8 параграфах существующего таможенного тарифа. Все эти товары по их роду и значению в народном хозяйстве и в потреблении широких масс населения могут быть подразделены на следующие группы: I — продукты питания; I I— предметы одехний; I I I— сырье для фабрик и заводов; ІУ— всевозможные сельско-хозяй- ственные машины и орудия, простые и сложные; сель- ско-хозяйственные инструменты; У— всевозможные ма шины и станки, их части и принадлежности и другие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz