Вестник Мурмана. 1923, N24.

Докдад тов. Дрнодьдова. № 24. М У Р М А Н А 3 На заседании, состоявшемся 5 июня, выступил с до­ кладом председатель Правления тов. Арнольдов, который предварительно передает съезду or имепи Правления— привет, который пе успел передать к моменту открытия съезда. Переходя к существу доклада, докладчик отмечает, что настоящий момент знаменует собой новую эпоху в жизни Мурманской жел. дор. в связи с недавним опубликованием постановления СТО о предоставлении дороге в ее распоряжение 3 .0 0 0 .0 0 0 десятин земли, т. е. той базы, по которой будет идти строительство. Правление надеется, что та критика, те поправки, ко­ торые делегаты с мест внесут, дадут ту живую струю, которая с учетом работы в масштабе дороги и обще­ государственном, при тесном сотрудничестве с профес­ сиональными и местными экономическими организациями, основную цель заселения края и достройки дороги сумеет выполнить. Вопрос об экономической базе является актуальным для Мурманской жел; дор. В тех условиях нищенствова- ния, какое имело место прежде, ни о каком существо­ вании не могло быть и речи. Надо было найти совер­ шенно новый крепкий, обоснованный экономически фун­ дамент, который давал бы возможность существовать, и, найдя его, распределить план проведепия его хотя бы на ближайшие годы. В этом отношении график работ, составленный на три периода, совершенно регулярно выполнялся. Первый период— организованного строительства, когда ломалась форма Управления на транспорте на всей еети и в частности и на Мурманской жел. дор. Второй п е р и о д - подбор соответствующего командного состава для работ в новых условиях. Это, несомненно, был самый тяяіелый период и он определяется сроком от сентября до января. Перед Правлением тогда имелась громадная задолжен­ ность, которую надо было ликвидировать, ощущалось отсутствие всяких материальпых запасов, недостаток топливных запасов и выявилась необходимость произ­ водства и снабжения рабочих спец-одеждой. Работа второго периода заключалась в подготовке к плану, получении средств для достройки, окончательной ликвидации задолженности по зарплате и в вырешении жилищного вопроса, который в дальнейшем становится краеугольным камнем работы. Период январь — май, с точки зрения подготовительных мероприятий, несо­ мненно, был благополучно разрешен. Успе хи работы на лицо. Можно констатировать получение денег на до­ стройку, приобретение целого ряда материалов по ва­ гонному и паровозному хозяйству, целый ряд техниче­ ских приобретений и, наконец, успешное окончание той борьбы, которая упорно велась за получение основного фундамента, на основе которого дорога сможет в даль­ нейшем существовать, а именно — за отвод трех мил­ лионов десятин земли, т. е. измененной 10-верстки, которая была в начальном проекте. Можно добавить к тому еще ряд понижений таможенных пошлин, уста­ новление рейсов и т. п. мероприятия, находящиеся в высших законодательных учреждениях, направленные, с одной стороны к улучшению жизни края, а с другой стороны— к усилению темпа работы дороги. В выпол­ нении этой огромной программы достигнут полный кон­ такт со всеми областными и краевыми организациями, так как ясно, что игнорирование их в этом вопросе было бы губительно, как для дороги, так и для края. Правление дороги по мере сил сумело также пойти на­ встречу Дорожному Комитету в вопросе повышения оплаты на северных участках и частично на юге. Это один из вопросов, разрешенных напряжением Правления обоюдно с Дорожным Комитетом. Третий период обнимает собой май— сентябрь. К достижениям этого периода следует отнести: пе­ реход на плановое снабжение, осуществление намечен­ ных достроек, практический подход к колонизации, значительный размах Правления. Учитывая, что па до­ стройку было отпущено 300 тысяч золотых, из коих 100 .000 должно пойти на жилищное строительство, Правление сочло необходимым (при чем, настояние и инициатива Дорожного Комитета встречали сочувствие со стороны Правления дороги), путем сжатия целого ряда других расходов, выделить еще на строительство 140 .000 золотых рублей. Это не было предусмотрено никакими дотациями Центра и явилось результатом лишь экономий внутреннего хозяйства дороги. К сле­ дующей весне будут уже ощутимы и результаты колони­ зационных мероприятий. Их проведение внутри подго­ товлено и будет вестись. В дальнейшем работа этого периода рисуется в виде установления связи с загра­ ницей (для привлечения иностранного капитала) на условиях, декретированных Советскою властью, в целях развития жизни края и осуществления достройки дороги, а также в упрощении аппарата не только на линии, но и внутри. Касаясь линии работы Правления и его взаимоотно­ шений с профсоюзом, докладчик указывает, что отдель­ ные этапы этих взаимоотношений определяются харак ­ тером работ соответствующих отделов Правления и предстоящей программой. Переходя к обзору деятельности различных органов Правления, докладчик в первую очередь останавливается на работе Финансового Отдела. Дефицитность дороги к началу организации Правле­ ния была довольно внушительна: Недополучение от Центра выражалось в следующих процентах: в октябре— 4,8, в ноябре— 16,5 в де­ кабре— 16,5, в январе— 11,5, в феврале— 2,5; в апреле— 10 ,1 . В марте же поступление превысило па 14 процентов. Мы стали доходной дорогой, несмотря на жесткие нормы, которые преподает НКПС. Изли­ шек же в 6 4 1 /2 миллиона послужил для оплаты задол­ женности—в конце марта и в начале апреля. Этот излишек удалось достигнуть путем огромной работы дороги, Группировка средств из Центра такова: 6 6 ° /0 на покрытие дефицита, 27°/о на шпалы и дровозаготовку, 3°/о на образование оборотного капитала прочие расходы 4°/0. Центр тяжести-...покрытие дефицита, т. с., расходы по заработной плате. В общем надо констатировать, что в условиях р а ­ боты мы все же имеем значительный успех, нбо, если мы на первый октябрь 1922 г . имели 77°/0 дотации

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz