Вестник Мурмана. 1923, N24.

№ 24 . М У Р М А Н А. 17 пусту и огурцт.т, свеклы и брюквы почти ие сеют. Сель­ ское хозяйство безусловно могло бы стоять несравненно выше, но оно заброшено ради более доходных промыс­ лов,—главным образом, лесного. В 1922 г. здесь вела лесозаготовки артельная организация „Рус-лес-транс постановка дела основательная, заработная плата выда­ валась по желанию предметами первой необходимости, заготовляется до 5 .000 куб. дров, G0.ООО шт. шпал. В виду того, что заготовками последних лет леса около линии почти использованы, необходимо получение лесных материалов с бассейна Сегозера; между тем, строящаяся военно-саперным отрядом железнодорожная ветка к Се- гозеру на 3 вер. была еще недостроена. Сегозеро бо­ гато рыбой, но снастей нет, сбывать рыбу некуда, и потому рыболовство в полном упадке. Между тем, р я ­ пушку, сигов и палыо здесь можно бы добывать сотнями пудов, а остальную рыбу—тысячами. То же приходится сказать и относительно пушнины и дичи: много куниц, рысей, россомах, белок, по нет ружей, да и некому на это тратить время. Очень много грибов п ягод, сбор которых и заготовка на продажу также не организованы. Для собственного употребления на зиму запасают целые бочки брусники и моченых волнушек; то и другое—лю­ бимое блюдо местных карел. Кустарные промыслы в районе начинают понемногу развиваться. Местами выгоняют смолу и деготь и изго­ товляют разные деревянные поделки. В ТІаданах и Сон- далах понемногу крепнет кузнечный и слесарный про­ мысел. Особенно с весны 1922 г., когда для кузнечных и слесарных работ пущен в дело Сеговецкий чугуно- плавнлышй завод. В том же Падаиском районе начата выделка бондарных изделий, хотя и невысоких по качеству. С диабазовыми породами, распространенными в рай­ оне Сегозеро, связан целый ряд мало исследованных месторождений медных руд; отметим некоторые из них: остров Васконсари в северной части озера; в 6 вер. к югу от деревни Баранова-гора; в 15 в. от с. Кузпаво- лок: у дор. Евжезеро; в 12 в. к сев.-западу от д. Сон- далы, в юго-зап. части бассейна Сегозера в Кульмисской губе. Кроме медных руд и в обилии находящихся озер­ ных железных руд, указывают признаки свинцовой руды. Около Карельской Масельга и Лисьей горы известны метаморфические сланцы в виде, так называемого, гор­ шечного камня, который служит хорошим материалом для гончарных изделий. Обращаясь к колонизационным возможностям в этом обширном пустынном крае, нужно сказать, что они весьма широки, судя по отзывам знающих край людей, везде около каждого селения в окружающих бесконечных ле­ сах можно найти хорошие пахотные и сенокосные угодья в таком количестве, что можно разбить целый пересе­ ленческий поселок. Но особенно широки колонизацион­ ные возможности к Западу от Сегозера— это так назы­ ваемый „Селецкий Суземок", да и все огромное про­ странство между озерами Селецкое, Гимала, Йнгозеро и Маслозеро (Олоиецкое), представляет широкие возмож­ ности для колонизации. Здесь видны старые давно за ­ пущенные и поросшие лесом пашни и ни одной живой души на десятки верст. Земли здесь настолько хороши, что возможна даже чисто земледельческая колонизация. Хорошие участки для поселков можно найти и в окрест­ ностях первого от Масельской к северу разъезда. (Продолжеоюие следует ). ---- Х Р О М И К А . ебшоеш (OjVittCCUetl Г Данные обследования комиссией СТО Правлений ж. д. представляют особый интерес для всех трансорганов и в частности, для Правления Мурм. ж. д. В связи с выдви­ нувшимся в последнее время вопросом о целесообразности существования Правления, Комиссия нашла, что суще­ ствующая форма связи транспорта с промышленностью через представительство отдельных отраслей промышлен­ ности в Правлениях оказалась нежизненной и не гаран­ тирующей действителеиой связи между транспортом и про­ мышленностью. Практически большое значение имеет связь Правления с хозяйственно-политическими объединениями (Областными и Губернскими Экосо, автономными Рес­ публиками и т. п.). Целесообразным является установление связи через посредство регулярно созываемых (примерно, раз в месяц), действующих на основании особаго положения, экономи­ ческих совещаний при Правлениях дорог с участием по­ стоянных представителей местных Экосо, торговых и про­ мышленных организаций района дороги. ГІо финансовому вопросу констатировано, что Правления почти лишены возможности проявлять финансовую самостоя­ тельность и инициативу. Они связаны расходным расписа­ нием, всегда явно недостаточным, связаны жесткими брониро­ ванными частями расходных смет на заработную плату, топливо и металлы. Из центра постоянно делаются пред­ писания—-по технической, социально-ооесиечеиской, образо­ вательной, врачебной и всяким иным частям—производить расходы, совершенно непредусмотренные ни сметами, пи расходными расписаниями. Расчеты между дорогами ио пе­ ревозкам, конвенционному осмотру и ремонту вагонов, а также расчеты по кредитовым перевозкам ведомственных грузов, недостаточно налажены. Одним из серьезных препятствий к развитию финансо­ вой деятельности Правлений является попытка введения кредитной дисциплины при условии, что сам центр делает предписания о бескредитных расходах, следствием чего яиляется тот факт, что дороги не стремятся к увеличению перевозок. Необходимо: а) предоставить Правлениям право само­ стоятельно распоряжаться чистым доходом дороги и пре­ вышением поступлений над сметными предположениями, за изъятием тех сумм, кои будут отчисляться в резерв НКПС на поддержание дефицитных дорог или для сдачи некото­ рой части чистой прибыли в казну, при чем размер взно­ сов в центр определяется по кварталам, сдача же каких- либо сумм в казну может иметь место лишь в том случае, если смета путей сообщения в целом даст кредитное сальдо; б) эмансипировать в финансовом отношении и перевести на самостоятельный режим те Правления, которые хоть как-нибудь сводят концы с концами; в) чтобы в работе НКПС было органически уделено достаточное внимание интересам и нуждам Правлений, для

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz