Вестник Мурмана. 1923, N24.
12 ВЕСТНИК № 24. Круг и некоторые другие. Совершенно исчезают заболева ния цынгой южнее Масельекой— там встречаются только отдельные случаи. Если взять в абсолютных цифрах, то по годам за болевания распределяются следующим образом: 1920 г. 1921 г. 1922 г. 2279 2121 697 Если исчислить количество заболевших цынгой на 1 .000 чел., то получим, что на 1 .000 чел. населения заболевало цынгой в 1920 г. 1921 г. 1922 г. 30 ,4 26 ,5 13,9 Как видно из номещенпых выше таблиц цчнга, как будто, имеет наклониость к понижению. Если пожелать объяснить подобное явление, то это явится задачей не легкой. Посмотрим, не может ли это явлешіе зависеть только от уменьшения самого железно дорожного населения. Невидимому, нет, так как .в то время, как население в 1922 году, по сравнению с 1920 годом уменьшилось на 32 ,4% , количество цин готных уменьшилось на 6 9 ,5 ° /0) т. е. падение абсолют ной цифры цынготоых больных не соответствует паде нию цифры населенности дороги. Казалось бы, что в 19 20 “ - 2 1 г.г., когда на Севере у населения оставались большие запасы продуктов, особенно жиров, сахара, после ухода белых и цынги должно быть меньше, чем в 1922 году, когда эти запасы постепенно иссякли и питание населения ухудшилось, — а в действительности, мы видим обратную карткнѵ. Эго, отчасти, указывает на то, что, невидимому, не в одном изменении питания организма следует искать объяснения для цынги. С дру гой стороны понижение цинги в 1922 году может, от части, найти объяснение в том, что кадр рабочих па Севере постепенно видоизменялся, так как Правление дороги в течение 1922 года постепенно ликвидировало Институт командированных агентов, которые давали са мый большой процент цынготных больных, — и перешло на обслуживание дороги оседлыми, постоянными служа щими и рабочими. ■Естественно, что командированный агент, смотрел на свое пребывание, как на временное, совершенно не стремился устроить свою жизнь поудобнее и жил по походному, мечтая о том — как бы отбыть свою командировку и вернуться к родным. Подобное тя готение на родину влияло, естественно, на психику ра ботника и предрасполагало к заболеванию цынгой. С этой точки зрения следует приветствовать осуществлен ное Правлением дороги за последний год мероприятие, именно, уничтожение Института командировочных агентов. До последнего времени по вопросу о сущности цынги и ее причинах в науке пе было единодушия. Существо вали две школы: одна считала цынгу заразной болезнью, а другая „болезнью обмена веществ“ . В настоящее время большинство признает именно вторую теорию, считая, что отсутствие в пище некоторых видов пита тельных жизненных составных частей, которые носят название „витаминов" (от латинского слова „жизнь"), вызывает расстройство в организме, которое и назы вается „цингой". Но наблюдения показали, что кроме недостаточного и однообразного питания существует еще’ целый ряд других факторов, которые при своем длительном воздействии на организм также играют не последнюю роль в забо левании цынгой, а именно: отсутствие достаточных дви жений, отсутствие развлечений, отсутствие достаточного СЕе та и тепла, культурной жизни, плохое жилище, кли мат, заболоченность почвы, плохая одежда и некоторые другие. Если сопоставить все упомянутые факторы с условиями жизни железнодорожника на северных участ ках дороги, то станет ясно, что там именно имеется на лицо обстановка, располагающая к заболеванию цын гой. Отсюда легко сделать дальнейший вывод, как вести борьбу с цынгой на Севере. Правлению дороги следует уделить максимум внимания жилищному строительству, принять все меры к созданию возможно более культур ных условий существования и дать в достаточной мере все необходимые продукты питания, вводя в норму спе циальные противоцынговые средства, как лук, картофель, свежую рыбу. Не менее важную роль в борьбе с цын гой может сыграть развитие в крае сельского хозяйства и кѵльтивирование овощей па месте. Самый фактор по явления на Севере дороги постоянного, оседлого насе ления будет способствовать акклиматизации последнего. И с течением времени ближайшее поколение приобре тет, песомпепно, некоторую устойчивость, невосприим чивость организма против цынги. Подтверждением этого может послужить то, что местное туземное население (лопари, поморы) совершенно почти не болеет никогда цынгой. Здравотдел, учитывая всю важность для края вообще и Мурманской ж. д., в частности, правильной и рацио нальной постановки вопроса борьбы с цынгой, наметил специальную экспедицию на Север с участием ряда на учных специалистов. Но одному Здравотделу не под силу выполнить эту задачу. От того— поскольку все за интересованные органы дороги пойдут навстречу этому начинанию и окажут ему материальную поддержку, з а висит и успех самого дела. Вообще, борьба с цынгой должна занять не последнее место в ряде мероприятий, намеченных Правлением дороги для осуществления ко лонизации края. Врач Ломкое. . .Настойчиво и упорно будем вводить авиацию в оби ход страны, будем помнить, что авиация—великий инстру мент будущего... из ет. Л, ТРОЦКОГО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz