Вестник Мурмана. 1923, N24.
М У Р М А Н А . 11 по сценичиой работе, что особенно было существенно при отсутствии живого инструктажа. Новые времена, новые песни. Новое вино надо вливать в новые меха, а между тем любителям из народа приходится зачастую проба- бавляться случайным старым мещанским репертуаром, извлекаемым из захудалых библиотек, вроде Милорда и Георга" и „ Нечистая сила“ п пошлейших развра щающих водевилей. Но одновременно наблюдается стре мление к таким бытовым пьесам, где выдержан народный говор и выставлены люди из слоев, близких, по пони манию зрителям. Охотно ставится Островский: „Не все коту ма сленица", „Бедность не порок", „Доходпое место", „На бойком м е с т е Д о л я внимания уделяется и стариному драматургу Потехину, пьеса которого „Чужое добро в прок не пойдет" написана в 1850 году. Соприкосно вение в пьесе типичных хлеборобов, органически нена видящих праздность, с легкомысленными типами, увле кающимися разгулом и бездельем в условиях большого города, задевает в слушателях не мало струн и превра щает пьесу в чисто агитационную. Мелькают в анкетах указания па постановки Чеховских пьес ,,Медведь', „Женитьбу", „Ревизор“ Гоголя, „Дни нашей жизни“ Андреева, современную пьесу Юрина „Его шагн“ , комедии Щеглова „Солдатская любовь", „Пленныйтуров". Изредко упоминается инсценировка Аверченко „Обру- чальпое кольцо", а в селе Ялгубы, Петрозаводского уезда, были даже попытки поставить Мольеровскую ко медию, что объясняется, повидпмому, влиянием и бли зостью города, где пьесы Мольера имели заслуженный огромный успех. Но в общем обстановочные піесы, до каковых так охоча городская публика, не могут, конечно, привиться в деревне, хотя бы уже по чисто техническим условиям. Есть разница и во вкусах. Так, революционный репертуар, с его пафосом борьбы за социализм, относительно гораздо большее место зани мает в деревне, чем в городе, и если бы на лицо были соответствующие пьесы, то заняли бы там преобла дающую роль, особенно в районах, близких в-Мурман ской железной дороге или к лесозаводам и т. д. Пьесы „Победа" Тимковского, „Великий коммунар", „Красный генерал“ , „Восставшие Пролетарии", „В Под вале", „Новый путь“ , „Рамазанова", „Бабья деревня", „Восьмое марта", „Май" и другие—все это находит место на деревенской сцене и оказывает сильное вли яние на чувство зрителей. Во время революционных празднеств охотно ста вится инсценировки; так, в Заонежьи, в селе Шуньге неизгладимое впечатление оставила инсценировка на льду в день Парижской Коммуны. Собственно говоря, у устроителей не было мысли ставить картины на открытом месте, но тот барак, ко торый громко именуется в Шуньге клубом, не мог вме стить всех желающих, а в результате—эффектнейшие представления на берегу застывшего „Онега". Надо знать село Шуньгу, где еще недавно были сильны кулацкие контрреволюционную элементы, в окрестностях которой не мало полегло в боях с ними в 1919 году петрозаводских коммунистов, чтобы во образить себе тот сдвиг, который произошел здесь в сознании и образует огромные хвосты крестьян, от мала до велика жаждущих взглянуть на картины героической борьбы парижских коммунаров, и тесно прижимающихся к друг другу от холода, по не расходящихся. Разве ото пе свидетельствует об искреннем увлечении революцион ным искусством? Много и другого интересного можно извлечь из сообщений с мест о театральной работе. Для работы инструкторской, творческой, сценической— огром ный простор. Необходимы только идейные "люди, сведущие в ху дожественно-сценической работе, которые углубляли бы чувство красоты в деревенской массе и умелой рукой направляли бы сетьский репертуар, изживая халтурни- чество и всякую безжизненность. Время не ждет, и художественное воспитание на родных масс в современном подходе должно быть выдви нуто на подобающее место. Грустно констатировать, что наши экономические органы не дооцеьивают ролей театрального просвещения и немилосердно режут сметы Политпросветов. И планам, например, о создании в Карелии передвижной труппы на ближайшее лето не пришлось осуществиться, хотя на лицо были значительные художественные силы. Л. Гериіанович. —Щ Цынга на |Іурманекой жед. дор. С утверждением ;,СТО“ плана колонизации Мурмана, Мурманская ж. д. вступила в новою полосу своего су ществования. Для полного использования всех откры вающихся перед дорогой возможностей, необходимо оздо ровление той колонизационной полосы, которая ее окай мляет с той и другой сторопы. До последнего времени со словом „Мурманск" у всякого связано было пред ставление о гиблом месте. Одной из главных причин, стяжавших краю подобную дурную „славу" является „Цынга Последней и следует в настоящее время уде лить максимум внимания для того, чтобы ознакомить широкие массы с ее сущностью и теми способами борьбы, которые в данный момент предлагает наука. Не безинтересно будет проследить, как последняя протекала за последние годы на Мурманской ж. д. Заболевания цынгой появляются, обычно, с насту плением тепла и таяния снега в апреле месяце; дости гают своего максимума в мае, июне и затем идут на убыль, совершенно исчезая уже в сентябре. И эта за кономерность в движении цынги наблюдается пеизменнв из года в год с некоторыми небольшими уклонениями в ту или другую сторону. Максимальное количество заболеваний цынгой дает 4 район. На первом месте стоят: ст. Мурманск, Кандалакша, Имандра, Полярный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz