Вестник Мурмана. 1923, N23.
6 В Е С Т От бывшего Отдела Обследования Экономической Службы Управления остались незаконченные работы по обследованию экономических районов тяготения и по разработке произведенного методом исчерпывающего учета статистическо-экономчческого обследования быта служащих дороги. Обе работы произведены на северном районе дороги от Мурманска до Медвежьей Горы на протяжении 887 верст, при чем бытовому обследованию подвергнуто 5564 служащих, а всего с семьями 10-912 человек. Колонизационный Отдел систематизировал обе эти работы. В отношении первой из них систематизированы дан ные и о техническом и коммерческом оборудовании станций и их коммерческой работе, об экономических возможностях районов их тяготения и возможной коло низационной емкости последних. Собраны материалы по колонизации указанных райо нов путем обследования хозяйств старожильческого на селения и поселившихся в порядке вольной заимки (ст. 14, 16 Земельного Кодекса Р. С. Ф. С. Р.). Материалы эти дали фактическую основу для раз работки колонизационных мероприятий на представляе мой дороге земельной полосе (тип хозяйства, некото рые подходы к определению размеров населения и т. д.). При разработке статистическо-экономнческого обсле дования быта служащих установлены: а) районы выхода, что дает в будущем основание для привлечения из этих районов колонистов; б) дока зано, что, несмотря на крайне трудные условия жизни и работы на севере, все же часть служащих оседает на дороге, давая постоянный штат. Такое оседание для района дороги от Мурманска до Полярного Круга рав няется 40°/о и от Полярного Круга до Медвежьей Горы 50 °/0 существовавшего на 1 октября 1922 года штата. Осевшими признавались прибывшие в край до 1920 года, так как в этом году дорога освободилась от иностранной оккупации, и все не связавшиеся с краем и желающие его покинуть могли свое желание осуще ствить. в) Осевшие в значительном проценте имеют скот, огороды и покосы, улучшая этим свое материальное по ложение и приспосабливаясь к суровому, но богатому краю. г) Часть осевших уже является колонистами в пол ном смысле этого слова-—они выбрали для себя участки будущего поселения, приступили к их мелиорации и даже в некоторых случаях к возведению на них соб ственными средствами построек— наметив, таким обра зом, первые очаги колонизации, как, например, при разъ езде Пулозеро, при устье р. Кицы, у ст. Кандалакши, Сороки, Сегеже и других. д) Независимо от сего, при разработке этого обсле дования выработан ряд практических мероприятий и по общему улучшению быта служащих и но налаживанию хозяйства дороги. В общем, разработка обследования показала ту гро мадную роль, которую уже играют железнодорожники в деле основания дальнего Севера, уничтожая представле ние о нем, как о месте ссылки, и являясь пионерным авангардом Севера, укрепляющим его промышленное и стратегическое значение. Н И К № 23. Параллельно с продвижением вопроса о предоста влении земельных пространств шла подготовка материа лов для практической работы на отводимых дороге зе мельных площадях, дабы непосредственно после утвер ждения проекта в СТО возможно было приступить к проведению его в жизнь, использовав полевой период 1928 года. Установив на основании произведенного сотрудни ками Отдела на местах и литературных данных, участки, подлежащие выделению и подготовке в первую и вторую очередь, Отдел произвел физико-географическое, земель ное и экономическое описание их, площадь описанных участков первой очереди около 20 .000 дсс., второй— около 14 .000 десятин. Для полевых работ на этих пло щадях необходимо в целях наибольшей успешности и интенсивности работ иметь данные о местном земле пользовании, позволяющие ориентироваться при работах; в этих целях составляются списки населенных мест в районе предположенных к отводу массивов, численного состава населения, хозяйств и промысла и вырабаты вается землеустроительная программа п ол оеы х работ. Одним из главнейших условий правильной поста новки колонизационной работы является выработка норм земельного наделения колонистов в зависимости от за нятия. С этой целью, на основании данных местного обследования и литературы, разработаны бюджеты коло нистов и расчет рабочих дней для различных районов отвода, соответственно промыслам, являющимся основой бюджета (скотоводческое хозяйство, рыболовное, хозяй ство, имеющее основой бюджета лесной промысел и т. д.). Необходимость рационального и возможно быстрого поднятия хозяйства новоселов требует ссудной помощи переселенцам, в частности— ссуд строительным материа лом. Поэтому, Колонизационно-Агрономический Отдел разработал подробные правила ссудной помощи. При выработке норм наделения и правил ссудной помощи принимаются во внимание не только данные по северному краю, но и учитывается опыт работ по ко лонизации сибирских таежных и урнанных районов, колонизация которых дала неоспоримо благоприятные результаты. Имея в виду, что основой колонизации является развитие производительных спл подлежащего колониза ции района, составлено особое описание отводимых до роге лесных массивов с характеристикой лесонасаждений и данными как довоенной, так и возможной в будущем эксплоатации их; особо внимательно выделяются на ука занной выше промышленной карте горные богатства отводимых районов и составляется описание и учет рыб ных запасов водных пространств, вошедших в отводи мые районы на предмет наиболее рентабельной экспло атации их. Наконец, в целях ознакомления кругов, могущих способствовать промышленному оживлению края и озна комлению с ним широких масс населения, выпущен сборник „Производительные силы района Мурманской ж. д .“ , заключающий около 300 страниц текста с кар той и иллюстрациями, в которых даются сведения по истории дороги и края, его естественных богатств и подходов к эксплоатации их. Данныя, собранные Отделом, и, вообще, работа по следнего послужили главной базой переговоров с выс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz