Вестник Мурмана. 1923, N23.

6 В Е С Т От бывшего Отдела Обследования Экономической Службы Управления остались незаконченные работы по обследованию экономических районов тяготения и по разработке произведенного методом исчерпывающего учета статистическо-экономчческого обследования быта служащих дороги. Обе работы произведены на северном районе дороги от Мурманска до Медвежьей Горы на протяжении 887 верст, при чем бытовому обследованию подвергнуто 5564 служащих, а всего с семьями 10-912 человек. Колонизационный Отдел систематизировал обе эти работы. В отношении первой из них систематизированы дан­ ные и о техническом и коммерческом оборудовании станций и их коммерческой работе, об экономических возможностях районов их тяготения и возможной коло­ низационной емкости последних. Собраны материалы по колонизации указанных райо­ нов путем обследования хозяйств старожильческого на ­ селения и поселившихся в порядке вольной заимки (ст. 14, 16 Земельного Кодекса Р. С. Ф. С. Р.). Материалы эти дали фактическую основу для раз­ работки колонизационных мероприятий на представляе­ мой дороге земельной полосе (тип хозяйства, некото­ рые подходы к определению размеров населения и т. д.). При разработке статистическо-экономнческого обсле­ дования быта служащих установлены: а) районы выхода, что дает в будущем основание для привлечения из этих районов колонистов; б) дока­ зано, что, несмотря на крайне трудные условия жизни и работы на севере, все же часть служащих оседает на дороге, давая постоянный штат. Такое оседание для района дороги от Мурманска до Полярного Круга рав­ няется 40°/о и от Полярного Круга до Медвежьей Горы 50 °/0 существовавшего на 1 октября 1922 года штата. Осевшими признавались прибывшие в край до 1920 года, так как в этом году дорога освободилась от иностранной оккупации, и все не связавшиеся с краем и желающие его покинуть могли свое желание осуще­ ствить. в) Осевшие в значительном проценте имеют скот, огороды и покосы, улучшая этим свое материальное по­ ложение и приспосабливаясь к суровому, но богатому краю. г) Часть осевших уже является колонистами в пол­ ном смысле этого слова-—они выбрали для себя участки будущего поселения, приступили к их мелиорации и даже в некоторых случаях к возведению на них соб­ ственными средствами построек— наметив, таким обра­ зом, первые очаги колонизации, как, например, при разъ­ езде Пулозеро, при устье р. Кицы, у ст. Кандалакши, Сороки, Сегеже и других. д) Независимо от сего, при разработке этого обсле­ дования выработан ряд практических мероприятий и по общему улучшению быта служащих и но налаживанию хозяйства дороги. В общем, разработка обследования показала ту гро­ мадную роль, которую уже играют железнодорожники в деле основания дальнего Севера, уничтожая представле­ ние о нем, как о месте ссылки, и являясь пионерным авангардом Севера, укрепляющим его промышленное и стратегическое значение. Н И К № 23. Параллельно с продвижением вопроса о предоста­ влении земельных пространств шла подготовка материа­ лов для практической работы на отводимых дороге зе­ мельных площадях, дабы непосредственно после утвер­ ждения проекта в СТО возможно было приступить к проведению его в жизнь, использовав полевой период 1928 года. Установив на основании произведенного сотрудни­ ками Отдела на местах и литературных данных, участки, подлежащие выделению и подготовке в первую и вторую очередь, Отдел произвел физико-географическое, земель­ ное и экономическое описание их, площадь описанных участков первой очереди около 20 .000 дсс., второй— около 14 .000 десятин. Для полевых работ на этих пло­ щадях необходимо в целях наибольшей успешности и интенсивности работ иметь данные о местном земле­ пользовании, позволяющие ориентироваться при работах; в этих целях составляются списки населенных мест в районе предположенных к отводу массивов, численного состава населения, хозяйств и промысла и вырабаты­ вается землеустроительная программа п ол оеы х работ. Одним из главнейших условий правильной поста­ новки колонизационной работы является выработка норм земельного наделения колонистов в зависимости от за­ нятия. С этой целью, на основании данных местного обследования и литературы, разработаны бюджеты коло­ нистов и расчет рабочих дней для различных районов отвода, соответственно промыслам, являющимся основой бюджета (скотоводческое хозяйство, рыболовное, хозяй­ ство, имеющее основой бюджета лесной промысел и т. д.). Необходимость рационального и возможно быстрого поднятия хозяйства новоселов требует ссудной помощи переселенцам, в частности— ссуд строительным материа­ лом. Поэтому, Колонизационно-Агрономический Отдел разработал подробные правила ссудной помощи. При выработке норм наделения и правил ссудной помощи принимаются во внимание не только данные по северному краю, но и учитывается опыт работ по ко­ лонизации сибирских таежных и урнанных районов, колонизация которых дала неоспоримо благоприятные результаты. Имея в виду, что основой колонизации является развитие производительных спл подлежащего колониза­ ции района, составлено особое описание отводимых до­ роге лесных массивов с характеристикой лесонасаждений и данными как довоенной, так и возможной в будущем эксплоатации их; особо внимательно выделяются на ука­ занной выше промышленной карте горные богатства отводимых районов и составляется описание и учет рыб­ ных запасов водных пространств, вошедших в отводи­ мые районы на предмет наиболее рентабельной экспло­ атации их. Наконец, в целях ознакомления кругов, могущих способствовать промышленному оживлению края и озна­ комлению с ним широких масс населения, выпущен сборник „Производительные силы района Мурманской ж. д .“ , заключающий около 300 страниц текста с кар­ той и иллюстрациями, в которых даются сведения по истории дороги и края, его естественных богатств и подходов к эксплоатации их. Данныя, собранные Отделом, и, вообще, работа по­ следнего послужили главной базой переговоров с выс

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz