Вестник Мурмана. 1923, N23.
№ 23. М У Р М А Н А. 5 ... Настойчиво и упорно будем вводить авиацию в оби ход страны, будем помнить, что авиация—великий инстру мент будущего... из ет. Л. ТРОЦКОГО. Одновременно е продвижением вопроса о предоста влении земельпых пространств, Отдел должен был за пяться изучением экономики края в отраслях, связан ных с предстоящей работой и составлением плана хо зяйства и заселения этих пространств. Нужно было обработать и систематизировать материал, который имелся в распоряжении дороги (главным образом, бывшей Эко номической Службы ее) и других ведомств и организа ций, работавших по изучению края. Главнейшей основной базой будущего развития края является лес. Для изучения его продолжена ра бота бывшей Экономической Службы и к настоящему времени произведено, на основании данных местного обследования 1921 и 1922 гг., описание всех лесных массивов, прорезываемых дорогой от Мурманска до се верной оконечности Онежского озера. Описывались не только леса, непосредственно примыкающие к линии дороги, но и более отдаленные дачи, составляющие еди ные хозяйственные массивы— всего 24 лесничества, за ключающие 57 лесных дач, или отдельных хозяйствен ных единиц. Общая площадь описанных лесничеств составляет в круглых цифрах 19 .500 .000 дес., причем под лесом около 10 .000 .000 десятин, остальное же пространство занято болотами, тундрами и озерами. Леса этого района достигают спелости в возрасте 160 — 800 лет, в зави симости от географ, широты их произрастания, и дают, как правило, мелкослойную, смолистую, прочную, трудно загнивающую древесину. Все описанные площади в на стоящее время нанесены на особые десятиверстные карты. Одновременно произведено, на основании действую щих до настоящего времени планов хозяйства, исчисле ние возможного отпуска различного леса. Установлено, что крупного пиловочного леса может быть отиущепо 1 .800 .000 дерев, дающих до 100 .000 стандартов раз ного рода материалов, с возможностью их распиловки на заводах, расположенных но берегам Белого моря, с удобным для леса сплавом. До постройки дороги сбыт имел лишь крупный пиловочный лес, мелкий же поде лочный шел исключительно для нужд местного населе ния в весьма незначительных количествах. По дей ствующим планам хозяйства обследованные леса, кроме пиловочного леса, могут дать до 1 .000 .000 куб. саж. дров и разного рода мелких сортиментов. При условии интенсификации хозяйства путем уста новления сплошной лесосечной рубки означенные пло щади могут дать как крупного, так и мелкого леса зна чительно большее количество. Сплавными путями лесничества обслуживаются более или менее полно. Рыбные богатства прорезываемого дорогой района являются главнейшими после лесных. В отношении из учения их произведена систематизация работ, по обсле дованию рыбных промыслов района Мурманской желез ной дороги на основании данных аовых экспедиций и опубликованного материала. Установлено, что по своим техническим и экономическим особенностям рыбные про мыслы, существующие в районе Мурманской железной дороги, могут быть разделены па три группы; Мурман ские, Беломорские, озерные и речпые. Мурманские про мыслы имеют своим объектом тресковые рыбы (треска, пикша), некоторые камбаловые (в особенности палтус), в незначительных количествах сельдь и семга. Общий годовой у.тов до войны около 530 .0 0 0 пуд., опустив шийся в настоящее время до 200 .000 . Беломорские рыбные промыслы имеют своим объектом сельд, навагу, семгу. Общий годовой улов до войны 500 .000 пудов, из коих около 400 .000 падает па сельдь. Озерные и речные рыбные промыслы давали больше—до 1,5 мил лиона пудов, но служили, главным образом, для соб ственных потребностей населения— для рынка вылавли валось не свыше 300 .000 пуд. ежегодно. При этом на севере преобладали ценные сиговые и лососевые породы, на юге— окунь и щука. В области горно-иромышлеппых богатств и заводской промышленности, Отдел приступил к составлению спе циальной карты и описания этих богатств, находящихся в пределах отводимых дороге массивов. В настоящее время уже составлены карта Олонецкого района и опи сание к пей. Независимо от сего специалисты-сотруд ники Отдела все принимают участие в разработке про ектов по эксплоатации горных богатств, в частности в отношении 1-го Мурманско-Олонецкого Горно-Про мышленного Товарищества, в которое дорога входит полным товарищем. В отношении обследования оленеводства, являюще гося одной из важных отраслей хозяйства на крайнем северном участке дороги, в Лапландии, Отдел распола гает обследованием, произведенным одним из его сотруд ников и являющимся в настоящее время единственным материалом по технике оленеводства средней русской Лапландии. Между прочим, из этого материала видно, что зна чителыюе увеличение населения Средне - Лапландской Тундры возможно, без всяких затрат правительственных средств на колонизацию ее, единственно путем рацио нальной налоговой политики. Невозможность развития какой-либо отрасли промы шленности без подъездных путей заставила произвести обследование сети существующих подъездных путей (вод ных, гужевых, троп), а также выяснить потребность в новых подъездных путях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz