Вестник Мурмана. 1923, N23.

№ 23. М У Р М А Н А. 5 ... Настойчиво и упорно будем вводить авиацию в оби­ ход страны, будем помнить, что авиация—великий инстру­ мент будущего... из ет. Л. ТРОЦКОГО. Одновременно е продвижением вопроса о предоста­ влении земельпых пространств, Отдел должен был за­ пяться изучением экономики края в отраслях, связан­ ных с предстоящей работой и составлением плана хо­ зяйства и заселения этих пространств. Нужно было обработать и систематизировать материал, который имелся в распоряжении дороги (главным образом, бывшей Эко­ номической Службы ее) и других ведомств и организа­ ций, работавших по изучению края. Главнейшей основной базой будущего развития края является лес. Для изучения его продолжена ра ­ бота бывшей Экономической Службы и к настоящему времени произведено, на основании данных местного обследования 1921 и 1922 гг., описание всех лесных массивов, прорезываемых дорогой от Мурманска до се­ верной оконечности Онежского озера. Описывались не только леса, непосредственно примыкающие к линии дороги, но и более отдаленные дачи, составляющие еди­ ные хозяйственные массивы— всего 24 лесничества, за­ ключающие 57 лесных дач, или отдельных хозяйствен­ ных единиц. Общая площадь описанных лесничеств составляет в круглых цифрах 19 .500 .000 дес., причем под лесом около 10 .000 .000 десятин, остальное же пространство занято болотами, тундрами и озерами. Леса этого района достигают спелости в возрасте 160 — 800 лет, в зави­ симости от географ, широты их произрастания, и дают, как правило, мелкослойную, смолистую, прочную, трудно загнивающую древесину. Все описанные площади в на­ стоящее время нанесены на особые десятиверстные карты. Одновременно произведено, на основании действую­ щих до настоящего времени планов хозяйства, исчисле­ ние возможного отпуска различного леса. Установлено, что крупного пиловочного леса может быть отиущепо 1 .800 .000 дерев, дающих до 100 .000 стандартов раз­ ного рода материалов, с возможностью их распиловки на заводах, расположенных но берегам Белого моря, с удобным для леса сплавом. До постройки дороги сбыт имел лишь крупный пиловочный лес, мелкий же поде­ лочный шел исключительно для нужд местного населе­ ния в весьма незначительных количествах. По дей­ ствующим планам хозяйства обследованные леса, кроме пиловочного леса, могут дать до 1 .000 .000 куб. саж. дров и разного рода мелких сортиментов. При условии интенсификации хозяйства путем уста­ новления сплошной лесосечной рубки означенные пло­ щади могут дать как крупного, так и мелкого леса зна­ чительно большее количество. Сплавными путями лесничества обслуживаются более или менее полно. Рыбные богатства прорезываемого дорогой района являются главнейшими после лесных. В отношении из­ учения их произведена систематизация работ, по обсле­ дованию рыбных промыслов района Мурманской желез­ ной дороги на основании данных аовых экспедиций и опубликованного материала. Установлено, что по своим техническим и экономическим особенностям рыбные про­ мыслы, существующие в районе Мурманской железной дороги, могут быть разделены па три группы; Мурман­ ские, Беломорские, озерные и речпые. Мурманские про­ мыслы имеют своим объектом тресковые рыбы (треска, пикша), некоторые камбаловые (в особенности палтус), в незначительных количествах сельдь и семга. Общий годовой у.тов до войны около 530 .0 0 0 пуд., опустив­ шийся в настоящее время до 200 .000 . Беломорские рыбные промыслы имеют своим объектом сельд, навагу, семгу. Общий годовой улов до войны 500 .000 пудов, из коих около 400 .000 падает па сельдь. Озерные и речные рыбные промыслы давали больше—до 1,5 мил­ лиона пудов, но служили, главным образом, для соб­ ственных потребностей населения— для рынка вылавли­ валось не свыше 300 .000 пуд. ежегодно. При этом на севере преобладали ценные сиговые и лососевые породы, на юге— окунь и щука. В области горно-иромышлеппых богатств и заводской промышленности, Отдел приступил к составлению спе­ циальной карты и описания этих богатств, находящихся в пределах отводимых дороге массивов. В настоящее время уже составлены карта Олонецкого района и опи­ сание к пей. Независимо от сего специалисты-сотруд­ ники Отдела все принимают участие в разработке про­ ектов по эксплоатации горных богатств, в частности в отношении 1-го Мурманско-Олонецкого Горно-Про­ мышленного Товарищества, в которое дорога входит полным товарищем. В отношении обследования оленеводства, являюще­ гося одной из важных отраслей хозяйства на крайнем северном участке дороги, в Лапландии, Отдел распола­ гает обследованием, произведенным одним из его сотруд­ ников и являющимся в настоящее время единственным материалом по технике оленеводства средней русской Лапландии. Между прочим, из этого материала видно, что зна чителыюе увеличение населения Средне - Лапландской Тундры возможно, без всяких затрат правительственных средств на колонизацию ее, единственно путем рацио­ нальной налоговой политики. Невозможность развития какой-либо отрасли промы­ шленности без подъездных путей заставила произвести обследование сети существующих подъездных путей (вод­ ных, гужевых, троп), а также выяснить потребность в новых подъездных путях.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz