Вестник Мурмана. 1923, N23.

№ 23 М У Р М А Н А . И ДОРОЖНЫЙ СЪЕЗД МУРМАНСКОЙ Ж. Д. 2-го—8-го июня 1923 г. Тезисы доклада о работе Правления. Заботы Правления, за 8 месяцев его существования, были направлены к улучшению техническо-эксплоатацион- ной и коммерческо-хозяйственнон работы дороги, к выра­ ботке плана работ по достройке дороги, а также к выяс­ нению и реальному достижению всех возможностей по вы­ полнению пионерно-колонизационных задач, лежащих на дороге. Несмотря на ряд неблагоприятных факторов как мест­ ного, так и обще-государственного характера, Правление в д большинстве случаев успешно справилось со своими задачами, при чем достигнутые результаты уже дают воз­ можность установить определенные перспективы и в даль­ нейшей работе, как по эксплоатации дороги, так и по до­ стройке ее и по проведению колонизационных задач. Деятельность Правления можно подразделить: на фи ­ нансовую, коммерческую, хозяйственную, колонизационно­ агрономическую, по учету перевозок и сборов, обще-орга­ низационную и техническую, осуществляемую при посред­ стве Управления дороги. I. Финансовая деятельность. Мурманская .дорога, при дефицитном бюджете находив­ шаяся в полной финансовой зависимости от Центра, на про­ тяжении 8 месяцев зависимость эту постепенно изживала. В октябре дотация составляла 7 7% от общего прихода, а в апреле —38% , выражаясь соответственно в 458.435 и 282.361 pj6. Несмотря, однако, на усиление поступлений выручки и арендных статей (в октябре— 136.000 руб., в апреле— 473.000 р.), дорога еще в период ближайших і — ,2 лет без помощи Центра существовать не сможет. Несмотря на дефицитность, дорога несла ряд расходов по родственным учреждениям, как Здравотдел, Культотдел и Дорпрофобр. Дорогой проведен жесткий план погашения задолженности гіо заработку рабочих и служащих и уста­ новлен нормальный порядок своевременной выплаты как тарифного заработка, так и неокладных выдач в сроки, установленные по коллективному договору. Произведена инвентаризация всего имущества дороги, определившая основной капитал в размере 57.202.295 р. 67 к. и оборот­ ный в сумме 5.520.743 р. 17 к- в золотом исчислении, за­ канчивается составлением отчет за 9 месяцев (Январь — Сентябрь) 1922 года. Ликвидированы филиальные кассы, что дало возможность достигнуть более быстрого оборота документов, и проведен ряд других мероприятий, устано­ вивших жесткую кредитную дисциплину и нормальные условия оплаты. Крупные перебои в финансовом отношении, имевшие место в начале, свелись к отдельным мелким яв­ лениям, являющимся следствием организационной незакон­ ченности. II. Коммерческая деятельность. Коммерческая деятельность выразилась в принятии мер к развитию грузооборота дороги путем привлечения на нее заграничных грузов, введением пониженных вывозных и ввозных железнодорожных тарифов до и от Мурманска, а также к установлению срочных пароходных рейсов между Мурманском и Лондоном. Проект соответственного декрета находится в Совете Народных Комиссаров на утвержде­ нии. В целях оживления края, исходатайствовано распо­ ряжение Госплана об увеличении числа пароходных рейсов между Мурманском и рыболовными становищами Мур­ манского берега, введены скорые и товаропассажирские поезда. Получена база для дороги в Петрограде в виде станции Охта-Навалочная (ныне Мурманская) и приняты меры технического и коммерческого характера к укрепле­ нию и развитию этой базы. Для усиления деятельности дороги и привлечения на нее грузов принят целый ряд мер тарифно-хозяйственного характера: установление местных тарифов на протяжении всей дороги, вместо пятисотверстных, понижение тарифа на дрова (главнейшего груза дороги, составляющего до 70°/о всех перевозок), понижение тарифа на перевозку рыбы из Мурманска с беломорского побережья. Для при­ влечения на дорогу грузов, перевозившихся гужем, разра­ батывается специальный пониженный тариф на коротких протяжениях, а равно принимаются меры к ускоренному продвижению грузов в товарных поездах. Налаживается перевозка срочных посылок, скоропортящихся продуктов. Понижен тариф на разные грузы местного значения. Выра­ ботан проект о включении в прямое сообщение участка Мга— Будогощь. Организовано обследование ветвей, в целях изу­ чения вопроса об экономической целесообразности их эксплоатации, и произведен учет всех видов арендных ста­ тей. Открыты Городские Станции и Коммерческие Агент­ ства в Петрограде и Москве, каковые намечены и в Петро­ заводске. Организовано Горно-Промышленное Товарище­ ство, в коем дорога состоит пайщиком в половинной доле. В целях облегчения расчетов с контрагентами дороги уста­ новлен порядок расчетов при помощи чековых операции. Усилены мероприятия по извлечению дохода от сдачк в аренду земель, помещений и проч. Поступления от аренд­ ных статей, в начале крайне незначительные, за последнее время представляют из себя заметный источник дохода. До і-го апреля по арендным статьям поступило. 3.176.000 р. III. Хозяйственная деятельность. Производилась плановая закупка необходимых дороге материаж)в для обеспечения запаса на 3 месяца, хозяй­ ственная заготовка дров и лесных материалов. Заготовки выразились в следующих цифрах: дрова 7 2% от задания— (59.000 куб. саж-); шпалы 74°/о (323 ооо шт.); бревна 7 3% (53 ооо шт.), телеграфные столбы 12 9% (ю.ооо шт.). Себестоимость заготовок в 1Ѵ2—2 раза дешевле закупае­ мых у местных заготовительных органов (Карлес, Северо- лес и др.). Проводится сплавная кампания по 6 пунктам заготовок.'Обеспеченность топливохм достигает до 4-х ме­ сяцев. Ликвидированы невыгодные заводы и принимаются меры к получению необходимых лесопильных заводов е собственность дороги через местные ЭКОСО . IV. Колонизационно-Агрономическая деятельность. Проходя по обширному району, исключительно бога­ тому природными рессурсами, но почти не эксплоатируе- мому за отсутствием людей и в виду полного бездорожья Мурманская дорога должна была выступить, как государ­ ственный колонизационный аппарат, призванный оживить и вовлечь в хозяйственный оборот страны прорезываемый ею край. Идея признания Мурманской дороги важнейшим фактором экономического развития края, выдвинутая Пра­ влением дороги после долгих настойчивых усилий, получила полное одобрение высших центральных учреждений, и 25-го мая С Т О постановил отвести Мурманской ж- Д. 3 миллиона десятин земли с лесами, недрами и водами в ее распоряжение. Средства, кои будут получаемы от эксплоатации этой территории, должны быть обращены на колонизационные’ мероприятия, в ряду коих одно из первых мест занимает достройка дороги, представляющей собою главную колонизационную ось Карело-Мѵрманского края. На основании принятого С ТО постановления, как же­ лезнодорожникам, так и посторонним лицам, желающим осесть в крае, предоставляется право получения земельных участков для сельского хозяйства с производством раскор­ чевки части участков за счет казны, а также даются сле­ дующие льготы: освобождение в течение ю лет от при­ зыва в войска и мобилизации, освобождение на тот же срок от всяких налогов, бесплатный отпуск для строитель­ ных и топливных нужд леса, снабжение в порядке ссуд

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz