Вестник Мурмана. 1923, N22.
№ 22. М У Р М А Н А. 7 Пассивные операции Отделения не получили ши рокого развития и местные средства, могущие быть обращены в активы, весьма ограничены. Оборотный капитал Отделения на 1-е марта со ставлял 500 червонцев, на 1-е апреля— 2 .000 червонцев, а к 1 мая— доведен до 4 .000 червонцев. Валовая прибыль Отделения составляет на 1-е мая 604 червонца, а чистая, за вычетом текущих расходов— формы внешкольной До Октябрьской революции не было применения лозунга „Грамотность“ для широких трудящихся масс. Октябрьская революция этот лозунг выдвинула и в на стоящий момент каждый грамотный гражданин должен сделать максимум для того, чтобы поделиться своими знаниями с тем, за счет кого эти знания приобретены. Рабочий класс России ценою жертв лучших сынов своих завоевал право за вход в святыню Познания Науки. После Октябрьского переворота, большая часть учи тельства как-то отшатнулась от широких народных масс, учительство как-то стушевалось и сделалось неза метным, авторитет его постепенно сходил на-нет. Учи тель в годы непосредственной борьбы на фронте с бур жуазией влачил по истине жалкое существование, робко жался в стороне. Но настала пора и жизнь властно требует от учи теля непосредственного участия не только в школьной работе, но и среди взрослой трудящейся массы насе ления. На властные требования, предъявленные к учитель ству объективными условиями жизни, таковое откликну лось и жажда приобщения к общественной работе, к общественному строительству, естественно охватила учи тельство. В своих выступлениях на собраниях, конфе ренциях, в своих резолюциях, всюду учительство за являет о своем желании быть активным работником на фронте просвещения. Но оторванность, за последние годы, от широких масс, наложили, конечно, известный пробел, как в ме тодах работы с массами, так и вообще в самих зна ниях учителя, который весьма робко и неуверенно при нимается за когда-то давно знакомое ему, но обновлен ное дело, а взявшись за него, боится углубить свою работу,— одним словом, учитель с этой стороны пе имеет прочного фундамента. Поэтому, будет не лишним для начинающих свою внешкольную работу педагогов иметь в виду уже некоторую определенную линию в своей деятельности и возможностях, на которые он мо жет рассчитывать, принимая во внимание свои силы. В процессе работы он научится тщательнее взве шивать свой каждый шаг. Прежде чем приступить к работе, педагог должен зпать: а) куда он идет, т. е. с кем он будет иметь дело, должен знать состав среды, в которой собирается работать, ее психологию, запросы ее и стремления, он должен знать, как подойти к этим массам, чтобы суметь двигать их вперед, а вместе с тем, в процессе работы, и самому двигаться— это одно; б) другое же, что для 150 .445 р. 05 к. (или 329 червонцев) и процентов, уплаченных по текущим счетам и вкладам —37 чер вонцев, составляет 328 червонцев, или же в совзнаках выпуска 1923 года при переводе по курсу па 30 апреля но 457 р. за червонец—- 149.931 р. 65 к. В прибыль не включены некоторые доходные статьи, проводящиеся в копце отчетного года. Лейтгольд. работы учите/іьетва. него должно быть ясно это форма работы, которую он может нести. Особенного внимания в этой области заслуживает клубная работа, дающая весьма разнообразный мате риал, где педагог, в зависимости от своего призвания и сил, может найти различное практическое применение своим знаниям. Выявленный революционною властью лозунг: „гра мотность" является для педагога руководящим всею его работою. Много еще граждан ждет осуществления этого ло зунга в полной мере. Начало грамотности положено, безграмотность почти ликвидирована, теперь дело в развитии и углублении знаний, а потому первою и настоятельною необходи мостью во внешкольной работе педагога является закре пление навыков продолжающего самообразование гра жданина. Перед последним нужно раскрыть красоты природы, эволюцию жизни на земле, связь явлений между собою, влияние окружающей среды на индиви- думы, достижения великого ума человека в технике, значение науки в жизни человека и его борьбе за су ществование— все разъяснения по всем этим вопросам дает естествознание и его методы, которыми оно так сильно. Естествознание же, как наука, разрушает рели гию, построенную на страхе перед окружающей при родой и жизнью человека, разрушает веру в Бога, осно ванную на рабстве и невежестве. Отсюда ясно, что в клубной работе этому предмету должно быть отведено одно из первых мест. Но жизнь имеет еще и другую сторону— историче скую — формы первобытных отношений, постепенное усложнение этих форм, группировка около определен ных идей и развитие политического самосознания— все такие вопросы может разрешить обществоведение, кото рое должно рассматривать их под углом зрения мар- сизма; таким образом и этот предмет должен быть вве ден в клубную работу. Также необходима организация занятий родным языком п литературой, так как эволюция языка, дости жение более совершенных форм его, красота слова, элементы построения художественной речи и т. п. мо жет только быть выявлено при занятиях этим пред метом. Таким образом, мы неизбежно приходим к выводу, что в клубные занятия необходимо ввести элемепты каждой дисциплины, для осуществления чего всю работу следует разбить на кружки; такими, наиболее жизнен ными кружками являются— литературный, обществозна-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz