Вестник Мурмана. 1923, N22.

№ 22. М У Р М А Н А. 7 Пассивные операции Отделения не получили ши­ рокого развития и местные средства, могущие быть обращены в активы, весьма ограничены. Оборотный капитал Отделения на 1-е марта со­ ставлял 500 червонцев, на 1-е апреля— 2 .000 червонцев, а к 1 мая— доведен до 4 .000 червонцев. Валовая прибыль Отделения составляет на 1-е мая 604 червонца, а чистая, за вычетом текущих расходов— формы внешкольной До Октябрьской революции не было применения лозунга „Грамотность“ для широких трудящихся масс. Октябрьская революция этот лозунг выдвинула и в на­ стоящий момент каждый грамотный гражданин должен сделать максимум для того, чтобы поделиться своими знаниями с тем, за счет кого эти знания приобретены. Рабочий класс России ценою жертв лучших сынов своих завоевал право за вход в святыню Познания Науки. После Октябрьского переворота, большая часть учи­ тельства как-то отшатнулась от широких народных масс, учительство как-то стушевалось и сделалось неза­ метным, авторитет его постепенно сходил на-нет. Учи­ тель в годы непосредственной борьбы на фронте с бур­ жуазией влачил по истине жалкое существование, робко жался в стороне. Но настала пора и жизнь властно требует от учи­ теля непосредственного участия не только в школьной работе, но и среди взрослой трудящейся массы насе­ ления. На властные требования, предъявленные к учитель­ ству объективными условиями жизни, таковое откликну­ лось и жажда приобщения к общественной работе, к общественному строительству, естественно охватила учи­ тельство. В своих выступлениях на собраниях, конфе­ ренциях, в своих резолюциях, всюду учительство за­ являет о своем желании быть активным работником на фронте просвещения. Но оторванность, за последние годы, от широких масс, наложили, конечно, известный пробел, как в ме­ тодах работы с массами, так и вообще в самих зна­ ниях учителя, который весьма робко и неуверенно при­ нимается за когда-то давно знакомое ему, но обновлен­ ное дело, а взявшись за него, боится углубить свою работу,— одним словом, учитель с этой стороны пе имеет прочного фундамента. Поэтому, будет не лишним для начинающих свою внешкольную работу педагогов иметь в виду уже некоторую определенную линию в своей деятельности и возможностях, на которые он мо­ жет рассчитывать, принимая во внимание свои силы. В процессе работы он научится тщательнее взве­ шивать свой каждый шаг. Прежде чем приступить к работе, педагог должен зпать: а) куда он идет, т. е. с кем он будет иметь дело, должен знать состав среды, в которой собирается работать, ее психологию, запросы ее и стремления, он должен знать, как подойти к этим массам, чтобы суметь двигать их вперед, а вместе с тем, в процессе работы, и самому двигаться— это одно; б) другое же, что для 150 .445 р. 05 к. (или 329 червонцев) и процентов, уплаченных по текущим счетам и вкладам —37 чер­ вонцев, составляет 328 червонцев, или же в совзнаках выпуска 1923 года при переводе по курсу па 30 апреля но 457 р. за червонец—- 149.931 р. 65 к. В прибыль не включены некоторые доходные статьи, проводящиеся в копце отчетного года. Лейтгольд. работы учите/іьетва. него должно быть ясно это форма работы, которую он может нести. Особенного внимания в этой области заслуживает клубная работа, дающая весьма разнообразный мате­ риал, где педагог, в зависимости от своего призвания и сил, может найти различное практическое применение своим знаниям. Выявленный революционною властью лозунг: „гра­ мотность" является для педагога руководящим всею его работою. Много еще граждан ждет осуществления этого ло­ зунга в полной мере. Начало грамотности положено, безграмотность почти ликвидирована, теперь дело в развитии и углублении знаний, а потому первою и настоятельною необходи­ мостью во внешкольной работе педагога является закре­ пление навыков продолжающего самообразование гра­ жданина. Перед последним нужно раскрыть красоты природы, эволюцию жизни на земле, связь явлений между собою, влияние окружающей среды на индиви- думы, достижения великого ума человека в технике, значение науки в жизни человека и его борьбе за су­ ществование— все разъяснения по всем этим вопросам дает естествознание и его методы, которыми оно так сильно. Естествознание же, как наука, разрушает рели­ гию, построенную на страхе перед окружающей при­ родой и жизнью человека, разрушает веру в Бога, осно­ ванную на рабстве и невежестве. Отсюда ясно, что в клубной работе этому предмету должно быть отведено одно из первых мест. Но жизнь имеет еще и другую сторону— историче­ скую — формы первобытных отношений, постепенное усложнение этих форм, группировка около определен­ ных идей и развитие политического самосознания— все такие вопросы может разрешить обществоведение, кото­ рое должно рассматривать их под углом зрения мар- сизма; таким образом и этот предмет должен быть вве­ ден в клубную работу. Также необходима организация занятий родным языком п литературой, так как эволюция языка, дости­ жение более совершенных форм его, красота слова, элементы построения художественной речи и т. п. мо­ жет только быть выявлено при занятиях этим пред­ метом. Таким образом, мы неизбежно приходим к выводу, что в клубные занятия необходимо ввести элемепты каждой дисциплины, для осуществления чего всю работу следует разбить на кружки; такими, наиболее жизнен­ ными кружками являются— литературный, обществозна-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz