Вестник Мурмана. 1923, N22.

16 В Е С Т Н И К М 22. 2 дес., подсек 0 ,6 , сенокоса 2 ,8 десят. Обращаем вни­ мание па эту последнюю цифру: в более северном Петро­ заводском районе приходится 5,6 дес. сенокоса на хо­ зяйство. Накашивают сепа на двор 185 пуд.—между тем как севернее, в Петрозаводском уезде 894 пуд. Скота и в мирное время здесь держали мало, по все же больше, чем в Ново адожском уезде, безлошадных было только 1 0% , кор»— чіа двор приходилось 1,8, овец столько же. Под рожью было 4 4 % посевы, пло­ щади и почти столько же под овсом (4 1% ) , под ячме­ нем всего 7% , и под картофелем 4 % . Главная тяга населения была к реке Свири, где крестьяне работали в качестве лоцманов, шкиперов, матросов, бурлаков, рабочих на пристанях и пр. В общем около судоход­ ства на Свири население Лодейнонольского уезда зара­ батывало от 250 —300 тыс. руб. Почти столько же давал сплав леса и дров. Леса сплавляли па 200 тыс. руб., дров на 80 тыс. руб., сплав шел в Петроград. Население отдаленных от Свири селений ходило на отхожие промыслы в Петроград и почти поголовно ра­ ботало на лесных заготовках. В Лодейпопольском уезде есть большие пространства лесосек, которые ждут своего заселения, но, очевидно, это дело более или менее далекого будущего; теперь же, лишившись больших заработков вследствие затишья па р. Свири, население, несмотря на окружающие про­ странства пустующих земель, само не прочь искать новых мест поселения, где бы можно было иметь доходные промыслы. Ст. Заостровье — 210 вер. от Петрограда, 20 вер. от Ояти, расположена в местности, сравнительно густо заселенной, не далеко большое село того же наимено­ вания. В окрестпостях деревни: Горка, Новая Деревня, Ковкеницы, Лахта, Чумбарицы. Земледелие развито в общем слабо, ржн сеют не более 8 пуд. на семыо, в среднем, столько же овса; картофеля около 12 пуд. Много безлошадных крестьян; овец почти совсем не держат. В районе станции есть кое-где кустари; в с. Шамокине, напр., 8 смолокурень, по так как местный Губсоюз продуктов выделки не принимал, то кустари были крайне затруднены в сбыте смолы. Ст. Лодейное-Поле — 228 вер. от Петрограда, 18 вер. от Заостровья. Около станции гор. Лодейное-ІІоле и круп­ ный железнодорожный поселок, население которого пре­ вышает своею численностью (2 .350 чел.) даже население самого города (2 .300 чел.). В начале XVIII века на месте города Лодейного- Поля была только деревня Мокрищвица, жители которой занимались постройкой лодок. Петр Великий в 1702 г. построил здесь корабельную верфь; выстроенные здесь фрегаты были первыми русскими караблями, появив­ шимися в Балтийском море. Корабельная верфь под названием Олонецкой существовала до 1830 года; в последнее время ее существования здесь строились исключительно морские маломерные суда. Екатерина Ве­ ликая в 1785 г. учредила здесь уездный город, полу­ чивший название Лодейного-Поля. В 6 верстах от го­ рода на р. Емельяновне был значительный лесопильный завод. Торгового и промышленного значения город не имеет. Рыболовство по р. Свири мало дает заработков, оттого ли, что ведется чисто кустарным путем, или оттого, что р. Свирь не отличается обилием рыбы. Вся промышленность Лодейного-Поля заключается в трех заведениях: лесопильный завод, работающий в на­ стоящее время, мукомольная мельница и механический завод, занятый ремонтом пароходов; на нем есть токар­ ное, котельное, слесарное, кузнечное и плотничье от­ деления. Кроме того, следует отметить еще железно­ дорожный лесопильный завод с 2 рамами. Малооживлепность города в экономическом отношении зависит от того, что он окружен или песчаными или болотисто-торфявпковыми пространствами, пустынными и малопригодными для заселения. За Лодейным Полем железнодорожная линия идет местами весьма слабо на­ селенными. Ст. Я нега — 8 в. от Лодейного-Поля, 236 вер. от Петрограда,— расположена в малонаселенной местности и района тяготения не имеет. Селения находящиеся неподалеку от нее, закупают все необходимое в Лодей- ном-Поле, куда и везут для сбыта картофель и другие продукты сельского хозяйства, которые приходится про­ давать, чтобы приобрести соль, мыло, керосин, гвозди, обувь и мануфактуру. В 1 версте большое село того же наименования; население свыше 1.100 ч. Здесь предполагалась Свирьстроем постройка шлюза. Берег от поверхности реки не более двух сажен, сухой, удобный для построек. Ст. Яндеба— 18 вер. от Янеги, 254 в. от Петро­ града,—местность несколько более оживленная, чем на предыдущей станции; вблизи значительное село того же наименования с группой деревень. В районе станции на берегу Свири, в деревне Уеланке (Корба) был же­ лезоделательный завод, основанный Петром Великим. Завод работал на местных озерных и болотных желез­ ных рудах. Литая сталь Усланского завода по своей доброте не уступала, говорят, английской стали. Но за­ пас руд был не велик, и завод был ликвидировал. В этом же районе была небольшая картонная и древесно­ массная фабрика. Ст. Свирь— в 15 в. от Яндебы и 269 в. от Петро­ града; железнодорожная линия пересекает здесь главную колонизационную ось края — реку Свирь. Окрестности станции, особенно вдоль берегов Свири и впадающей недалеко от станции в Свирь р. Важинки, густо засе­ лены. При устье Важинки большое с. Важины, население в значительной части состояло из лесопромышленников, торговцев и лоцманов. Это одно из самых древнейших поселений в крае. Прежде из Важин отправляли не менее 1/ 2 милл. пудов лесных материалов. В Важинах были мастерские, производившие ремонт пароходов Ва- жинского пароходства, и крупный лесопильный завод. Последний работает и в настоящее время. Была картон­ ная фабрика Тейфеля, ее инвентарь расхищен, владелец, тем не менее, старается пустить ее в ход. Кроме того, в Важинах есть значительная мельница Филимонова. Около ст. Свирь работал „Свирьстрой11, занимав­ шийся обследованием района на предмет сооружения мощных гидроэлектрических станций и лучшего исполь­ зования путем шлюзования р. Свири, пропускающей суда только с неглубокой осадкой. В 1922 г. предва­ рительная работа обследования заканчивалась. У с. Ва­ жины указывают соляные источники. Б ближайших же окрестностях станции находится большое с. Подпорожье. В с. Важины на затоне ведутся ремонтные работы су-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz