Вестник Мурмана. 1923, N22.

І4 В Е С Т Н И К М 22. мыслы понизились, население испытывает затруднения и даже ищет места для переселения. Только большие заработки на Волхов-строе и кое-какие работы па жел. дороге еще поддерживают экономически население, да еще возобновившиеся лесные заготовки. Обращаясь к ближайшему к ст. Войбокала району, следует заметить, что сельское хозяйство в смежных волостях находится еще в более удовлетворительном со­ стоянии, чем в восточной части уезда; безлошадных здесь 80°/о, коров приходится на двор 1,6; овец мало кто держит. Ржи сеют около 7 п. на хозяйство, ячменя 1 1/а— 2 п., овса около 5 п., картофеля 15 пуд. па хозяйство В окрестностях станции лесопильный завод бывш. Ораниенбаумского Товарищества. Завод работал в 1921 г. и частью в 1922 г. В с. Кобона в 40 в. к северу в мирное время действовало два лесопильных завода бывш. Гуревича. За ст. Войбокала линия идет мало оживленной местностью. Колонизационной осью в этом райопе был Старо-Ладожский тракт, около которого и группируются поселки, тракт проходит 1 0— 15 верст севернее линии. Ст. Званка— 28 вер. от Войбокала, 114 вер. от Петрограда, около станции большой поселок железнодо­ рожных служащих, в ближайших окрестностях целый ряд значительных селений: Званка (S0 дв.), Пороги (3 вер.— 50 дв.), Дубовики (3 вер .—ВО дв.), ПІаурина Горка (3 вер.— 25 дв.), Михаило-Архангельское (60 дв.) Сельце (50 дв.) и др. Ст. Званка является крупным железнодорожным узлом. К северу идет главная линия Мурманской жел. дор., на юго-восток направляется ли­ ния северных железных дорог па Вологду и, наконец, it югу железнодорожная линия Мурманской жел. дор., идущая параллельно течению р. Волхова (Званка-Чу- дово). Но особое оживление району придает, не скре­ щение железнодорожных путей и близость Волхова, этой могучей водной системы, бывшей колонизационною осью всего этого края, а работы по утилизации двига­ тельной силы р. Волхова (,,Волхов-строй“), которые ведутся всего в двух верстах от ст. Званка. Переезжая Волховский мост, можно из окна вагона к югу от линии видеть целый городок, который раскинулся около места работ но берегу Волхова; Волхов-строй, можно сказать, кормит весь этот край и притягивает к себе рабочих со всех сторон на протяжении 4 0— 50 верст по всем линиям железных дорог. Волхов по причине порожистости русла около Званки не судоходен. Пароходство на нем существовало только от Новгорода до Гостинополья. По берегам его между Старою Ладогой и Гостинопольем разрабатывались изве­ стняки. Волховская плита считается в Петрограде луч­ шим материалом бутовой кладки. Наибольшую промыш­ ленную ценность имеют самые нижние слои силлурий- скйх известняков, „дикари'', как их здесь называют; это,—отличный материал для тротуаров, лестниц; окра­ шены известняки в красный, желтый, фиолетовый, зе­ леноватый цвета. Над „дикарями“ идут желтяки, выше серые слои. По р. Волхову от устья до Званки и выше значи­ тельные заработки населению дает рыболовство. В устье Волхова и до порогов „волховского снга“ ловят „по­ ездами1', особыми плавными ловушками. На порогах около Званки лов может производиться только сачками, которыми рыболовы ловят, забравшись в воду в особых кожаных костюмах; ловля сетью и неводом невозможна в виду неровности дна. Многие из населения окрестностей Званки уходят служить в торговые заведения. Есть кое-где кустари, например, в селе Лаптеве артель кожевенников. Сель­ ское хозяйство в общем далеко не удовлетворяет по­ требностей населения в необходимых продуктах, но тем не менее, нуждаясь в одежде, керосине, соли, разных предметах сельскохозяйственного и хозяйственного вообще обихода, население везет в Петроград последнее масло или молоко. Многие торгуют в Петрограде мешками, занимаются там извозом. В нескольких верстах к северу от Званки распо­ ложено с. Старая-Ладога, один из древнейших центров славянской колонизации; это— самая древняя столица северных славян; в половине IX века „Ладога“ была столицей Рюрика; в 1114 г. опа была обнесена камен­ ной стеною. Находясь на историческом торговом пути „от Варяг в Греки" !) она была в то время значитель­ ным торговым пунктом. Позже с усилением Швеции для Старой Ладоги наступили неблагоприятные времена: несколько раз она разорялась шведами, эти разорения, собственно, и не дали городу достаточно развиться. В 1704 г. значительная часть населения Старой Ладоги была переведена Петром Великим в основанную им при устье Волхова Новую Ладогу, и с того времени Старая Ладога потеряла значение. Все же в ней около 700 душ обоего пола. Новая Ладога приблизительно 15 верст от Званки. На месте ее в XV' веке был Никольский Медведский монастырь. Основан город Петром Великим, старавшимся всячески об оживлении Ладожской системы каналов. В 1773 г. Новая Ладога сделана уездным городом Петроградской губернии. В пастоящее время имеет до 5 .000 жителей. Торгового или промышленного значения не имеет. Около Новой Ладоги существует довольно обильный лов корюшки, сушкой которой прежде было занято до 7 сушилен; летом производится лов сигов сетями. В 1918 г. сетчики рыболовы добыли в устье Волхова по 30 — 35 пуд. па лодку. Около с. Криницы, в окрестностях Новой Ладоги производится зимний лов рыбы большими неводами— „рангами"; для ловли со­ бираются целые артели; ловят зимующую около берега рыбу, кончается этот лов в начале или середине января. В районе Званки есть несколько промышленных заведений: в 15 вер. в д. Подол,— Подольский лесопиль­ ный завод, в настоящее время не работает; в 20 вер. на острове р. Волхова расположен Иссадский 30 госу­ дарственный лесопильный завод Гублескома бывш. Об-иа лесопильных заводов. Завод в 1922 г. работал; в 26 вер. в им. Сельце, существует фабрика для выделки спи­ чечной соломки Артур Риетц и К 0, фабрика работает. В г. Новой Ладоге есть небольшая механическая мастер­ ская и электрическая станция. На ст. Званка есть больница, школа и конторы почти всех Служб дороги. За Званкой проходит линия Дубовики и Мурманские Ворота; первая остановка имеет значение, как ближайшая к Волхов-стройке, вторая имеет чисто техническое значение. ■') И: і Скапдшшшш к Константинополь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz