Вестник Мурмана. 1923, N22.

в В Е С Т Н И К № 22. ния, естественно-географический, математический, анти­ религиозный, марксистский. Непременным условием жизненности каждого из них является связь с жизнью, осуществляемая приме­ нением экскурсионного метода. Кружковая работа клуба, правильно поставленная увлечет как слушателей, так и самого руководителя. Ведь еще не так давно наиболее энергичные педагоги, обладавшие большим запасом жизненных сил, шли на работу с массами, отдавая ей весь свой небольшой до­ суг, не помышляя об отдыхе. Пора начать эту работу. Страна требует и ждет от своих граждан исполне­ ния долга. Конечно, от каждого руководителя требуется подготовка, но ведь и всякое дело, в особенности, новое, требует, чтобы к нему относились с любовью и уваже­ нием, поэтому бояться работы над собою руководителю не следует; последний должен помнить, что морально он ответственен за каждый шаг, который будет совершен им необдуманно. Есть область, которая в клубе должна иметь пре­ валирующее значение—это политическое воспитание масс, выковывающее в пролетариате сознательного гра­ жданина, умеющего разобраться в политической жизни страны и могущего принять участие в управлении ею. Я говорю о кружках, которые в большинстве слу­ чаев носят название марксистских или политических. Путем изучения постепенного роста и развития партии, стоящей в настоящий исторический момент у власти, путем сопоставления ее идеологии с идеологией других партий, можно подготовить слушателей к изучению марксизма в его подлиннике и отметить те уклонения, с которыми приходится встречаться. Наиболее приемлемой формой изучения данного предмета является рефератная система; она приучает подходить к вопросам методически п вырабатывает в слушателе уменье без посторонней помощи продолжать работу над самим собою. Надо сказать, что в данное время еще очень не­ многие из преподавателей смогут быть сотрудниками, а тем более руководителями упомянутого кружка, а потому было бы весьма желательно предварительно озна­ комить преподавателей— путем ли краткосрочных кур­ сов или лекций— с историей политических течений и теорией марксизма. Большое внимание следует уделить газете, библио­ теке и читальне, где руководство педагога может ока­ зать некоторые услуги. Большое значение для развития эстетических навы­ ков имеет введение в клуб музыки и театрального дела, но в настоящей краткой заметке касаться этого вопроса подробно абсолютно невозможно. Вот формы, в которые может вылиться участие пе­ дагогов во внешкольной работе. За летний период те­ кущего года учительство должно ознакомиться с мето­ дами и формами работы среди широких трудящихся масс. Жизнь властно требует этого от учителя, он при­ мется за разрешение стоящей перед ним задачи и, раз­ решив се, станет желанным современному обществу. Ефимов. Хотим учиться. „Мы хотим учиться дальше11 — заявляют обучающиеся в пунктах ликбеза Мурманские железнодорожники. А в начале не хотели идти в школу. Д аж е на льгот­ ных условиях, Говорили: — Где нам учиться, в детстве не научились, а теперь уж поздно. Но были и любопытные,— пришли в школу посмотреть, попробовать, как то, дескать, там ликвидируют неграмот­ ность, а у ж как пришли из любопытства раз, так дальше с каждым вечером любопытство все больше и больше раз­ жигалось учителем в умах неграмотных мужчин и женщин. Зачастую тайком от семьи прибегали в школу, смеялись над ними необѵчающиеся. Говорили: — Ишь, от дела из дома бегут в школу, будто толк выйдет. Но посещающие школу доказали, что толк вышел: за три месяца, к і-му мая, выучились чптась и писать 200 чел., которые при проверке их знаний заявили, что с осени хотят серьезно приняться за ученье,— это заставило Дор- культ Мурманской приступить к подготовке открытия школ для малограмотных взрослых, из которых наиболее способ­ ные будут направляться на рабфаки. А. С. ро ІИурманекому задиву в майский день. Мелкой зыбью, чуть заметной, Бороздится гладь залива. На Эймердене *) шумливо Ми плывем толпой несметной. ГІа корме сидим рядами, Тешим сердце звонкой песней, Каждый хочет интересней Показаться нашей даме. Неумолчны смех и шутки „Бома“ нашего и „Бима“ ... Кулики летают мимо, Там плывут гагары, утки... Небо тканью голубою Распростерлося над нами, Скалы вдаль идут рядами, А вблизи бегут гурьбою. Мрачный склон гряды суровой Скрыт нестаявшим нарядом. Под горячим солнца взглядом Все так юно, все так ново. Улыбается природа, После спячки оживая. Вон стоит сторожевая Будка с кучкою народа. Перед носом парохода Резвый вал рокочет гулко. Что за чудная прогулка! Что за дивная погода! Вл. Кетриц. *) Название парохода-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz