Вестник Мурмана. 1923, N21.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь! J S t Р Е Д А К Ц И Я : П е т р о г р а д . Правление Мурманской ж. д. Лиговка, 4 4 , 1-й подъезд, 3-й этаж, комн. № 33 -3 5 . Тел X» 94 и 118. ' В Р е д а к т о р принимает по делам „ В е с т н и к а " ежедневно, кроме праздников, от 11 до 3 час. Ж ВЕСТНИК МУРМАНА J t ЦЕНА отдельного н о м е р а...................7 р. П о д п и с н а я ц е н а на 1 месяц . . . 24 „ на 3 месяца ._ . 70 I. Л I Такса объявлений: страница . . 3.000 р. Ч 2 страницы . 2.000 „ 1/і страницы . 1.100 „ об утере докум. 15 - К JSfb 21. 26-го мал 1923 г. № 21 . I ч ь f \ Ь Ь № * "s, А с 'Ъ » {Ідановое дорожное етроитедьетво в ^аредии. Никто, конечно, не станет отрицать значения раз витой сети гужевых дорог в экономической жизни страны. Созданные исторически дороги были носителями культурных ценностей народов до самого последнего времени. Тогда как рельсовый путь не существует еще в России и ста лет, тракты, имея тысячелетнюю дав ность, создавали торговлю и устанавливали мировые сношения. Перестали ли гужевые дороги играть ту роль, какая им была предназначена историей? С устройством в России рельсовых путей, удеше влением и ускорением перевозок транзитное значение гужевых дорог до некоторой степени пало, зато дороги выросли в значении подъездных путей к узловым стан циям, распределителям массовых перевозок. Поэтому с расширением рельсовой сети должны рости и совершен ствоваться наши гужевые дороги. Другими словами, связь между гужевым и жел.-дор. строительством должна быть установлена твердой дорожной политикой: с про- ложением ж.-д. магистрали необходимо учесть одновре менную необходимость в осуществлении подъездных путей, тяготеющих к району дороги. С другой стороны, по отношению к существующим трактам, мы должны принять все меры к исправлению их и дальнейшему улучшению в смысле приспособления к авто-неревозкам. Сооружение новых гужевых путей необходимо вести на основе инструментальных изы сканий, коим должно предшествовать строго обоснован ное экономическое обследование прорезаемого дорогой района. Только отрешившись раз навсегда от необду манного, не связанного с общегосударственными инте ресами и местными нуждами плана дорожного строи тельства, мы с большей экономией средств выйдем на путь правильной критической оценки предстоящей ра боты по созданию гужевых путей. Чтобы выполнить эту программу твердой дорожной политики, нужен долгий и непрерывный труд многих лет. Начать нужно с вос становления основ наших дорог: мостов и других искус ственных сооружений, разрушенных условиями мировой и гражданской войны, а также временем, поднятием по лотна и укреплением его от размыва, текущим ремонтом в особо непроездных местах и даже переход к более усовершенствованным приемам борьбы с бездорожьем, покрытием проезжей части полотна дороги твердой одеждой (гудронирование и бетонирование). Этот сложный путь восстановления гужевых путей мы легко пройдем при поддержке мест и при общем сознании значения дорог в хозяйстве города и деревни. В период до революции, хотя мы имеем относительно развитую сеть гужевых дорог и рельсовых путей, ка ковая, связывая отдельные города, они распространяли свое влияние на определенные районы, однако, общим хозяйственно-экономическим планом связаны не были, возникая по каждому случаю отдельно; железнодорожная магистраль шла вдоль существующих трактов, понижая движение по ним, вызывала тяготение районов выше и ниже ее лежащих, связь с которыми должна была бы поддерживаться сетью поперечных к железнодорожной магистрали гужевых дорог, каковые однако, никто пе строил, и местное население принуждено было своими силами полевыми дорогами искать выхода к станциям вновь построенной ж. д. или совершенно отказаться от ее услуг, не вовлекаясь в процесс культурного и эконо мического воздействия дороги. Здесь вина бывшей мини стерской политики, силившейся охватить интересы ка питалистических групп. Будучи носительницей интере сов отдельных капиталистов,— царская ж. д., раз по строенная в этих принципах, далее полосы отчуждения своего влияния ни на что не распространяла, а потому и утратила свою связь с местами. Построенная Архангельская дорога, проходящая чрез богатый лесной район, не связала его гужевыми доро гами с лесными площадями, и огромная площадь во сточных уездов Вологодской губернии и примыкающие к ней северные уезды Костромской губернии, составля ющие в общей сложности территорию с миллионным населением и сильно развитой лесопромышленностью, осталась совершенно оторванной от железной дороги п лишенной возможности сбывать свою лесную продукцию на внешний рынок, за исключением периода судоход ства по Упже и Сухоне, по которой сплав поддержи вается всего лишь два месяца или того меньше. Говоря о гужевых дорогах Севера и связи их с существующими железными дорогами, мы особо должны остановиться на этих дорогах. Северные пути (Архан гельский тракт, Северные и Мурманская ж. д.), транзитные Л Л А .к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz