Вестник Мурмана. 1923, N21.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! J S t Р Е Д А К Ц И Я : П е т р о г р а д . Правление Мурманской ж. д. Лиговка, 4 4 , 1-й подъезд, 3-й этаж, комн. № 33 -3 5 . Тел X» 94 и 118. ' В Р е д а к т о р принимает по делам „ В е с т н и к а " ежедневно, кроме праздников, от 11 до 3 час. Ж ВЕСТНИК МУРМАНА J t ЦЕНА отдельного н о м е р а...................7 р. П о д п и с н а я ц е н а на 1 месяц . . . 24 „ на 3 месяца ._ . 70 I. Л I Такса объявлений: страница . . 3.000 р. Ч 2 страницы . 2.000 „ 1/і страницы . 1.100 „ об утере докум. 15 - К JSfb 21. 26-го мал 1923 г. № 21 . I ч ь f \ Ь Ь № * "s, А с 'Ъ » {Ідановое дорожное етроитедьетво в ^аредии. Никто, конечно, не станет отрицать значения раз­ витой сети гужевых дорог в экономической жизни страны. Созданные исторически дороги были носителями культурных ценностей народов до самого последнего времени. Тогда как рельсовый путь не существует еще в России и ста лет, тракты, имея тысячелетнюю дав­ ность, создавали торговлю и устанавливали мировые сношения. Перестали ли гужевые дороги играть ту роль, какая им была предназначена историей? С устройством в России рельсовых путей, удеше­ влением и ускорением перевозок транзитное значение гужевых дорог до некоторой степени пало, зато дороги выросли в значении подъездных путей к узловым стан­ циям, распределителям массовых перевозок. Поэтому с расширением рельсовой сети должны рости и совершен­ ствоваться наши гужевые дороги. Другими словами, связь между гужевым и жел.-дор. строительством должна быть установлена твердой дорожной политикой: с про- ложением ж.-д. магистрали необходимо учесть одновре­ менную необходимость в осуществлении подъездных путей, тяготеющих к району дороги. С другой стороны, по отношению к существующим трактам, мы должны принять все меры к исправлению их и дальнейшему улучшению в смысле приспособления к авто-неревозкам. Сооружение новых гужевых путей необходимо вести на основе инструментальных изы­ сканий, коим должно предшествовать строго обоснован­ ное экономическое обследование прорезаемого дорогой района. Только отрешившись раз навсегда от необду­ манного, не связанного с общегосударственными инте­ ресами и местными нуждами плана дорожного строи­ тельства, мы с большей экономией средств выйдем на путь правильной критической оценки предстоящей ра ­ боты по созданию гужевых путей. Чтобы выполнить эту программу твердой дорожной политики, нужен долгий и непрерывный труд многих лет. Начать нужно с вос­ становления основ наших дорог: мостов и других искус­ ственных сооружений, разрушенных условиями мировой и гражданской войны, а также временем, поднятием по­ лотна и укреплением его от размыва, текущим ремонтом в особо непроездных местах и даже переход к более усовершенствованным приемам борьбы с бездорожьем, покрытием проезжей части полотна дороги твердой одеждой (гудронирование и бетонирование). Этот сложный путь восстановления гужевых путей мы легко пройдем при поддержке мест и при общем сознании значения дорог в хозяйстве города и деревни. В период до революции, хотя мы имеем относительно развитую сеть гужевых дорог и рельсовых путей, ка ­ ковая, связывая отдельные города, они распространяли свое влияние на определенные районы, однако, общим хозяйственно-экономическим планом связаны не были, возникая по каждому случаю отдельно; железнодорожная магистраль шла вдоль существующих трактов, понижая движение по ним, вызывала тяготение районов выше и ниже ее лежащих, связь с которыми должна была бы поддерживаться сетью поперечных к железнодорожной магистрали гужевых дорог, каковые однако, никто пе строил, и местное население принуждено было своими силами полевыми дорогами искать выхода к станциям вновь построенной ж. д. или совершенно отказаться от ее услуг, не вовлекаясь в процесс культурного и эконо­ мического воздействия дороги. Здесь вина бывшей мини­ стерской политики, силившейся охватить интересы ка­ питалистических групп. Будучи носительницей интере­ сов отдельных капиталистов,— царская ж. д., раз по­ строенная в этих принципах, далее полосы отчуждения своего влияния ни на что не распространяла, а потому и утратила свою связь с местами. Построенная Архангельская дорога, проходящая чрез богатый лесной район, не связала его гужевыми доро­ гами с лесными площадями, и огромная площадь во­ сточных уездов Вологодской губернии и примыкающие к ней северные уезды Костромской губернии, составля­ ющие в общей сложности территорию с миллионным населением и сильно развитой лесопромышленностью, осталась совершенно оторванной от железной дороги п лишенной возможности сбывать свою лесную продукцию на внешний рынок, за исключением периода судоход­ ства по Упже и Сухоне, по которой сплав поддержи­ вается всего лишь два месяца или того меньше. Говоря о гужевых дорогах Севера и связи их с существующими железными дорогами, мы особо должны остановиться на этих дорогах. Северные пути (Архан­ гельский тракт, Северные и Мурманская ж. д.), транзитные Л Л А .к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz