Вестник Мурмана. 1923, N21.

14 ВЕСТНИК № 21. Краткий Путеводитель по ІЯурманекой железной дороге. За последние годы экономические условия и бытовая обстановка повсюду в России настолько изменились, что составление путеводителей представляет неодолимые з а ­ труднения,— существующая географическая и экономи­ ческая литература имеет теперь чисто историческое только значение,— необходимо заново обследовать край, заглянуть в каждый уголок его жизни, чтобы дать о нем правильное представление. Это в особенности нужно сказать про полосу, прилегающую к линии Мурманской жел. дор.,— на северных участках дороги— это еще очень мало изведанный край. Поэтому, издание подроб­ ного путеводителя в настоящее время едва ли возможно. Ниже даются только те сведения, которые характери­ зуют общую обстановку экономической жизни и произ­ водительные возможности края. Сведения о бытовых особенностях населенных пунктов кратки, --археология края, мало исследованая вообще, не затронута нами совсем. Линия Мурманской жел. дор. начинается от ст. Ры­ бацкое (в 18 верстах от Петербурга), находящейся в общем пользовании с Октябрьской жел. дор. Теперь это пригородный поселок, живущий главным образом работой или какими-либо промыслами в Петрограде. Здесь находятся материальные склады Мурмапской жел. дор. и лечебный пункт. К материальным складам про­ ведена железнодорожная ветка. Свое название станция получила от смежного с ней села; главным занятием населения с. Рыбацкого было когда-то рыболовство и вязание сетей. Рыбацкое заселено при Петре Великом жителями, переведенными с реки Оки. Рыболовство на Неве тогда было несравненно более развито, чем теперь Особенно обилен бывал весенний лов корюшки; для лова корюшки мережками приезжали сюда рыболовы даже из Осташковского уезда Тверской губернии. С конца июня шли Невой лососи, сначала крупные, а потом все мельче; со средины августа густо шла ряпушка. Для лова ее опять приезжали осташковские рыболовы. З а ряпушкой шли сиги; их ловили в невода, сети и пере­ меты и, наконец осенью ловилась минога, которую ло­ вили целыми артелями те же „Осташи^,— последней ловилось большое количество—десятки, если не сотни, тысяч пудов. В окрестностях с- Рыбацкого был ряд промышлен­ ных заведений,— коробочная фабрика, Цементный завод бывш. Эллерса (в 7 в.), кирпичный бывш. Евментьева. За р. Невой против с. Рыбацкого расположена Ново- Саратовская колония, где было три значительных кир­ пичных завода: „Яшма", бывш. Кирмаковского и Ермина. Все заводы в окрестностях Рыбацкого в 1922 г. без­ действовали. За Рыбацким линия Мурманской жел. дор. идет, не удаляясь от берега Невы, минуя с. Усть-Славянку при впадении в Неву р. Славянки. Когда-то это был крупный промышленный поселок, здесь был металличе­ ский завод „Ладога“ , лесопильный завод Лебедева, фабрика очищенного мела Гофмана, кирпичный завод Богданова, производительность всех четырех промышлен­ ных заведений превышала 1500 т. р. В 7 верстах от Рыбацкого (20 от Петрограда) платф. Ижора; недалеко от платформы, при впадении в Неву р. Ижоры, большое село Усть-Ижора; в мирное время это был крупный центр кирпичного производства— 7 за ­ водов с общей производительностью не менее 500 т. р.— Вятовского, Тырлова, Кононова, Гонцевича и три з а ­ вода Захаровых. Кроме того, в окрестностях платф. Ижоры были еще кирпичные заводы; Григорьева, Стре- мина, Укке, Гукасова, Зараковского, Лядовых. На р. Ижоре работает Государственный кирпичный завод „Красный Кирпичник". Около Усть-Ижоры находится фанерный завод, действующий в настоящеее время,— ра­ бочих 80 человек. Около Усть-Ижоры историческое место— победы князя Александра Невского над шведами в 1240 г. С этим местом связана и легенда о явлении одному из местных жителей Бориса и Глеба, шедших на помощь их сроднику в борьбе с врагом. В двух верстах от Ижоры платф Понтонная (22 в. от Петрограда). Это собственно продолжение того же промышленного фабрично-заводского района. Около плат­ формы УстьИжорская верфь, на которой производится ремонт судов (буксирных пароходов главным образом), изготовление шлюпок Цумора; здесь же изготовляются жародержатели паровозов и Башмаки Бюссинга. В іѴг в'ерст. находится Государственный кирпичный за ­ вод Jf° В. На другом берегу Невы кол. Овцино. В ней в мирное время было несколько кирпичных заводов „Под- кова“ и „Ерм ак“ Спечинского и 2 завода Стремина. Теперь здесь работает только один Государственный кирпичный завод имени Свердлова; в 1922 г. на нем было 19 рабочих. Ст. Саперная (в 24 вер. от Петрограда). В окрест­ ностях в с. Воскресенском была большая бумажная фабрика (Г. И. ІІаллизен, оборот свыше 1 милл. руб.) и несколько кирпичных заводов (в им. „Самарка“ и „Щербинка"), эти промышленные заведения теперь без­ действуют. Плат. Пелла в десяти верстах от Саперной и 34 от Петрограда получила название от небольшого с. Пелла или Пороги против порогов на р. Неве; здесь река Нева суживается до 120 сажен. Около этого села про­ исходил в прежнее время большой лов лососей ставными сетями и „поездами" особою мешкообразною сетью. В окрестностях было несколько кирпичных заводов. Из них в настоящее время работает Государственный кир­ пичный завод имени Чекалова; заводы же быв. Тырлова, Богдановича и Бродского в с. Ивановском, Ратькова- Рожнова в с. Малые Пороги, Игнатовича в с. Усть- Тосне, там же Укке и Свинцова, а затем Максимовича и Богдановича в д. Новой бездействуют. В Пелле до конца 1922 г. работал механический и кирпичный завод Мурманской ж. д., занимавшийся ремонтом м а ­ шин и производством кирпича. Ряд лесопильных заводов, работавших в окрестностях ст. Пелла: быв. ІПульца в д. Малые Пороги, в д. Кузьминке, быв. Еремеева и в с. Островки (лесоп. Т-во Островки) бездействует. На государственном кирпичном заводе в с. Ивановском в 1922 г. было 72 рабочих.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz