Вестник Мурмана. 1923, N21.
№ 21. М У Р г) Роль учителя, как проводника политической и культурной связи („смычки") города с деревней и об ратно, и способы осуществления этой связи. В связи с поставленным вопросником невольно на прашивается для читателя мысль, что требуется от участника конкурса. Он должен простыми, как говорит „Правда*, без- хитростпыми словами описать работу и жизнь учителя. Фактов, а не блестящей внешней отделки материала ждет „Правда“ от участников конкурса. Есть ли не обходимость коснуться всех вышеуказанных вопросов. „Правда" говорит: „Нет, мы не требуем этого от участников конкурса, учитель мог достигнуть прекрас ных результатов в работе по материальному обеспече нию школы. Автору корреспонденции нужно, главным образом, остановиться на этой стороне дела. Если автор докажет фактами, что его учитель действительно вос становил школу, если подробно расскажет, как все это было сделано,— его работа может быть отмечена пре мией". Еще один пример приводит „Правда” . Такой-то учитель удачно провел в жизнь принципы трудовой школы. Автор корреспонденции, описывая этого учителя, должен на этот вопрос обратить сугубое внимание. Наконец, нельзя ограничиваться никому ничего не говорящими фразами: Наш учитель прекрасно поставил преподавание в школе... У него наладились хорошие отношения с населением... Он достигнул больших результатов... и т. д. Нужно показать, как поставил преподавание в школе учитель, а не только написать, что, мол, хорошо по Годовые итоги В первых числах июня закапчивается учебный 1922 /1923 год. Наступает время подведения итогов по всей культурно-просветительной работе — в смысле вы полнения учебного плана в учреждениях Соцвоса, ре зультатов деятельности Политпросвета и т. д. Но прежде всего — необходимо подвести итоги по организационной работе, ибо вопрос о структуре культ работы на транспорте являлся „больным вопросом“ в течение всего революционного периода деятельности Наркомпроса и профессиональных Союзов, и теперь он в центре снова поставлен па повестку дня. 1. Организационная работа. Опыт учебного 1921— 22 года с наглядностью до казал, что то положение, в котором находилась в этот период культработа на транспорте, не может быть дольше терпимо. С большим трудом и то кое-как, без всякого правильного учета фактических результатов и без на личия каких-либо конкретных достижений в идеологи ческом плане удалось закончить (формально) учебный год в школьных учреждениях. В области же внешколь ного воспитания железнодорожного пролетариата итоги 19 21— 22 года были очень близки к нулю. Сказанное относится не только к Мурманской жел. дороге, но и вообще к положению культработы на всех транспорт ных железнодорожных и водных путях. М А Н А. 9 ставил; нужно рассказать, какие именно отношения установились с населением, а не только сказать, уста новились хорошие. Не фраз, а фактов, вот, что тре буется от участников конкурса. Придавая этому конкурсу огромное значение в деле приближения учительства к жизненпым потребностям страны и усиления его производственной деятельности— Доркульт верит, что учительство и рабочие массы от несутся со всей серьезностью к конкурсу, устраивае мому „Правдой", проанализируют со всей объектив ностью работников и укажут „лучшего учителя*, па мятуя, что лучший учитель тот, который сумел при чрезвычайно тяжелых условиях сохранить школу и за ботиться о благоустройстве ее, который вместе с гра мотой прививает маленьким гражданам здоровые обще ственные навыки, приучает детей к организованному труду, связывая работу школы с производством ее окру жающим; который не за страх, а за совесть содей ствует проведению в жизнь „постановлений рабоче* крестьянской власти; который не только „спец по гра моте” , но и общественный работник, пример политиче ской сознательности. О таких учителях Доркульт вместе с „Правдой* просит писать. Островский. П р и м е ч а н и е . Все материалы предварительно должны направляться в Учкульт, который после всестороннего ознакомления в особой комиссии— направит через Доркульт в „Правду“ . культработы. Это констатировали происходившие весною дорожные и окружные съезды и вслед за тем в центре Цектран и Наркомнрос принялись совместно за обсуждение во проса о формах необходимой реорганизации культработы па транспорте. Корень зла лежал, несомненно, во-первых— в чрез вычайно неясной и неопределенной организационной форме управления культучреждениями на транспорте, приводившей к полной неразберихе и смешению компе тенций органов союза и Наркомпроса, а во-вторых— еще большей неопределенности — вернее—в полном от сутствии твердой материальной базы. Исходя из яспой и логически-неопровержимой пред посылки о том, что всякого рода просвещением должны ведать органы Нар. Комиссариата просвещения, центром был выдвинут проект „Транспортных подотделов Гу- боно“ , который был предложен местам па обсуждение. С этого момента следует и считать начало органи зационной работы Культотдела за отчетный период,— после весеннего дорожного съезда 1922 г. и окончания учебного года в учреждениях Соцвоса, Выработанные Культотделом пекоторые коррективы и дополнения к проекту „Транспортных подотделов применительно к особенностям Мурманской жел. дороги, были санкционированы в заседании Дорпрофсожа и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz