Вестник Мурмана. 1923, N21.

№ 21. М У Р г) Роль учителя, как проводника политической и культурной связи („смычки") города с деревней и об­ ратно, и способы осуществления этой связи. В связи с поставленным вопросником невольно на­ прашивается для читателя мысль, что требуется от участника конкурса. Он должен простыми, как говорит „Правда*, без- хитростпыми словами описать работу и жизнь учителя. Фактов, а не блестящей внешней отделки материала ждет „Правда“ от участников конкурса. Есть ли не­ обходимость коснуться всех вышеуказанных вопросов. „Правда" говорит: „Нет, мы не требуем этого от участников конкурса, учитель мог достигнуть прекрас­ ных результатов в работе по материальному обеспече­ нию школы. Автору корреспонденции нужно, главным образом, остановиться на этой стороне дела. Если автор докажет фактами, что его учитель действительно вос­ становил школу, если подробно расскажет, как все это было сделано,— его работа может быть отмечена пре­ мией". Еще один пример приводит „Правда” . Такой-то учитель удачно провел в жизнь принципы трудовой школы. Автор корреспонденции, описывая этого учителя, должен на этот вопрос обратить сугубое внимание. Наконец, нельзя ограничиваться никому ничего не говорящими фразами: Наш учитель прекрасно поставил преподавание в школе... У него наладились хорошие отношения с населением... Он достигнул больших результатов... и т. д. Нужно показать, как поставил преподавание в школе учитель, а не только написать, что, мол, хорошо по­ Годовые итоги В первых числах июня закапчивается учебный 1922 /1923 год. Наступает время подведения итогов по всей культурно-просветительной работе — в смысле вы­ полнения учебного плана в учреждениях Соцвоса, ре­ зультатов деятельности Политпросвета и т. д. Но прежде всего — необходимо подвести итоги по организационной работе, ибо вопрос о структуре культ­ работы на транспорте являлся „больным вопросом“ в течение всего революционного периода деятельности Наркомпроса и профессиональных Союзов, и теперь он в центре снова поставлен па повестку дня. 1. Организационная работа. Опыт учебного 1921— 22 года с наглядностью до­ казал, что то положение, в котором находилась в этот период культработа на транспорте, не может быть дольше терпимо. С большим трудом и то кое-как, без всякого правильного учета фактических результатов и без на­ личия каких-либо конкретных достижений в идеологи­ ческом плане удалось закончить (формально) учебный год в школьных учреждениях. В области же внешколь­ ного воспитания железнодорожного пролетариата итоги 19 21— 22 года были очень близки к нулю. Сказанное относится не только к Мурманской жел. дороге, но и вообще к положению культработы на всех транспорт­ ных железнодорожных и водных путях. М А Н А. 9 ставил; нужно рассказать, какие именно отношения установились с населением, а не только сказать, уста­ новились хорошие. Не фраз, а фактов, вот, что тре­ буется от участников конкурса. Придавая этому конкурсу огромное значение в деле приближения учительства к жизненпым потребностям страны и усиления его производственной деятельности— Доркульт верит, что учительство и рабочие массы от­ несутся со всей серьезностью к конкурсу, устраивае­ мому „Правдой", проанализируют со всей объектив­ ностью работников и укажут „лучшего учителя*, па ­ мятуя, что лучший учитель тот, который сумел при чрезвычайно тяжелых условиях сохранить школу и за ­ ботиться о благоустройстве ее, который вместе с гра­ мотой прививает маленьким гражданам здоровые обще­ ственные навыки, приучает детей к организованному труду, связывая работу школы с производством ее окру­ жающим; который не за страх, а за совесть содей­ ствует проведению в жизнь „постановлений рабоче* крестьянской власти; который не только „спец по гра ­ моте” , но и общественный работник, пример политиче­ ской сознательности. О таких учителях Доркульт вместе с „Правдой* просит писать. Островский. П р и м е ч а н и е . Все материалы предварительно должны направляться в Учкульт, который после всестороннего ознакомления в особой комиссии— направит через Доркульт в „Правду“ . культработы. Это констатировали происходившие весною дорожные и окружные съезды и вслед за тем в центре Цектран и Наркомнрос принялись совместно за обсуждение во­ проса о формах необходимой реорганизации культработы па транспорте. Корень зла лежал, несомненно, во-первых— в чрез­ вычайно неясной и неопределенной организационной форме управления культучреждениями на транспорте, приводившей к полной неразберихе и смешению компе­ тенций органов союза и Наркомпроса, а во-вторых— еще большей неопределенности — вернее—в полном от­ сутствии твердой материальной базы. Исходя из яспой и логически-неопровержимой пред­ посылки о том, что всякого рода просвещением должны ведать органы Нар. Комиссариата просвещения, центром был выдвинут проект „Транспортных подотделов Гу- боно“ , который был предложен местам па обсуждение. С этого момента следует и считать начало органи­ зационной работы Культотдела за отчетный период,— после весеннего дорожного съезда 1922 г. и окончания учебного года в учреждениях Соцвоса, Выработанные Культотделом пекоторые коррективы и дополнения к проекту „Транспортных подотделов применительно к особенностям Мурманской жел. дороги, были санкционированы в заседании Дорпрофсожа и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz