Вестник Мурмана. 1923, N21.

8 В Е С Т Н И К № 2 1 . вложил начатки правильного научного миропонимания, развил трудовые и общественные навыки, а равно куль­ турно, на основе советской платформы, влиял на орга­ низацию населения,— является, разумеется, „лучшим учителем", достойпым конкурса. Придавая конкурсу значение огромной важности, как началу, укрепляющему авторитет, достойного учи­ тельства, поощряющего его работу и стимулирующего положительные результаты начинаний просвещенской деятельности,— в своем указании: „что надо писать об учителе‘‘ „Правда “ охватывает все животрепещущие вопросы жизни современной школы. 1. Учитель и школа. а) Какого типа школа — 1-й или 2-й ступени? Сколько в пей годов обучения? Приблизительное коли­ чество учеников того или другого пола? Оборудована ли школа сколько - нибудь? 13 каком состоянии здание? Есть ли учебники? б) Кто такой учитель? Давно ли служит? Какую имеет подготовку? в) Старается ли учитель внести в школьную жизнь новые требования и революционные начала или учит так, как в старину при царе учили? г) Как относится учитель к детям и как они к нему относятся? д) Старается ли учитель связать навыки знания, приобретаемые в школе, с трудовой жизнью в деревне или фабрики, если школа при ней? е) Организован ли в школе Коллектив? Имеется ли местное ученическое самоуправление? Имеется ли какая- нибудь ячейка: коммунистическая, Союз молодежи или юных пионеров? ж) Помогает ли им учитель? Каково отношение учителя к ним и их к учителю? з) Старается ли учитель вытравить предрассудки, в особенности религиозные, которыми заражаются уче­ ники от окружающей среды? и) Каков общественно-политический облик школы. Участвует ли она в политической жизни? Устраива­ ются ли какие-либо детские политические праздники, по случаю крупнейших событий, воспоминания п т. д.? к) Работает ли учитель над расширением школьной библиотеки и пад снабжением школы учебниками и учебными пособиями? Втягивает ли он в эту работу детей? л) Заботится ли учитель о насаждепип с.-х. знаний среди детей? Имеется ли при школе земельный участок и какие работы производятся на нем? м) Знакомятся ли дети с другими производствами, их окружающими со всякого рода починочной и ремонт­ ной работой? С кустарными промыслами? Имеется ли в школе какая-нибудь мастерская? Если школа ііри фабрике, изучают ли дети производство этой фабрики, участвуют ли в пей и как? н) Благоустроена ли школа? Украшено ли как-ни­ будь школьное помещение? Втягиваются ли дети в р а ­ боту по благоустройству школы? Охотно лп дети посе­ щают школы, в учебное ли только время или стараются проводить там как можно больше времени? И. Учитель и население. а) Работа с подростками и взрослыми (организация занятий для подростков, чтение газет, ликвидация не­ грамотности н т. п.) в школе, избе-читальне, народном доме? б) Взаимоотношения учителя и населения (особенно с крестьянской беднотой и рабочими завода). в) Борьба учителя с культурной отсталостью де­ ревин (устарелые способы ведения сельского хозяйства, антисанитарные условия жизни, пьянство, религиозные предрассудки и пр.). г) Организующее участие учителя в общественно­ экономической жизни населения (комитеты крестьянской взаимопомощи, кооперация сельско-хозяйствепных ар­ телей, фабзавкомы и культкомиссии и т. п.). д) Роль учителя в насаждении культурных павыков среди населения (физическая культура, праздники, раз­ влечения, спектакли и т. п.). III. Учитель—общественно-политический работник. а) Политический облик учителя (отношение к Совет­ ской власти и ее строительству, к партии, к РКСМ.). б) Взаимоотношения учителя с сельским советом, волисполкомом, комячейкой. в) Помощь учителя в проведении различных госу­ дарственных кампаний (продналог, учет урожая), под­ ворно-поимущественный налог, помощь школе и т. п.. К поеевной кампании. Раннею зарею Матушкой- сохою Пашенку вспашу я, И, забороиуя, Превращу земельку В мягкую постельку; Разрыхлю, взлелею И в нее посею Зернышко ржаное... Зернышко ржаное.., — Спи, мое родное! Спи моя надежда— Нища и одежда!.. II. ІІикашеиков. (ученик ж.-д- школы ] I ст. при ст. Войбокала, От редакции. И. Никашенкову (школа И ступ, на ст. Войбокала). Ваши стихотворения носят еще чисто подражатель­ ный характер и по содержанию и по форме, по даро­ вание у вас, юный товарищ, несомненно есть. Лучше других удаются вам стихотворения на крестьянские де­ ревенские мотивы, но содержание их и форма устарев­ шие (под Кольцова и Никитина); нужно писать о повой деревне, хозяином которой, на смепу старому поколе­ нию, делается демобилизованный красноармеец, — де­ ревне, управляемой Волисполкомом, просвещаемой со­ ветской газетой, ликвидирующей свою неграмотность, сознательно стремящейся к смычке с городским рабо­ чим и нетерпеливо ожидающей взамен „матушки-сохи “ — электрофикации и усовершенствованной машины... Одно­ временно с чтением поэтов дореволюционного периода надо изучать творчество наших новых пролетарских поэтов, воодушевляясь их порывами, воспринимать их содержание и свободу рифмы и формы. Работайте и учитесь, товарищ, усердно. Наш Кульотдел идет вам навстречу и высылает несколько сборников новых поэтов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz