Вестник Мурмана. 1923, N20.

№ 20. М У Р , М А Н А. как в э?ом отношении имеются далее и широкие пер­ спективы: экспорт леса для выделки целлюлозы в Гер­ манию, которая в настоящее время переживает тяжелый бумажный кризис, да и вообще за границу, в Европу. Таким1 образом, • на заре хозяйственно-экономиче­ ского возрождения России Мурманская ж. д. является одним из видней ш іх факторов, долженствующих <щособ- ствоватъ дальнейшему экономическому и культурному росту края. Активная же работа Правления Мурманской ж. д. но колонизации и подъему промышленно-экономической жязни края должна показать всему свету, что Рес­ публика Советов не только умеет защищать своп тер­ ритории, но так.» : умеет- их использовать. Ф . Е а зм а н о в . ~<Н> йирекий еедьеко-хозяйетвешый техникум. „Где грабили народгнаш серый, Где были уолько ложь, обман, Мы учимся здесь новой вере, Цаходим новый талисман". А. Дружинин (курсант). Болею Олонецкого Губ. Исполнительного Комитета в 1920 г. старинный очаг ханжества и оплот лице­ мерия—Александре - Свирский монастырь постановлено было использовать для открытия в нем с.-х. техникума. Наличие хорошо, сохранившихся 2-х каменных корпусов, вмещающих до 5 0 0 ’человек, ряда мастерских, 50 де­ сятин пашни и огорода,- 141 дес." заливных сенокосов и порядочного с.-х. живого и мертвого инвентаря—все нто, действительно, представляло благоприятную обста­ новку для нового рассадника в крае с.-х. познаний. С большим подъемом принялся Олоигубземотдел за оборудование школы. При содействии местной печати удалось подобрать соответствующий педагогический и технический персонал, провести кампанию за посту­ пление в техникум,' за- оборудование его инвентарем, библиотекой, п уже к осени 1920 г. он заполняется 70 юношами и девушками, преимущественно из кре­ стьянства- Во главе техникума стал, по выбору совета, молодой метеоролог и физик Кульвановский, командированный Главнрофобром. Открытие техникума совпало, к сожа­ лению, со значительными внутренними переменами в олонецких учреждениях в связи с выделением Карель­ ской Трудовой Коммуны. В результате техникум в те­ чение 2 лет находился вне влияния Карелии и руко­ водился Олонгубземотделом. Но последний замети© ослабел в организационном, инструкторском и материал^ ном отношении. Учебная часть перешла к Губоно,1 но средств и здесь не хватало. Разумеется, что техникум сразу стал ощущать заминки в снабжении продоволь­ ствием и кормами для скота. Не вполне па высоте было и руководство школьным Совхозом и вовсе отсутствовали опытные руководители мастерскими. Отсюда— унащ-шые настроения среди педагогиче­ ского персонала и ряд преподавателей стал покидать техникум. Последующие в 1921 г. углубленные продо­ вольственные затруднения в связи с общим кризисом в стране еще более отягощала положение техникума. К т ом и к е часть б. монастырских зданий и мастерских была зЩ^га воинскими частями. Хозяйство не могло при таких условиях развер­ нуться, сильно понизилась трудоспособность лошади, уменьшились запашки, затруднилась своевременная уборка полей и огородов, появились значительная за­ соренность и- ряд непреодолимых препятствий к наме­ ченному переходу па 6-ти нолье. Директор техникума Кульвановский и завхоз агроном Сергеев за упущения в хозяйстве были преданы суду, но отделались, первый— выговором, второй—условным осуждением. Директором* техникума был назначен член .РКП А. Кунясь, известный в крае педагог, а завхозы стали меняться почти каждые полгода. Много, энергии было проявлено новой администра­ цией, чтобы привести техникум в порядок. Но’ олонецкие учреждения сами переживала в 21 — 22 годах период- неуверенности в своем дальнейшем существовании и готовы были совершенно закрыть школу, исходя из ма­ териальных и продовольственных затруднений и убыточ­ ности учебного Совхоза. Героическими мерами, вовлечением в дело помощи техникуму Карисполкома и парткомов, с трудом уда­ лось предотвратить развал школы. Но вместо 106 пи­ томцев пришлось оставить не более і/ і на Госснаб- женин, а остальным было предложено перейти на свое содержание. В результате к осени 1922 г.. к моменту перехода техникума в ведение Карземотдела, количество учащихся составляло в 2 классах агрономического отделения— 9 и 17, а во II классе гидротехнического— 11, всего— 87 слушателей. Преподавателей—7, из них агро­ номов—2, гидротехников~~2. Приближается весенний сезон работ, и невольно воз­ никают опасения за удовлетворительное проведение их в виду недостатка руководителей. Есть основание ду­ мать, что Карземотдел откомандирует сюда на это время несколько опытных участковых агрономов. Иначе нельзя будет и помышлять о серьезных практи­ ческих занятиях. Засоренность полей вызовет неотлодшое изменение чрезвычайных мер борьбы с этим явлением, усиленное применение минеральных удобрений, до сих пор не употре­ блявшихся здесь. Придется обратить внимание- и на чисто опытное дело, к чему учащиеся^ыявляют жгучий интерес, нашедший свое отражение в „Карельской Коммуне". В "прежние годы, правда, производились 'опыты с посевом разносортных семян и различными приемами, но в крайне ограниченном размере. Еще надо отметить нарекание слушателей на слабое ознакомление их с с.-х. машинами. Меж тем, в совхозе имеются сеялки, три еры, косилки, жнейки, сноповязалка, кортофеле- кояатель н т. д. При отсутствии спецов но машино­ ведению администрация опасается допущения неопыт­ ных слушателей к машипам. Но это насколько пе пред'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz