Вестник Мурмана. 1923, N19.

№ 1 9 . М У Р М А Н А, 13 пый и страховой сборы составляют 20 ,51% общих оперативных расходов. Не менее возможным является интерес кооперации к правильно налаженному транспорту. Торговый отдел Еарсоюза с удовлетворением отмечает сохранность то­ варов в пути, хотя продвижение последних производится по временам сравнительно продолжительные промежутки. К отмеченным дефектам кооперативной деятель­ ности следует прибавить еще следующее. Речь идет о слабых поступлениях паевых взносов и незначитель­ ности числа активных членов. По данным статбюро на­ селение К. Т. К. исчисляется в 200 тыс. чел. Из этого числа около 25 °/0 обслуживается транспортной, военной и др. видами кооперации. Остальная часть населения дала лпшь 6°/0 активных членов кооперации, в резуль­ тате кампании паевой и активного членства. Эта же кампания дала организациям 27.000 р. (ден. зн. 23 г.) паевого капитала, вместо требуемых 3.450.000 р. Между тем, без паевых взносов кооперации не то что прогрес­ сировать но и удержаться на достигнутых позициях не удастся, ибо ей необходимо создать свой собствен­ ный капитал. Отсутствие последнего у Карсоюза. кратко­ срочность кредитов, а также слабая покупная способ­ ность населения, не оправившегося еще от неурожая и др. бедствий,—-все это оказывало отягчающее влияние на ход торговых оборотов союза. Много внимания уделяет Карельская кооперация п промышленным задачам. Сюда относятся, прежде всего лесозаготовки, которыми Карсоюз занимался очень успешно в прошлом году, но лишен их в этом году Северолесом, передавшим их в этом году част­ ному посреднику. Предполагается постройка химиче­ ского завода для усовершенствования способов сухой перегонки дерева и мельницы на ветке станции Петро­ заводск, сооружение электрической станции и проч. Наряду со всей этой операционной работой Кар- союзом было много сделано в области организационно­ инструкторской деятельности. Соответствующим отделом его часто ревизуются и инструктируются отстающие ЕПО. Им же дапы определенные инструкции реорга­ низованным райотделениям в конторы Карсоюза о по­ рядке приема счетов первых, правила о новых взносах и образования паевого капитала Карсоюза и др. ука­ зания. Тем же отделом издается журнал „Кооператив­ ная жизнь Карелии производится юрисконсультская работа и мп. др. Одновременно развивается п военная кооперация. Некоторых результатов достигло Карельское Обл. военно-потребительское о-во. Оно насчитывает сейчас активных членов в лице 1.673 красноармейцев и 619 слу­ жащих (военно-служащие и милиционеры). За отчетный период сделало оборотов на сумму 2 У5.618 р. 25 к. Собственные средства на 1 января составляли 14.865 р. 68 к. Существование КОВПО важно, главным образом, в том отношении, что оно культивирует в рядах красно­ армейцев сознание в необходимости и пользе коопера­ ции. Правлению Карсоюза н следует приходить па встречу КОВПО как в экономическом, так и органи­ зационно-инструкторском направлении. Крупные организационные работы производятся и Каррабсекцией, чтобы укрепить и развивать деятель­ ность рабочих кооперативов. Что же касается движения кооперации на местах, то, прослеживая их деятельность и условия работы, мы увидим, как кооперация в каждом райопе отражает собою в миннатюре кооперацию всей Области в целом. Из 100 действующих ЕПО, о которых было в начале указано, лишь 8 делают обороты более 10.000 р. (ден. зн. 23 г.), в 38 оборотные средства от 1.000 до 10.000 р. н в 54 ЕПО-—менее 1.000 р. своеобразным„ взяточником'1 транспорта (взяточником крысу нелишне назвать, ибо нередко двуногие хищники имеют хоро­ шую ссылку на „утечку" от крыс, чтобы оправдать свои хищения). Октябрьская ж. д. (б. Николаевская) с 1902 по 1906 г. уплатила грузовладельцам за порчу крысами товара, хра­ нящегося только в Петроградских пакгаузах,— 136276 золот. рублей. В 1906/7 годах статистика приводит по одной ст. Гіетро- град-Товарная 1 1 4 5 9 шт- изъеденных крысами мешков с мукой и прочим продовольствием. На ст. Москва-пассаж., Октябрьской ж. д., над окном камеры хранения ручного багажа и сейчас можете видеть большой плакат с художественно изображенными 2о-ю кры­ сами в живых позах и с крупной надписью: „за съестные припасы, сдаваемые на хранение, независимо от прочности упаковки (чемоданы, корзины) и за целость последней не отвечаем". Советский транспорт в целом не может, подобно москов­ ской камере хранения, снять с себя ответственность за своего врага „в сером". Восстановление грузооборота, под­ нятие с.-х. промышленности, вслед за чем идет привлече­ ние в первую очередь продовольственных, хлебных грузов, особая, выработавшаяся за годы голодовки внимательность наша к хлебу, подчеркивающая ценность его, как мерила, основы всех ценностей,—все это заставляет очнуться от тумана равнодушия, от принципа „пока что“ в деле борьбы с грызунами на транспорте. Наркомпрод,— только, разве, один он—должен бы был первым взяться за это дело, но ведь большая половина его продуктов и большую часть времени лежит в складочных помещениях транспорта. И, кроме того, транспортный аппа­ рат, как самый живой и подвижный по природе своей деятельности, самый активный, несомненно, возьмет на себя честь и обязанность нанести первый организованный удар многомиллионному врагу „в сером". Октябрьская ж . д. уже сделала почин. Ее Управление, размещенное в Северной Гостинице, месяц тому назад кишело крысами на столько, что, по словам члена Дор- профсожа т. В. А. Андреева, „нельзя было днем заниматься, бегали по столам, грызли официальные бумаги, выпивали чернила". Затравленное одновременно во всех 6 этажах культурою крысиного тифа помещение это ныне свободно от крыс. Управление дороги приступает сейчас к затравке крысиным тифом всего вокзала и пакгаузов Товарной стан* ции. Работа по затравке возложена, согласно приказа Ц на Агрослужбѵ дороги. Надо полагать, что успешный почин Октябрьской ж- д- сдвинет это дело с мертвой точки и в буквальном смысле „поставит его на рельсы" т. с. распространит на все транс­ портные пути и по ним разнесет по всей Республике. — ов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz