Вестник Мурмана. 1923, N19.
№ 1 9 . М У Р М А Н А, 13 пый и страховой сборы составляют 20 ,51% общих оперативных расходов. Не менее возможным является интерес кооперации к правильно налаженному транспорту. Торговый отдел Еарсоюза с удовлетворением отмечает сохранность то варов в пути, хотя продвижение последних производится по временам сравнительно продолжительные промежутки. К отмеченным дефектам кооперативной деятель ности следует прибавить еще следующее. Речь идет о слабых поступлениях паевых взносов и незначитель ности числа активных членов. По данным статбюро на селение К. Т. К. исчисляется в 200 тыс. чел. Из этого числа около 25 °/0 обслуживается транспортной, военной и др. видами кооперации. Остальная часть населения дала лпшь 6°/0 активных членов кооперации, в резуль тате кампании паевой и активного членства. Эта же кампания дала организациям 27.000 р. (ден. зн. 23 г.) паевого капитала, вместо требуемых 3.450.000 р. Между тем, без паевых взносов кооперации не то что прогрес сировать но и удержаться на достигнутых позициях не удастся, ибо ей необходимо создать свой собствен ный капитал. Отсутствие последнего у Карсоюза. кратко срочность кредитов, а также слабая покупная способ ность населения, не оправившегося еще от неурожая и др. бедствий,—-все это оказывало отягчающее влияние на ход торговых оборотов союза. Много внимания уделяет Карельская кооперация п промышленным задачам. Сюда относятся, прежде всего лесозаготовки, которыми Карсоюз занимался очень успешно в прошлом году, но лишен их в этом году Северолесом, передавшим их в этом году част ному посреднику. Предполагается постройка химиче ского завода для усовершенствования способов сухой перегонки дерева и мельницы на ветке станции Петро заводск, сооружение электрической станции и проч. Наряду со всей этой операционной работой Кар- союзом было много сделано в области организационно инструкторской деятельности. Соответствующим отделом его часто ревизуются и инструктируются отстающие ЕПО. Им же дапы определенные инструкции реорга низованным райотделениям в конторы Карсоюза о по рядке приема счетов первых, правила о новых взносах и образования паевого капитала Карсоюза и др. ука зания. Тем же отделом издается журнал „Кооператив ная жизнь Карелии производится юрисконсультская работа и мп. др. Одновременно развивается п военная кооперация. Некоторых результатов достигло Карельское Обл. военно-потребительское о-во. Оно насчитывает сейчас активных членов в лице 1.673 красноармейцев и 619 слу жащих (военно-служащие и милиционеры). За отчетный период сделало оборотов на сумму 2 У5.618 р. 25 к. Собственные средства на 1 января составляли 14.865 р. 68 к. Существование КОВПО важно, главным образом, в том отношении, что оно культивирует в рядах красно армейцев сознание в необходимости и пользе коопера ции. Правлению Карсоюза н следует приходить па встречу КОВПО как в экономическом, так и органи зационно-инструкторском направлении. Крупные организационные работы производятся и Каррабсекцией, чтобы укрепить и развивать деятель ность рабочих кооперативов. Что же касается движения кооперации на местах, то, прослеживая их деятельность и условия работы, мы увидим, как кооперация в каждом райопе отражает собою в миннатюре кооперацию всей Области в целом. Из 100 действующих ЕПО, о которых было в начале указано, лишь 8 делают обороты более 10.000 р. (ден. зн. 23 г.), в 38 оборотные средства от 1.000 до 10.000 р. н в 54 ЕПО-—менее 1.000 р. своеобразным„ взяточником'1 транспорта (взяточником крысу нелишне назвать, ибо нередко двуногие хищники имеют хоро шую ссылку на „утечку" от крыс, чтобы оправдать свои хищения). Октябрьская ж. д. (б. Николаевская) с 1902 по 1906 г. уплатила грузовладельцам за порчу крысами товара, хра нящегося только в Петроградских пакгаузах,— 136276 золот. рублей. В 1906/7 годах статистика приводит по одной ст. Гіетро- град-Товарная 1 1 4 5 9 шт- изъеденных крысами мешков с мукой и прочим продовольствием. На ст. Москва-пассаж., Октябрьской ж. д., над окном камеры хранения ручного багажа и сейчас можете видеть большой плакат с художественно изображенными 2о-ю кры сами в живых позах и с крупной надписью: „за съестные припасы, сдаваемые на хранение, независимо от прочности упаковки (чемоданы, корзины) и за целость последней не отвечаем". Советский транспорт в целом не может, подобно москов ской камере хранения, снять с себя ответственность за своего врага „в сером". Восстановление грузооборота, под нятие с.-х. промышленности, вслед за чем идет привлече ние в первую очередь продовольственных, хлебных грузов, особая, выработавшаяся за годы голодовки внимательность наша к хлебу, подчеркивающая ценность его, как мерила, основы всех ценностей,—все это заставляет очнуться от тумана равнодушия, от принципа „пока что“ в деле борьбы с грызунами на транспорте. Наркомпрод,— только, разве, один он—должен бы был первым взяться за это дело, но ведь большая половина его продуктов и большую часть времени лежит в складочных помещениях транспорта. И, кроме того, транспортный аппа рат, как самый живой и подвижный по природе своей деятельности, самый активный, несомненно, возьмет на себя честь и обязанность нанести первый организованный удар многомиллионному врагу „в сером". Октябрьская ж . д. уже сделала почин. Ее Управление, размещенное в Северной Гостинице, месяц тому назад кишело крысами на столько, что, по словам члена Дор- профсожа т. В. А. Андреева, „нельзя было днем заниматься, бегали по столам, грызли официальные бумаги, выпивали чернила". Затравленное одновременно во всех 6 этажах культурою крысиного тифа помещение это ныне свободно от крыс. Управление дороги приступает сейчас к затравке крысиным тифом всего вокзала и пакгаузов Товарной стан* ции. Работа по затравке возложена, согласно приказа Ц на Агрослужбѵ дороги. Надо полагать, что успешный почин Октябрьской ж- д- сдвинет это дело с мертвой точки и в буквальном смысле „поставит его на рельсы" т. с. распространит на все транс портные пути и по ним разнесет по всей Республике. — ов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz