Вестник Мурмана. 1923, N19.
К вопросу об организации школ ученичества. № 1 9 . М У Р М А Н А. 11 „Школы ученичества, принявшие на себя ответственную работу по пополнению всей естественной убыли в квалифицированной рабсиле, тем самым являются неотъемлемой частью общей рационально поста вленной организации транспорта*'. Распоряжение Учтранпрстфобра об оборудовании школ ученичества от 5-го апреля 1923 г. № 1520 код. Л? 1694 Официальный Отдел „В.П.С“ № 132. Взяв на себя роль организатора индустрии в госу дарственном масштабе, руководящие органы РСФСР должны были озаботиться и соответствующей подготов кой живой силы, потребной для организации промы шленности на социалистических началах- В качестве основного положения было принято, что каждая отрасль промышленности сама готовит своих рабочих и средством для этой подготовки выбрана школа ученичества. •Таким образом, ученичество становится своего рода цехом, без которого дальнейшее развитие нашей про мышленности вообще невозможно. Но, как и всякое новшество, такой взгляд на уче ничество прививается с огромным трудом не только в широких слоях производственников, но, зачастую, и в административно-технических верхах. Здесь необходимо оговориться, что при частном, ни к чему не обязы вающем обмене мнений по данному вопросу среди ответ ственных работников предприятий, служб или цехов ни когда не бывает недостатка в благожелательном отно шении к ученичеству, но дальше разговоров дело обычно не идет, нн говоря уже о каком-нибудь реальном со действии. В силу такого отношения к школе ученичества, наблюдается, как общее правило, что состояние школы находится в прямой зависимости от администрации пред приятия или службы—во-первых, и от благосостояния не только целой дороги, но и отдельных ее участков— во-вторых. Но принимая во внимание, что на успешность под готовки влияет пе только степень квалификации руко водителей и объем пройденных программ, по также и наличие учебных средств и остальная материальная обстановка, мы должны притти к выводу, что при разно калиберное™ существующих школ ученичества, одна до рога будет иметь рабочих, выполняющих свою работу по качеству и степени точности превышающими произ водство другой дороги, где школы оборудованы в более узких рамках. Совершенно ясно, что в рационально поставленном производстве, а тем более в государственном масштабе, однородные специальности должны быть обслуживаемы личным составом, подготовленным пе ниже некоторого определенного уровня. Кроме того, условимся под термином „квалифици рованный рабочий“ подразумевать такого, который не только имеет всесторонний практический стаж работы по своей специальности в обстановке, отвечающей со временным требованиям техники, но и получил доста точную теоретическую, как общеобразовательную, так и специальную подготовку. Сравнив вышеуказанные требования с данными дей ствительного положения ученичества на транспорте, мы должны согласиться с тем, что в большинстве случаев школы не располагают средствами, обеспечивающими одинаковую подготовку рабочих данной квалификации. Исходя из этого, Учтранпрофобром выработано „По ложение об оборудовании школ ученичества'5, которое должно быть проведено в жизнь, согласно распоряжения, стоящего эпиграфом настоящей статьи. Материальная обстановка школ ученичества этим распоряжением и упомянутым „Положением" вполне определена, при чем распоряжение должно быть испол нено к началу 1928 —24 учебного года. Как на средство пополнения оборудования практи ческих мастерских при школах, определенно указы вается на необходимость немедленного обследования инвентаря производственных мастерских для рациональ ной перегруппировки оборудования в целях полного снабжения школ всем необходимым, согласно минималь ных норм „Положения*4, понижение которых исклю чает возможность нормального течения учебной жизни школы. Можно заранее сказать, что при отборе инвентаря для школ,— производственные мастерские приложат все усилия к тому, чтобы сплавить в школы весь негодный и обременяющий мастерския хлам. Поэтому, представи телям Профсоюза и Профобра, которые входят в ко миссию по обследованию производства, необходимо иметь в виду, что практические мастерские при школах должны быть образцом для обучающихся подростков, на основании чего установленное для этих мастерских оборудование должно по крайней мере быть не хуже тех же приспособлений и станков в производстве, но по возможности и превосходить их. Серьезность данной задачи лучше всего иллюстри руется выдержкой и:’, уже упомянутого распоряжения Учтранпрофобра: „Высокая ответственность за создание основного, сознательно привязанного к производству, кадра работ ников транспорта заставляет местные органы НІШС отнестись к этой работе с достойным вниманием, не укрываясь за формальные ссылки на недостаточность оборудования производственных мастерских и недоста ток кредитов". Техническая безграмотность не менее опасный враг рабочего, чем безграмотность общая и для каждого со знательного работника не может быть вопроса о том; что ученичество, приобщающее нас к мировому про грессу, от которого мы особенно сильпо отстали за годы войны и блокады, должно быть организовано блестяще. Таким образом, конкретные указания распоряжения № 1520 и „Положения дают уверенность в том, что с будущей осени школы ученичества Мурм. ж. д. вый дут из хронического состояния „Организационного пе риода тем более, что в социалистической Республике нет нужды доказывать необходимость технического про гресса, без которого не мыслима механизация производ ства и связанное с последней благосостояние трудящихся. Е. Агитов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz