Вестник Мурмана. 1923, N19.

К вопросу об организации школ ученичества. № 1 9 . М У Р М А Н А. 11 „Школы ученичества, принявшие на себя ответственную работу по пополнению всей естественной убыли в квалифицированной рабсиле, тем самым являются неотъемлемой частью общей рационально поста­ вленной организации транспорта*'. Распоряжение Учтранпрстфобра об оборудовании школ ученичества от 5-го апреля 1923 г. № 1520 код. Л? 1694 Официальный Отдел „В.П.С“ № 132. Взяв на себя роль организатора индустрии в госу­ дарственном масштабе, руководящие органы РСФСР должны были озаботиться и соответствующей подготов­ кой живой силы, потребной для организации промы­ шленности на социалистических началах- В качестве основного положения было принято, что каждая отрасль промышленности сама готовит своих рабочих и средством для этой подготовки выбрана школа ученичества. •Таким образом, ученичество становится своего рода цехом, без которого дальнейшее развитие нашей про­ мышленности вообще невозможно. Но, как и всякое новшество, такой взгляд на уче­ ничество прививается с огромным трудом не только в широких слоях производственников, но, зачастую, и в административно-технических верхах. Здесь необходимо оговориться, что при частном, ни к чему не обязы­ вающем обмене мнений по данному вопросу среди ответ­ ственных работников предприятий, служб или цехов ни­ когда не бывает недостатка в благожелательном отно­ шении к ученичеству, но дальше разговоров дело обычно не идет, нн говоря уже о каком-нибудь реальном со­ действии. В силу такого отношения к школе ученичества, наблюдается, как общее правило, что состояние школы находится в прямой зависимости от администрации пред­ приятия или службы—во-первых, и от благосостояния не только целой дороги, но и отдельных ее участков— во-вторых. Но принимая во внимание, что на успешность под­ готовки влияет пе только степень квалификации руко­ водителей и объем пройденных программ, по также и наличие учебных средств и остальная материальная обстановка, мы должны притти к выводу, что при разно­ калиберное™ существующих школ ученичества, одна до­ рога будет иметь рабочих, выполняющих свою работу по качеству и степени точности превышающими произ­ водство другой дороги, где школы оборудованы в более узких рамках. Совершенно ясно, что в рационально поставленном производстве, а тем более в государственном масштабе, однородные специальности должны быть обслуживаемы личным составом, подготовленным пе ниже некоторого определенного уровня. Кроме того, условимся под термином „квалифици­ рованный рабочий“ подразумевать такого, который не только имеет всесторонний практический стаж работы по своей специальности в обстановке, отвечающей со­ временным требованиям техники, но и получил доста­ точную теоретическую, как общеобразовательную, так и специальную подготовку. Сравнив вышеуказанные требования с данными дей­ ствительного положения ученичества на транспорте, мы должны согласиться с тем, что в большинстве случаев школы не располагают средствами, обеспечивающими одинаковую подготовку рабочих данной квалификации. Исходя из этого, Учтранпрофобром выработано „По­ ложение об оборудовании школ ученичества'5, которое должно быть проведено в жизнь, согласно распоряжения, стоящего эпиграфом настоящей статьи. Материальная обстановка школ ученичества этим распоряжением и упомянутым „Положением" вполне определена, при чем распоряжение должно быть испол­ нено к началу 1928 —24 учебного года. Как на средство пополнения оборудования практи­ ческих мастерских при школах, определенно указы­ вается на необходимость немедленного обследования инвентаря производственных мастерских для рациональ­ ной перегруппировки оборудования в целях полного снабжения школ всем необходимым, согласно минималь­ ных норм „Положения*4, понижение которых исклю­ чает возможность нормального течения учебной жизни школы. Можно заранее сказать, что при отборе инвентаря для школ,— производственные мастерские приложат все усилия к тому, чтобы сплавить в школы весь негодный и обременяющий мастерския хлам. Поэтому, представи­ телям Профсоюза и Профобра, которые входят в ко­ миссию по обследованию производства, необходимо иметь в виду, что практические мастерские при школах должны быть образцом для обучающихся подростков, на основании чего установленное для этих мастерских оборудование должно по крайней мере быть не хуже тех же приспособлений и станков в производстве, но по возможности и превосходить их. Серьезность данной задачи лучше всего иллюстри­ руется выдержкой и:’, уже упомянутого распоряжения Учтранпрофобра: „Высокая ответственность за создание основного, сознательно привязанного к производству, кадра работ­ ников транспорта заставляет местные органы НІШС отнестись к этой работе с достойным вниманием, не укрываясь за формальные ссылки на недостаточность оборудования производственных мастерских и недоста­ ток кредитов". Техническая безграмотность не менее опасный враг рабочего, чем безграмотность общая и для каждого со­ знательного работника не может быть вопроса о том; что ученичество, приобщающее нас к мировому про­ грессу, от которого мы особенно сильпо отстали за годы войны и блокады, должно быть организовано блестяще. Таким образом, конкретные указания распоряжения № 1520 и „Положения дают уверенность в том, что с будущей осени школы ученичества Мурм. ж. д. вый­ дут из хронического состояния „Организационного пе­ риода тем более, что в социалистической Республике нет нужды доказывать необходимость технического про­ гресса, без которого не мыслима механизация производ­ ства и связанное с последней благосостояние трудящихся. Е. Агитов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz