Вестник Мурмана. 1923, N18.
№ 18. М У Р М А Н А. 5 Ярусный лов производится ярусами: это такая ве ревка из чесаной хорошей пепьки в 9— 12 прядей, длиной 60 сажен, которая называется стоянкой; из трех стоянок составляется „тюк “, из тюков составляется ярус, длиной от 5 до 10 верст, т. е. в одпом ярусе от 20 до 80 тюков; на ярус прикрепляются форшни (тон- кая веревка в две нитки), длиной от 24 до 28 дюймов. К концу форшней прикрепляются уды (крючки) № 6 и Л: 7, изготовляемые в Норвегии, а у нас в России таких нет. Промышленники, выезжая на ярусный лов, запа саются наживкой (мелкой рыбой); для наживки идет рыба-песчанка, мойва, сельдь, вервь, которые вылавли ваются наживочными неводами. Прибывают промышлен ники к месту лова на дорах, если прибыли на пароходе или моторном боте. Но поморы и колонисты Мурмана, не имеющие ботов, выезжают па іпняках, елах. карбасах и привозят с собой уже наживленные яруса (этим делом занимаются в становищах дети и женщины). К ярусу прицепляются три якоря, два г,о концам и один в се редине. Якорями служат камни, весом от 1Ѵ 2 до 2 пу дов. Чтобы знать, где находится ярус, к нему на ве ревке приделываются три кубаса или деревянных буй ков. Когда наживленный ярус опускается на дно и лежит па нем, рыба хватает наживку и попадает на уду (крючок). Ярус держится в воде до б часов. Всего форшней и уд в ярусе, при длине в 5 верст по С.ООО штук в каждом, но ярусы бывают до 15 верст, тогда уд и форшней по 18 .000 штук, так как форшни прикрепляются к ярусу на расстоянии I 1/* аршин один от другого. Дора поднимает до 50 нудов рыбы. Пойманная рыба засаливается, если приехали на паро ходе, если прибыли пе на пароходах, то отвозится в становище. При хорошей постановке дела, ярусный лов может вполне конкурировать с траловым, так как на рыбака при лове тралами приходится от 100 до 150 пудов за рейс, а при ярусном— до 200 пудов. Ярусный лов зависит от наживки; если она имеется в достаточном количестве, то хороший лов обеспечен. Ярусный лов требует меньше затрат, поэтому он выгоднее трало вого. Но ярусный лов не рекомендуется на больших пароходах, так как расход угля большой и содержание от 15 человек и больше команды обходится дорого, тогда как при лове моторными ботами команда 4 — 6 че ловек и топлива идет несравненно меньше, а бот, при машине в 25 сил, может поднимать до 2 .500 пудов. При ярусном лове, ловится таже рыба, что и при траловом. Цепной рыбой считается камбала и палтус. Ярусный лов производится на глубине от 20 до 100 саж. по берегам всего Западного и Восточного Мурмана, а траловый на Кильдинской, Вайдегубской, Харловско-Лицкой, Ноккуевской, Моржовецкой, Бело- морско-Канинской, Нордвестовой, Колгуево-Канинекой банках. Сельдяной промысел еще проще и производится до сих пор простыми и запорными неводами. Размер обык новенного невода 5 X 8 0 сажей, а запорный— 15 X X 100 еажен. Лов производится с карбасов вблизи бе регов, а зимой со льда. Поморы применяют при сель дяном лове мережи, т. е. сети из тонкой пряжи. Мережа диаметром до 2 аршин, длиной около 5 сажен. За последнее время норвежцы стали применять для лова сельдей кошельковые невода,— происхождение Канадское (Америка). Он имеет размер 15 X 170 сажен, его преиму щество то, что им можно ловить сельдь в открытом море. У нас в России на Мурмане и Белом море еще до сих пор кошельковый невод не применялся. Имея запорные и кошельковые невода, можно обес печить лов сельдей в сезон несколько сот тысяч пудов. Запорным неводом запираются узкие выходы губ в море и сельди некуда уходить и она останется вся промыш леннику. Кошельковый невод нижней своей частью опу скается вниз в воду и этой же частью подводится под сельдь и поднимается, а верхняя часть остается на по верхности воды и при подъеме образуется огромный мешок, невод подымается к берегу или судну и из него вынимается сельдь совками. Сельдяной промысел очень выгоден, по требует большого количеств* тары, так как улов, как я сказал, может быть несколько сот тысяч пудов. Сельдь очень тяжелая рыба, поэтому, в прок идет только осеннего и зимнего лова, а весенняя и летняя сельдь очень жирная и требует быстрого сбыта и потре бления. Сельдяным промыслом занимаются в Белом море— в Кандалакше, Сороке, Покровском, в Двинской губе, на Мурмане, в Кольском и Мотовском заливах, в Пе- ченгской губе, в большом масштабе, а вообще сельдь ловится по всему побережью Белого моря. Поморы применяют для лова сельдей переметы, это просто связанные вместе несколько сетей и служат перехватом хода сельдей; при приливах и отливах сельдь упирается в перемет и застревает в ячеях (от верстие сетей); перемет держится в воде до S часов, а затем убирается и сельдь вынимается из ячей, но это домашний способ и только для собственного потребления. Семужий промысел тоже не сложен, но хлопотлив. Лов производится па дорожку (лёс) длиной 50 сажен. В самом конце дорожки прикреплена металлическая рыбка (приманка) серебристого цвета, к ней прикре плены девять крючков, спаянных по 3 штуки вместе и размещены в хвосте, средине и возле головки рыбки. Ловят по два человека двумя дорожками на правую и левую руку одного "рыбака, а другой на карбасе слу жит гребцом; дорожка все время двигается, приманка вращается и рыба хватается за нее и попадает на крючки. Другой способ лова семги, „поездами“ , т. е. сеткой длиной 2 ' / 2 X 8 сажени и шириной 11 '■> X 2 сажени. Рыбаки выезжают на двух карбасах по два человека на каждом, карбаса идут в трех саженях, один от другого параллельно и между ними сзади тянется поезд, при крепленный четырьмя веревками (стоянками). Каждый кормщик (рыбак) держит в одной руке по две веревки, а другие гребут. Семга идет против течения с моря метать икру в реку и кормщики, чувствуя удар семги в поезд, сразу вынимают поезд и карбаса сходятся, рыба выбрасывается в карбас, а чтобы пе выпрыгнула, ее оглушают деревянной колотушкой. В поезд попадает по две по три штуки; наконец, ловят семгу гарвой (сеткой), которая ставится в реке и рыба в ней запутывается.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz