Вестник Мурмана. 1923, N18.

В Е С Т Н И К № 18. Для предупреждения разрыва трала о камни и на­ пора воды служат предохранением троссы и веревки из маниллы, толщиной 3 J/ 2 и І 3/ 4 дюйма по окружности. Первый идет ио верхнему, а второй по нижнему под­ бору. На мелких песчаных грунтах бобпнцы снимаются и их заменяют грунт-троп (стальной трос), длиной 1 8— 20 фут., толщиной 2 дюйма —9 штук, обвитые тро­ сом из маниллы толщиной 2І/ 2,?. Кроме того, от боль­ ших центральных бобинцев идут два кватропа, маниль­ ские тросы толщиной ЗѴ2— 4 дюйма, каждый длиной около 20 сажен и их назначение подтягивать матицу к борту траулера. Чтобы трал шел по дну в распер­ том виде, употребляются две доски (щиты) шириной 4-72— 5 фут., длиной 7— 8 фут., в зависимости от ве­ личины трала, которые прикрепляются к концам крыльев трала. К каждой доске крепится ваер, которым и букси­ руется трал. Размером ячеи трала вяжутся 5 1/ 4 и З1/ , дюйма, первые в крыльях и сквере, а вторые—в матице и кутке. Куток вяжется из двух—четырех-пряд- ных ниток, так как в кутке собирается рыба. Чтобы рыба из кутка не ушла, есть горло, сплетенное из того же материала, что и трал. Во время остановки трала горло закрывает отверстие кутка. Траление производится одним тралом, но другой запасный находится па другом борту, и в случае порчи, одного заменяется другим. Расстояние трала от кормы парохода находится на расстоянии приблизительно трой­ ной глубины места, хлде производится промысел. Рыба, встревоженная бобинцами, катящимися но дну, подни­ мается со дна, но уйти не может, так как сверху имеет ясквер а с боков „крылья0; вперед уйти также не может, так как траулер буксирует трал со скоростью 2 ‘/а— 3 узла в час, т. е. больше 5 верст. Трал спу­ скается на глубину от 20 до 150 сажен. Прибыв ка место лова, промышленники измеряют Но рос и рос камней отвал, Смеялся морю ветер свежий, И скоро путь стальной связал Д у г у далеких побережий. V . Преграды северных причуд— Гранит, болота, рек потоки— Одолевал упорный труд, Блюдя намеченные сроки. I Іорой казался он невмочь, Дразнил мечтою о досуге, Давила мраком жутким ночь, Во тьме зловеще выли выогп, Когтила цепкая цыига, В ходя непрошенной в жилище, И рек безумных берега Грозили многим стать кладбищем, Но— сквозь густой и злой туман Тр уд а великую когорту Звал шумный, вольный Океан К незамерзающему порту! И вновь спешил чеканный шаг, Д ля тержества рождался повод, О новом, радостном впотьмах Пел на столбах железный провод. И было видеть нам дано: Наперекор и тьме и вьюгам Последним в путь легло звено Перед Полярным дальним Кругом! глубину и, узнав грунт, спускают пробный трал и про­ тащив его от Ѵо до часа, узнают, есть ли рыба, извле­ кая трал из воды п если окажется рыбы в достаточ­ ном количестве, то начинают лов, а в противном слу­ чае идут в другое место, но бывает и так, что рыбы мало, во она крупная (юровая), это дает предполагать промышленникам о нахождении рыбы невдалеке, тогда начинают со спущенным тралом двигаться в ту и дру­ гую стороны и, напав на рыбу, приступают к лову и трал через каждые 1Ѵ2 и 2 Ѵ2 часа вынимается и вновь спускается в воду, и работа не прерывается круглые сутки. Хороший подъем рыбы считается от '1 0 0 до 200 пудов каждого подъема трала в свежем виде. Смотря по запасу угля и емкости трюма траление все время продолжается, емкость трюма траулеров бывает от 4 .000 до 8 .000 пудов. Пойманная рыба вывали­ вается на палубу, ей отрубают головы, шкероют (чистят) бросают в трюм и сразу засаливают. Из пойманной рыбы в трюм идет по весу уже меньше приблизительно на 30° о- На пуд свежей рыбы крепкого засола идет соли до 22 фунтов, а слабого засола 15 — 17 фунтов. Так как рассол вытекает из бочек, то рыба от засола теряет еще до 2 5 °/0. Итак всего потери в весе, после отделения голов, внутренностей и засола—до 5 5% . Англичане за один рейс берут от 2 .000 до 5 .000 пу­ дов. Расход они считают от 2 .300 до 3 .000 руб. и вы­ ручают за рейс от 2 .500 до 10.000 руб. смотря по привозу и спросу рыбы. Правление Мурманской ж. д., если оно будет иметь холодильники, может в свежем виде доставлять рыбу в Петроград и по линии Мурманской ж. д. Ярусный лов не требует таких затрат и можно производить лов па любом маленьком пароходе или мо­ торном и парусном боте. Для этого нужно иметь на пароходе шесть дор (шлюпка особой упрощенной си­ стема). V I . й непробудный сон исчез: П о колее из звонкой стали Потокам злым наперерез Иные были побежали. В броню закованный титан Через полярные заставы От вод Балтийских на Мурман Помчал тяжелые составы. Нечеловечьих полный сил, Титан бывалый в новом блеске Веселым, кличем огласил Страны полночной перелески... Он неустанный славит Тр у д , Зовет протяжным, ярым зовом Забыть изжитого уют В еще незримом нами новом. От скучных, сжатых тьмою нор, Где дышит миг былого смрадом,— Зовет в ликующий простор К еще неведомым усладам. Д а сгинут сны и топь болот, Д а промелькнут их тени мимо. Стальным путем от гиблых вод Уводит Т р у д неодолимо! іб марта 1923 г. U. Кашменский.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz