Вестник Мурмана. 1923, N18.
В Е С Т Н И К № 18. Для предупреждения разрыва трала о камни и на пора воды служат предохранением троссы и веревки из маниллы, толщиной 3 J/ 2 и І 3/ 4 дюйма по окружности. Первый идет ио верхнему, а второй по нижнему под бору. На мелких песчаных грунтах бобпнцы снимаются и их заменяют грунт-троп (стальной трос), длиной 1 8— 20 фут., толщиной 2 дюйма —9 штук, обвитые тро сом из маниллы толщиной 2І/ 2,?. Кроме того, от боль ших центральных бобинцев идут два кватропа, маниль ские тросы толщиной ЗѴ2— 4 дюйма, каждый длиной около 20 сажен и их назначение подтягивать матицу к борту траулера. Чтобы трал шел по дну в распер том виде, употребляются две доски (щиты) шириной 4-72— 5 фут., длиной 7— 8 фут., в зависимости от ве личины трала, которые прикрепляются к концам крыльев трала. К каждой доске крепится ваер, которым и букси руется трал. Размером ячеи трала вяжутся 5 1/ 4 и З1/ , дюйма, первые в крыльях и сквере, а вторые—в матице и кутке. Куток вяжется из двух—четырех-пряд- ных ниток, так как в кутке собирается рыба. Чтобы рыба из кутка не ушла, есть горло, сплетенное из того же материала, что и трал. Во время остановки трала горло закрывает отверстие кутка. Траление производится одним тралом, но другой запасный находится па другом борту, и в случае порчи, одного заменяется другим. Расстояние трала от кормы парохода находится на расстоянии приблизительно трой ной глубины места, хлде производится промысел. Рыба, встревоженная бобинцами, катящимися но дну, подни мается со дна, но уйти не может, так как сверху имеет ясквер а с боков „крылья0; вперед уйти также не может, так как траулер буксирует трал со скоростью 2 ‘/а— 3 узла в час, т. е. больше 5 верст. Трал спу скается на глубину от 20 до 150 сажен. Прибыв ка место лова, промышленники измеряют Но рос и рос камней отвал, Смеялся морю ветер свежий, И скоро путь стальной связал Д у г у далеких побережий. V . Преграды северных причуд— Гранит, болота, рек потоки— Одолевал упорный труд, Блюдя намеченные сроки. I Іорой казался он невмочь, Дразнил мечтою о досуге, Давила мраком жутким ночь, Во тьме зловеще выли выогп, Когтила цепкая цыига, В ходя непрошенной в жилище, И рек безумных берега Грозили многим стать кладбищем, Но— сквозь густой и злой туман Тр уд а великую когорту Звал шумный, вольный Океан К незамерзающему порту! И вновь спешил чеканный шаг, Д ля тержества рождался повод, О новом, радостном впотьмах Пел на столбах железный провод. И было видеть нам дано: Наперекор и тьме и вьюгам Последним в путь легло звено Перед Полярным дальним Кругом! глубину и, узнав грунт, спускают пробный трал и про тащив его от Ѵо до часа, узнают, есть ли рыба, извле кая трал из воды п если окажется рыбы в достаточ ном количестве, то начинают лов, а в противном слу чае идут в другое место, но бывает и так, что рыбы мало, во она крупная (юровая), это дает предполагать промышленникам о нахождении рыбы невдалеке, тогда начинают со спущенным тралом двигаться в ту и дру гую стороны и, напав на рыбу, приступают к лову и трал через каждые 1Ѵ2 и 2 Ѵ2 часа вынимается и вновь спускается в воду, и работа не прерывается круглые сутки. Хороший подъем рыбы считается от '1 0 0 до 200 пудов каждого подъема трала в свежем виде. Смотря по запасу угля и емкости трюма траление все время продолжается, емкость трюма траулеров бывает от 4 .000 до 8 .000 пудов. Пойманная рыба вывали вается на палубу, ей отрубают головы, шкероют (чистят) бросают в трюм и сразу засаливают. Из пойманной рыбы в трюм идет по весу уже меньше приблизительно на 30° о- На пуд свежей рыбы крепкого засола идет соли до 22 фунтов, а слабого засола 15 — 17 фунтов. Так как рассол вытекает из бочек, то рыба от засола теряет еще до 2 5 °/0. Итак всего потери в весе, после отделения голов, внутренностей и засола—до 5 5% . Англичане за один рейс берут от 2 .000 до 5 .000 пу дов. Расход они считают от 2 .300 до 3 .000 руб. и вы ручают за рейс от 2 .500 до 10.000 руб. смотря по привозу и спросу рыбы. Правление Мурманской ж. д., если оно будет иметь холодильники, может в свежем виде доставлять рыбу в Петроград и по линии Мурманской ж. д. Ярусный лов не требует таких затрат и можно производить лов па любом маленьком пароходе или мо торном и парусном боте. Для этого нужно иметь на пароходе шесть дор (шлюпка особой упрощенной си стема). V I . й непробудный сон исчез: П о колее из звонкой стали Потокам злым наперерез Иные были побежали. В броню закованный титан Через полярные заставы От вод Балтийских на Мурман Помчал тяжелые составы. Нечеловечьих полный сил, Титан бывалый в новом блеске Веселым, кличем огласил Страны полночной перелески... Он неустанный славит Тр у д , Зовет протяжным, ярым зовом Забыть изжитого уют В еще незримом нами новом. От скучных, сжатых тьмою нор, Где дышит миг былого смрадом,— Зовет в ликующий простор К еще неведомым усладам. Д а сгинут сны и топь болот, Д а промелькнут их тени мимо. Стальным путем от гиблых вод Уводит Т р у д неодолимо! іб марта 1923 г. U. Кашменский.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz