Вестник Мурмана. 1923, N18.
№ 18. М У Р М А Н А. 3 ров, приходится обыкновенные пароходы приспособлять для траления рыбы и здесь важно, чтобы выбирать такие пароходы, на которых запас угля помещался бы не менее 185 тонн, так как при тралении бывают сплошь и рядом случаи, когда траулер пробыл в море 20 суток, а рыбы нет, а затеи он наталкивается на рыбу, а в это время уже израсходован весь уголь и нужно идти в базу и улов будет не использован. Английские траулеры имеют помещения для льда, а па некоторых рефрежераторы; поэтому оші могут доставлять рыбу в свежем виде и им не приходится терять время па засолку в прок и рубку голов, что делают наши про мышленники; на этом англичане выигрывают во времени, кроме того, меньше расходуют угля в море и сбывают рыбу не мятую и по более высокой цене, чем наши поморы. Правление Мурманской ж. д., если оно будет в даль нейшем развивать рыбопромышленность и имея базу для угля с Мурманске и Ёканге, выигрывает перед Архангельскими промышленниками, тем, что сможет на своих судах промышлять целый год и каждый траулер сделает до 10 рейсов в год, тогда как Архангельские только 5 рейсов. На каждом траулере команда состоит из капитана, механика и их помощников, машиниста, трех кочегаров, тралмейстера и его помощника, двух засольщиков, и шести или восьми матросов, они же шкеральщики рыбы и кок (повар). Невод, которым тралят рыбу называется „Оттер- траль “ или просто „трал“ , изготовляется он иностран цами из манильной пряжи (прядива), каждая нитка прядки состоит из 55 — 70 волокон маниллы. Пряжа бывает в три и четыре нитки. В три нитки пряжа идет на крылья и сквер, а в четыре—на матицу и куток; пряжа изготовляется на канатных фабриках, а сам трал ку старным способом особыми специалистами, называемыми тралмейстерами; трал просмаливают. У нас в Поморье И селам видеть довелось, Как оживали их берлоги, К а к намечалась рядом ось Еще чужой для них дороги, К а к торфа резались пласты, И топь снижала наст лукавый (Не зря, как темные холсты, Змеились верстами канавы). А просек ширился прозор И по настилу свежей елани, Между бесчисленных озер, Все дальше шли сыны дерзаний! 111 . Вершилось новое в глуши, Срезали косогоров скаты Т о экскаваторов ковши, Т о ловких сдельщиков лопаты. И к берегам студеных рек, Укрытых лесом и скалами, Неугомонный человек ГІрошел звериными тропами. Кляня жестокое русло, Угрозой воды в нем шумели, Напором бешеным несло С корнями вырванные ели, Н о метким был пришельца взор И сердце он имел не девье, Со звоном врезался топор В стволы смолистые деревьев; и Архангельске пряжа изготовляется из хорошей че саной пеньки в три и четыре нитки; наши тралы тоже приходится дубить и смолить, но все равно они не имеют той прочности, какие имеют из маниллы, так как разбухают в воде и изнашиваются в течение одного сезона, тогда как из маниллы могут прослужить больше. Но срок службы трала не определяется сезоном, а коли чеством спуска в воду. Англичане, имея дешевую ма- ниллу, больше. 60 раз не спускают в воду, а после этого его считают негодным и даже не ремонтируют- Но мы не можем позволить себе такой роскоши и наши промышленники спускают трал минимум 85 раз и ма ксимум 140 раз, и если после этого трал можно отре монтировать, то и это делается Трал из манильской пряжи весит до 20 пудов, а из пеньки от 20 до 24 пудов. Ширина трала по верхнему подбору от 92 до 98 фут., а по нижнему— 120 фут., но и бывают шириной 140 — 150 фут. по нижнему и 110 по верхнему подбору- С первыми тралами спра вляются пароходы-траулеры с машинами в 500 инди катор пых сил, а. со вторим —пароходы с машинами в 5 0 0—-700 индикаторных сил. Трал состоит из 10 частей: из сквера, нижних и верхних крыльев, всего 4, нижние и верхние пласти ма тицы---две, нижней и верхней пласти кутка—две, и горла. Все части вяжутся отдельно, а затем сшиваются той же пряжей и в сшитом виде представляют из себя огром ный тяжелый мешок и при тяге по дну моря в растя нутом виде имеют площадь 3 6 0—-400 квадр. фут. и катится на бубенцах (деревянные— дубовые или березо вые колеса). Всего бубенцов больших, диаметром 20, длиной 12 дюймов —8 штук, средних диаметром 8, дли ной 10 дюймов—8 штук и малых около 200 штук диаметром 6, длиной 8 дюймов и помещаются они на стальных тросах. Каждый отрезок троса длиной 20 фут., толщина троса 2 дюйма но окружности. Дробил скалу упорный лом, Нила с утра до ночи пела, И ярый труд живым теплом В полярной стуже полнил тело, И оживали чертежи: Рождались насыпи и бермы, А на тяжелые ряжи Ложились мостовые фермы. За часом час и день за днем Средь векового запустенья, В краю суровом и глухом Росли пути стального звенья! IV. Бурил рабочий толщу скал, Пугал смешных тюленей взрывом: Неустрашимый пожелал Итти прямей морским заливом. Не стало отдыха рукам, В пылу строительной горячки По зыбким, призрачным мосткам Катились грузно с камнем тачки. Пришельцев дерзок был порыв; Горя в изгибе изумрудом, Не раз полярных вод отлив Вступал в борьбу с коварным людом, Крушил ажурные мостки, И падал в море груз до срока И торопились челноки Отбить попавших в илен потока,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz