Вестник Мурмана. 1923, N17.

16 В Е С Т Н И К № 17, ной шрапнели для орудий до 6 '' включительно завод достиг высокой стенеші совершенства: снаряды удовле­ творяли всем требованиям артиллерийского ведомства и цены их были много ниже цен многих других заводов. После революции и окончания германской войпы (примерно, в конпе 17-го— начале 18-го года) били прекращены все заказы па военные снаряжения. Пере­ именованный Онегзавод, дабы поддержать свое суще­ ствование, изыскивал пути для установления на заводе нового производства. Задача эта была особенно трудной, потому что, как видно из предыдущего, завод этот основывался и обору­ довался исключительно для одного только производства военного снаряжения и никаких других работ в течение всего периода своего существования в массовом мас­ штабе пе производил. Перерыв работ застал завод в периоде его расши­ рения. Завод перестраивался с расчетом утроить свой выпуск изделий. Часть мастерских завода уже была шетроепа и оборудована на эту утроенную производи­ тельность, другая же часть только находилась в периоде постройки для оборудования. К этому времени па заводе было закончено новое обширное железо-бегошіое здание, примыкавшее к ме­ ханическому цеху, которое предполагалось использовать для расширения механической обработки снарядов. Мурманская ж. д. и Онегзавод. Примерно, в это время заканчивался первый период постройки Мурманской дороги. В виду того, что у дороги не было главных мастерских, естественно, взоры руко­ водителей ж. д. обратились па Онежский завод, как единственное крупное предприятие в крае, могущее хотя бы отчасти удовлетворить потребности дороги в ремонте. После нескольких совместных заседаний руководи­ телей дороги и завода был выработан предварительный план приспособления завода для обслуживания нужд до­ роги. План этот был в свое время представлен и одобрен и вторым делегатским дорожным съездом. С этого времени (примерно, с начала 18 г.) начинается беспрерывная контактная работа завода с дорогой, и Онегзавод, по мере своих сил. старался обслуживать все потребности дороги. За период с 18 г. и до сего времени завод был связан ширококолейным путем с магистралью Мурман­ ской дороги, затем на нем был переоборудован и вновь достроен целый ряд цехов, необходимых для производ­ ства ремонта паровозов. Первый паровоз был выпущен из ремонта 20 марта 1918 г. С того времени Онежский завод непрерывно вы­ полняет восстановительный ремонт паровозов для дороги. В день пятилетия Октябрьской революции завод празд­ новал выпуск юбилейного пятидесятого паровоза из р е ­ монта. Кроме этих работ, составлявших основную ра ­ боту, за этот период Онежский завод производил во вновь выстроенном Судо-ремонтном цехе ремонт судов Онежского озера и обслуживал всякого рода машино­ строительными работами нужды края. Нужно подчерк­ нуть, что насколько завод был необходим в этот период для Мурманской дороги, настолько же и работы для нужд Мурманской дороги, являвшиеся основой для за­ вода, были необходимы для него. Без поддержки Мур манской ж. д. завод едва ли смог бы просуществовать в течение этого периода. Нынешнее положение завода. Обращаясь к положению завода в настоящий мо­ мент, тов. Эрихман указал, что в связи с возобновле нием на заводе старых приостановленных производств, нагрузка его постепенно увеличивается и в данпый мо­ мент составляет около 7 5 —80 процентов довоенной. Количество рабочих за последние полгода увеличилось от 610 до 900 человек и с таким количеством завод предполагает работать в течение ближайшего сметного года. Основной работой завода все же на ближайшие годы останется обслуживание нужд Мурманской дороги с примерным выпуском до 5 — 6 паровозов в месяц восстановительного ремонта и отдачей дороге всей про­ изводительности чугуно-литейной, медно-литейной и кузницы завода. Необходимо отметить, что контактная работа с дорогой составляет для завода один из глав­ ных вопросов его существования и в будущем. Далее, тов. Эрихман сообщил, что постепенно увели­ чивается нагрузка завода путем возобновления ряда от­ раслей прежнего производства. Что касается обеспечен­ ности завода сырьем и материалами, то в этом отно­ шении он находится в исключительно благоприятных условиях. Работая полностью на топливе—дровах, завод заготовляет их, имея собственный налаженный лесо­ заготовительный аппарат и в настоящее время уже обеспечен топливом 2 3— 24 сметный год. Кроме того, располагая своей гидро-электрической центральной стан­ цией, завод ішеет дешевую двигательную силу, обес­ печивающую беспрерывность его работы. Всеми осталь­ ными материалами завод обеспечен на значительный промежуток времени и при том темпе работы, которую предполагается вести в течение ближайшего сметного года. Рабочие завода—коренные жители Петрозаводска и по сокращению числа рабочих на заводе, при прекра­ щении его старых производств все они остались на месте, так как большинство из них имеет в городе свое хозяйство И; занимаясь случайными работами, ожидают только возможности поступления обратно па завод. Вообще, заводское население, которое слагалось с осно­ вания завода около двухсот лет назад, кормилось, главным образом, работами па заводе, уходя временно, как и теперь, на другие заработки, при всяком сокра­ щении производства, и возвращаясь обратно при расши­ рении производства. С октября 1921 г. с укреплением Карельской Трудовой Коммуны завод был передан в ведение по­ следней. Следует указать, говорит тов. Эрихман, что только благодаря исключительному вниманию, исключи­ тельным заботам, которые оказывал Высший Экономи­ ческий орган Карелии в течение всего этого периода времени Онегзаводу. последний бесперебойно, снабжался как продовольствием, так и деньгами. Не подлежит сомнению,— заявил в заключение тов. Эрнхман, что в пеослабевающем содействии Эконо­ мических органов Карелии и в тесной контактпой работе с Мурманской ж. д.—-залог существования и развития Онежского завода. Т. Донов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz