Вестник Мурмана. 1923, N17.
16 В Е С Т Н И К № 17, ной шрапнели для орудий до 6 '' включительно завод достиг высокой стенеші совершенства: снаряды удовле творяли всем требованиям артиллерийского ведомства и цены их были много ниже цен многих других заводов. После революции и окончания германской войпы (примерно, в конпе 17-го— начале 18-го года) били прекращены все заказы па военные снаряжения. Пере именованный Онегзавод, дабы поддержать свое суще ствование, изыскивал пути для установления на заводе нового производства. Задача эта была особенно трудной, потому что, как видно из предыдущего, завод этот основывался и обору довался исключительно для одного только производства военного снаряжения и никаких других работ в течение всего периода своего существования в массовом мас штабе пе производил. Перерыв работ застал завод в периоде его расши рения. Завод перестраивался с расчетом утроить свой выпуск изделий. Часть мастерских завода уже была шетроепа и оборудована на эту утроенную производи тельность, другая же часть только находилась в периоде постройки для оборудования. К этому времени па заводе было закончено новое обширное железо-бегошіое здание, примыкавшее к ме ханическому цеху, которое предполагалось использовать для расширения механической обработки снарядов. Мурманская ж. д. и Онегзавод. Примерно, в это время заканчивался первый период постройки Мурманской дороги. В виду того, что у дороги не было главных мастерских, естественно, взоры руко водителей ж. д. обратились па Онежский завод, как единственное крупное предприятие в крае, могущее хотя бы отчасти удовлетворить потребности дороги в ремонте. После нескольких совместных заседаний руководи телей дороги и завода был выработан предварительный план приспособления завода для обслуживания нужд до роги. План этот был в свое время представлен и одобрен и вторым делегатским дорожным съездом. С этого времени (примерно, с начала 18 г.) начинается беспрерывная контактная работа завода с дорогой, и Онегзавод, по мере своих сил. старался обслуживать все потребности дороги. За период с 18 г. и до сего времени завод был связан ширококолейным путем с магистралью Мурман ской дороги, затем на нем был переоборудован и вновь достроен целый ряд цехов, необходимых для производ ства ремонта паровозов. Первый паровоз был выпущен из ремонта 20 марта 1918 г. С того времени Онежский завод непрерывно вы полняет восстановительный ремонт паровозов для дороги. В день пятилетия Октябрьской революции завод празд новал выпуск юбилейного пятидесятого паровоза из р е монта. Кроме этих работ, составлявших основную ра боту, за этот период Онежский завод производил во вновь выстроенном Судо-ремонтном цехе ремонт судов Онежского озера и обслуживал всякого рода машино строительными работами нужды края. Нужно подчерк нуть, что насколько завод был необходим в этот период для Мурманской дороги, настолько же и работы для нужд Мурманской дороги, являвшиеся основой для за вода, были необходимы для него. Без поддержки Мур манской ж. д. завод едва ли смог бы просуществовать в течение этого периода. Нынешнее положение завода. Обращаясь к положению завода в настоящий мо мент, тов. Эрихман указал, что в связи с возобновле нием на заводе старых приостановленных производств, нагрузка его постепенно увеличивается и в данпый мо мент составляет около 7 5 —80 процентов довоенной. Количество рабочих за последние полгода увеличилось от 610 до 900 человек и с таким количеством завод предполагает работать в течение ближайшего сметного года. Основной работой завода все же на ближайшие годы останется обслуживание нужд Мурманской дороги с примерным выпуском до 5 — 6 паровозов в месяц восстановительного ремонта и отдачей дороге всей про изводительности чугуно-литейной, медно-литейной и кузницы завода. Необходимо отметить, что контактная работа с дорогой составляет для завода один из глав ных вопросов его существования и в будущем. Далее, тов. Эрихман сообщил, что постепенно увели чивается нагрузка завода путем возобновления ряда от раслей прежнего производства. Что касается обеспечен ности завода сырьем и материалами, то в этом отно шении он находится в исключительно благоприятных условиях. Работая полностью на топливе—дровах, завод заготовляет их, имея собственный налаженный лесо заготовительный аппарат и в настоящее время уже обеспечен топливом 2 3— 24 сметный год. Кроме того, располагая своей гидро-электрической центральной стан цией, завод ішеет дешевую двигательную силу, обес печивающую беспрерывность его работы. Всеми осталь ными материалами завод обеспечен на значительный промежуток времени и при том темпе работы, которую предполагается вести в течение ближайшего сметного года. Рабочие завода—коренные жители Петрозаводска и по сокращению числа рабочих на заводе, при прекра щении его старых производств все они остались на месте, так как большинство из них имеет в городе свое хозяйство И; занимаясь случайными работами, ожидают только возможности поступления обратно па завод. Вообще, заводское население, которое слагалось с осно вания завода около двухсот лет назад, кормилось, главным образом, работами па заводе, уходя временно, как и теперь, на другие заработки, при всяком сокра щении производства, и возвращаясь обратно при расши рении производства. С октября 1921 г. с укреплением Карельской Трудовой Коммуны завод был передан в ведение по следней. Следует указать, говорит тов. Эрихман, что только благодаря исключительному вниманию, исключи тельным заботам, которые оказывал Высший Экономи ческий орган Карелии в течение всего этого периода времени Онегзаводу. последний бесперебойно, снабжался как продовольствием, так и деньгами. Не подлежит сомнению,— заявил в заключение тов. Эрнхман, что в пеослабевающем содействии Эконо мических органов Карелии и в тесной контактпой работе с Мурманской ж. д.—-залог существования и развития Онежского завода. Т. Донов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz