Вестник Мурмана. 1923, N17.

14 В Е С Т Н И К № 17 . имеют успеха, в виду оторванности его от населенных мест России и отсутствия удобных путей сообщения. В 1871 г. возникает проект проведения Вытегорско- Онежской жел. дор. Около этого же времени, или не­ сколько позже, появляется проект Больмана о проведении на Мурман конно-железной дороги; в 1894 г. уже твердо ставится, в связи с проектом <> постройке на Мурмапе военного порта, вопрос о проведении Мур­ манской жел. дор. В следующем году последовало раз­ решение строить дорогу на Петрозаводск, но дело оста­ валось без движения до 1908 г., когда только был ассигнован на это кредит; однако, начавшаяся война с Японией помешала и па этот раз осуществлению этого проекта и постройка начата Обществом Олонецкой жел. дор. уже в 1918 г. Вопрос же об осуществлении Мурманской линии получил разрешение лишь 1 января 1.915 г., уже со время последней войны. Революция, в корне изменившая хозяйственные отно шения, борьба на территории Мурманской жел. дор. с белыми и англичанами, наконец, выступление фин­ ляндских бандитов уже в 1922 г., сопровождавшееся опустошением Карелии,—-все это лишает возможности поставить учет того, что с экономическом отношении принесла Мурм. жел. дор. краю; этот учет можно будет поставить лишь тогда, когда жизнь мало мальски войдет и свою колею. Какие же выводы из этих исторических справок должно сделать в отношении к ближайшим очередным! задачам на Мурмане. Прежде всего, казалось бы, нужно признать совер- шенно неуместным тот пессимизм, который раснростра-; няется относительно Мурманского края. Как бы пе- чяльно ни было наше хозяйственное положение теперь,; но нам не может быть непосильным то. что оказалось; но силам нашим предкам в начале XVI в. Если тогда; пешком через весь Кольский полуостров ходили на Мурман десятки тысяч промышленников, иногда с отда-; ленных мест, то, при известных мерах и усилиях, вполне возможно привлечь туда достаточное количество про-, мышленников теперь, когда на Мурман можно спокойно' л скоро проехать по жел. дор. В XVI в. не тратили- миллиардов на оживление края, а привлекли только к разработке его богатств достаточное количество ра­ бочих рук. Ф. Белявский. Водьная заимка на Дапдандеком подуоетрове. 3. Как выросло село Ловозеро. В девяностых годах прошлого столетия ныне бога­ тое и людное оленеводческое село Ловозеро, находящееся в самом сердце Лапландии (67"55 сев. шир. и 4°35' восточн. долг, от Пулкова), было маленьким заброшен­ ным лопарским поселением, отличавшимся от других лопарских поселков только тем, что в нем была цер­ ковь и при неркви жил священник. Около церковного дома ютилось тогда 15 лопарских избушек. Теперь в селе 123 домохозяина, из коих 71 принадлежит к так называемым ижемцам. Этим „ижемцамк село и обязано своим развитием. Ижемцы пришли, правильнее начали приходить в село в девяностых годах прошлого столетия. Вот об этих-то ижемцах-зыряпах, об их приходе в Лапландию, о том, как текла, течет и потечет жизнь их в местах, прорезываемых северной частью Мурман­ ской дороги, о том, что они дали и могут дать краю, я и хочу рассказать в настоящем очерке. Все известные мне этнографы относят так назы­ ваемых ижемцев, живущих на Лапландском полуострове к зырянам. Сами же ижемцы считают себя чисто рус­ скими выходцами из Ярославской губернии когда - то давно ушедшими оттуда за Урал. Это противоречие может быть объяснено довольно легко, ибо некоторые этнографы полагают, что в XVI веке зыряне доходили до Ярославской губернии. Во всяком случае, в на­ стоящее время зыряпе интересующего нас района на­ столько обрусели, что отличаются в бытовом укладе своем от жителей Средней России только теми особен­ ностями, которые выработало в них оленеводство, со­ ставляющее основу их бюджета и тем, что зырянское наречие сохранилось среди них на ряду с русским; языком, которым они владеют все. В конце семидесятых годов прошлого столетия мы за-; стаем наших ижемцев еще в низовьях Оби, около Обдорска. По словам старейшего из пришельцев, II. И. Ро- чева, первая группа переселенцев, в составе 4 чумов I (хозяйств) с 5 .800 оленей, посылала ходаков обследо- вать новые места еще в семидесятых годах и от них? получила весьма благоприятные сведения о том, что! олений корм (ягель) есть на всем пути следования. В 1879 г., после большого падежа оленей, эта; группа решила направиться на новые места, следуя вверх по течению Оби. Проведя лето в Большой Тундре; и зиму в Колвице (Колва), около 1 марта 1880 года- наши ижемцы попадают на Печору, оттуда через Мало- - земельскѵю Тундру направляются на Капинский полу­ остров, доходя до самого Канина Носа. На Канинском полуострове наша группа живет 8 лет, ведя торговлю оленьим мясом с городом Мезенью. Около Мезени путешественников постигло несчастье они потеряли больше половины своих стад (из 5 . 8 0 0 ; голов оленей осталось меньше 2 . 0 0 0 ). С Канинского полуострова через г. Мезень и реку f Колой и Зимнюю Золотицу, ижемцы проходят в устье; Двины, не доходя до Архангельска; отсюда, пройдя | через реку Маймаксу и Онегу, попадают в Сороку; из Сорок идут через Кемь, Кереть, по льду через Канда-|. лакшский залив на ІІорыо губу в Кандалакшские и оттуда в Хибинские горы. Здесь наши странники останавли-|. ваются на один гоД и, наконец, отсюда попадают в Г Ловозеро, проведя на своем пути многие годы и сделав Г много тысяч верст, путешествуя со всем своим добром. \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz