Вестник Мурмана. 1923, N15.
№15. М У Р М А Н А. Ь ственной мысли, главным образом., интеллигентская оппо зиция, неглубокая чі мало осведомлепная. Можно, ко нечно, говорить о том, что цели прежней переселенче ской работы были не столько государственно-экономиче ские, сколько аграрно-политические и что с этой точки зрения прежняя переселенческая политика в современ ных условиях неприемлема. Но что план и техника переселения и колонизации были правильны,—в этом теперь сомневаться не приходится, а полученный резуль тат этой работы говорит сам за себя- Приходится по этому очень пожалеть, что взгляды и метод мысли оп позиции предшествующего периода нашли в себе от звук в статье Л. Гершановича. Пионерно-колонизационное дело вообще отличается тем, что его результаты никогда не могут быть учтены в конкретных цифрах. Но с одной стороны есть то, что можно назвать государственно-хозяйственной интуи цией. С другой стороны, имеется уже широкий теперь опыт колонизации как у пас, так и за-граиицей. И он говорит, что колонизационное мероприятие не может быть без положительного результата. Мурманская же лезная дорога построена плохо, наскоро (хотя за-гра- пицей ее сооружение и называют титанической работой), аппарат се только теперь начинает налаживаться. И тем не менее колонизационный результат ее постройки уже велик. Если теперь аппарат железной дороги, при всей его слабости все же наиболее мощный в крае, при ступит, конечно, совместно со всеми органами, которые заинтересованы в развитии производигельпых сил Ка рельско-Мурманского края, к промышленному использо ванию природных богатств этого края, то эго просто пе В вагоне засуетились. Мы прибыли в Мурманск. Над станционным зданием развевался красный флаг с надписью: Красный Мурманск— окно в Европу. Я был у дели. Моего попутчика встретили жена, дети. Он простился со мною, дав адрес свой с просьбой зайти к нему. Я поблагодарил и обещал. Я остался один. Передо мною лежала бухта, темно-синие волны которой томно ласкали берег. Надо мною — голубое небо, солнце. Кругом говор, девичий смех, ржание лошадей, окрики из возчиков. Такая жизнь в двух шагах от Ледовитого океана... Из Мурманска перевели меня в Хибины. Год живу здесь. „Блондиночки“ не заласкали. Баня топится три раза в неделю. Осень была теплая и длилась до октября. Ходил на охоту, ловил и коптил рыбу. Я боялся зимы, но она прошла незаметно. Самые т я желые месяца— ноябрь и декабрь—прожиты здесь гораздо легче, чем в Питере. Дров, сколько угодно. Лес под боком. Еще с осени я занялся самозаготовкой. Но ночи, какие сумасшедшие лунные ночи здесь бы вают!... Светло, что читать можно. Все залито серебряным светом, снег сверкает, как распыленный жемчуг. Мороз в среднем 8°— и ° . Иногда бывали бури, снежные заносы, но где их не бывает? В прошлом году я ехал из Берди- чева в Киев, а в Овруче нас занесло на 2^2 аршина, и стояли мы в этом несчастном Овруче двое суток. Снего очистителей там нет. Откапывали лопатами. С января месяца дни заметно увеличиваются. Солнце с каждым днем поднимается выше, лучи его становятся все теплее. может не дать самого благоприятного экономического эффекта. Учитывая все это, мы считаем возможным реши тельно утверждать, что результат, который будет дости гнут колонизационной работой Мурманской железной дороги безусловно и вполне оправдает ту помощь госу дарства, которой Мурманская железная дорога доби вается. Не нужно забывать при этом, что и сама-то дорога является частью все одпого и того же государ ственного аппарата, и если, благодаря оказанной ей по мощи, будет усовершенствован и самый аппарат дороги, то ведь этот плюс не пойдет в какой либо частный капиталистический карман, а присоединится к общей сумме государственных достижений и ценностей. Англичанин Стюарт, имея лесопильные заводы в Ковде, предпочитал закупать бревна в Финляндии и гнал их к своим заводам. Этот факт, отмечаемый Л. Герша- новичем, давно известен. На него указывартся в книгах „Казенное лесное хозийстго в Вологодской и Архан гельской губерниях" (Кублицкого-ГЬюттух и Назарова) и „Леса Севера и их главнейшие нѵжды“ (изд. ред. журнала Лесопромышленник). Но отчего это происхо дило? Не от того, что пе хватало леса в районе Ковд- ской группы лесопильных заводов. „ІІІвецчя, с терри торией, равной нашей (Кар. Труд. Коммуны? Н. О.) имеет 1.175 лесозаводов и 143 целлюлозных фабрики", пишет Л. Гершановнч. И для них леса хватает. А на нашей территории лес оставался неиспользованным и естественно умирал в то время, как сырье везли из далека,— только потому, что лес своего района был не доступен, не было к нему пути-дороги, пе было приспо- Дни такие яркие, что глазам больно от света. Северное сияние или по-лопарски .,Ваве Кияз“ я наблю дал несколько раз осенью и зимой в сильный мороз. По небу проходит беловато-желтая полоса, точно от прожек тора, быстро распространяется по небу в виде кружков, зигзагов то зеленого, то фиолетового, то желто-розового цвета и вдруг исчезает. Иногда получается впечатление будто кто-то рисует разноцветными фосфорическими ка рандашами на темном фоне неба. Как видишь, друг мой, живется „добре", как 'говорят украинцы. Я обзавелся хозяйством и подал в постоянные. Думаю— жениться. У ж очень приглянулась стройненькая, сильная и ловкая лопарка Грушенька. О Мурмане у меня сложилось определенное мнение, которое во мне так же крепко сидит, как в детстве „Верую“ . Мурман— край непочатых богатств. Сюда нужны люди сильные телом и духом, видящие смысл жизни в борьбе, достижениях, труде. Каждое деревцо, каждый клочек обработанной земли говорит: Падающего толкни! Сильные, трудолюбивые развивают здесь силы, зака ливая тело и душу, создают благосостояние себе и детям своим. Слабые же и ленивые — гибнут... Уж таков закон природы. А если вам, дорогие питерские друзья, покажется, что, там тесно, дышать нечем, что опускаетесь физически и морально, что вязнете в болоте мелочных интересов дня, тогда приезжайте сюда. Здесь простор, здесь девственная природа, здесь труд и цель. Та а. і>.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz