Вестник Мурмана. 1923, N15.

№15. М У Р М А Н А. Ь ственной мысли, главным образом., интеллигентская оппо­ зиция, неглубокая чі мало осведомлепная. Можно, ко­ нечно, говорить о том, что цели прежней переселенче­ ской работы были не столько государственно-экономиче­ ские, сколько аграрно-политические и что с этой точки зрения прежняя переселенческая политика в современ­ ных условиях неприемлема. Но что план и техника переселения и колонизации были правильны,—в этом теперь сомневаться не приходится, а полученный резуль­ тат этой работы говорит сам за себя- Приходится по­ этому очень пожалеть, что взгляды и метод мысли оп­ позиции предшествующего периода нашли в себе от­ звук в статье Л. Гершановича. Пионерно-колонизационное дело вообще отличается тем, что его результаты никогда не могут быть учтены в конкретных цифрах. Но с одной стороны есть то, что можно назвать государственно-хозяйственной интуи­ цией. С другой стороны, имеется уже широкий теперь опыт колонизации как у пас, так и за-граиицей. И он говорит, что колонизационное мероприятие не может быть без положительного результата. Мурманская же­ лезная дорога построена плохо, наскоро (хотя за-гра- пицей ее сооружение и называют титанической работой), аппарат се только теперь начинает налаживаться. И тем не менее колонизационный результат ее постройки уже велик. Если теперь аппарат железной дороги, при всей его слабости все же наиболее мощный в крае, при­ ступит, конечно, совместно со всеми органами, которые заинтересованы в развитии производигельпых сил Ка­ рельско-Мурманского края, к промышленному использо­ ванию природных богатств этого края, то эго просто пе В вагоне засуетились. Мы прибыли в Мурманск. Над станционным зданием развевался красный флаг с надписью: Красный Мурманск— окно в Европу. Я был у дели. Моего попутчика встретили жена, дети. Он простился со мною, дав адрес свой с просьбой зайти к нему. Я поблагодарил и обещал. Я остался один. Передо мною лежала бухта, темно-синие волны которой томно ласкали берег. Надо мною — голубое небо, солнце. Кругом говор, девичий смех, ржание лошадей, окрики из­ возчиков. Такая жизнь в двух шагах от Ледовитого океана... Из Мурманска перевели меня в Хибины. Год живу здесь. „Блондиночки“ не заласкали. Баня топится три раза в неделю. Осень была теплая и длилась до октября. Ходил на охоту, ловил и коптил рыбу. Я боялся зимы, но она прошла незаметно. Самые т я ­ желые месяца— ноябрь и декабрь—прожиты здесь гораздо легче, чем в Питере. Дров, сколько угодно. Лес под боком. Еще с осени я занялся самозаготовкой. Но ночи, какие сумасшедшие лунные ночи здесь бы­ вают!... Светло, что читать можно. Все залито серебряным светом, снег сверкает, как распыленный жемчуг. Мороз в среднем 8°— и ° . Иногда бывали бури, снежные заносы, но где их не бывает? В прошлом году я ехал из Берди- чева в Киев, а в Овруче нас занесло на 2^2 аршина, и стояли мы в этом несчастном Овруче двое суток. Снего­ очистителей там нет. Откапывали лопатами. С января месяца дни заметно увеличиваются. Солнце с каждым днем поднимается выше, лучи его становятся все теплее. может не дать самого благоприятного экономического эффекта. Учитывая все это, мы считаем возможным реши­ тельно утверждать, что результат, который будет дости­ гнут колонизационной работой Мурманской железной дороги безусловно и вполне оправдает ту помощь госу­ дарства, которой Мурманская железная дорога доби­ вается. Не нужно забывать при этом, что и сама-то дорога является частью все одпого и того же государ­ ственного аппарата, и если, благодаря оказанной ей по­ мощи, будет усовершенствован и самый аппарат дороги, то ведь этот плюс не пойдет в какой либо частный капиталистический карман, а присоединится к общей сумме государственных достижений и ценностей. Англичанин Стюарт, имея лесопильные заводы в Ковде, предпочитал закупать бревна в Финляндии и гнал их к своим заводам. Этот факт, отмечаемый Л. Герша- новичем, давно известен. На него указывартся в книгах „Казенное лесное хозийстго в Вологодской и Архан­ гельской губерниях" (Кублицкого-ГЬюттух и Назарова) и „Леса Севера и их главнейшие нѵжды“ (изд. ред. журнала Лесопромышленник). Но отчего это происхо­ дило? Не от того, что пе хватало леса в районе Ковд- ской группы лесопильных заводов. „ІІІвецчя, с терри­ торией, равной нашей (Кар. Труд. Коммуны? Н. О.) имеет 1.175 лесозаводов и 143 целлюлозных фабрики", пишет Л. Гершановнч. И для них леса хватает. А на нашей территории лес оставался неиспользованным и естественно умирал в то время, как сырье везли из далека,— только потому, что лес своего района был не­ доступен, не было к нему пути-дороги, пе было приспо- Дни такие яркие, что глазам больно от света. Северное сияние или по-лопарски .,Ваве Кияз“ я наблю­ дал несколько раз осенью и зимой в сильный мороз. По небу проходит беловато-желтая полоса, точно от прожек­ тора, быстро распространяется по небу в виде кружков, зигзагов то зеленого, то фиолетового, то желто-розового цвета и вдруг исчезает. Иногда получается впечатление будто кто-то рисует разноцветными фосфорическими ка­ рандашами на темном фоне неба. Как видишь, друг мой, живется „добре", как 'говорят украинцы. Я обзавелся хозяйством и подал в постоянные. Думаю— жениться. У ж очень приглянулась стройненькая, сильная и ловкая лопарка Грушенька. О Мурмане у меня сложилось определенное мнение, которое во мне так же крепко сидит, как в детстве „Верую“ . Мурман— край непочатых богатств. Сюда нужны люди сильные телом и духом, видящие смысл жизни в борьбе, достижениях, труде. Каждое деревцо, каждый клочек обработанной земли говорит: Падающего толкни! Сильные, трудолюбивые развивают здесь силы, зака­ ливая тело и душу, создают благосостояние себе и детям своим. Слабые же и ленивые — гибнут... Уж таков закон природы. А если вам, дорогие питерские друзья, покажется, что, там тесно, дышать нечем, что опускаетесь физически и морально, что вязнете в болоте мелочных интересов дня, тогда приезжайте сюда. Здесь простор, здесь девственная природа, здесь труд и цель. Та а. і>.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz