Вестник Мурмана. 1923, N15.

14 В Е С Т Н И К № 15. СОЮЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ! УшйШші? просвегоммиуюработу, уКре- влдбш а щ М ш ш і (озмяшмсяъ рабочих рсс: 8 созшммоом—-залог победы іші взрочвтсііом к щм&чсшЗом. Школы ученичества на Организационный период работы в отношении раз­ вития профтехнического образования на четырех районах дороги определяется совокупностью бытовых, материаль­ ных и природных условий, различных для каждого района. Предполагая в ближайшем будущем, но мере на­ копления материала, дать ряд очерков, посвященных характеристике организованных Дорпрофобром школ, деятельность которых более или менее определилась, настоящей статьей имеется в виду указать на факторы, послужившие основой учреждения в Мурманске школы слесарного ученичества. Общие положения о школах ученичества предусма­ тривают четырехгодичный курс, в течение которого, параллельно преподаванию общеобразовательных пред­ метов, подростки, занятые в производстве или дети железнодорожных служащих и рабочих, получают необ­ ходимые теоретические занятия, способствующие отчет­ ливому воспринятию профессиональных приемов, при ­ обретаемых в специальных мастерских, попутно с про­ хождением теоретического курса. Предполагается, что по истечении двух лет обуче­ ния, учащиеся разовьют в себе не только достаточные ремесленные навыки, но, будучи для дальнейшего усо­ вершенствования в процессе производства переведены в качестве подручных в цеха соответствующих служб дороги, сумеют внести в подчас нездоровую атмосферу мастерских живой дух молодой пролетарской культуры. Пройдя в продолжение третьего года строгую школу организованного труда, подростки па четвертом году обучения объединяются в отдельные бригады, само­ стоятельно выполняющие определенные производственные задания, по истечении какового срока выпускаются из школы с ясным взглядом на окружающий мир в качестве полезных и культурных членов Социалистической Рес­ публики. Таков, в общих чертах, путь проникновения совре­ менных и научно - обоснованных методов производства в устаревшую обстановку, прочно обосновавшуюся в русской технике. Количественная потребность в специалистах слееар- пого цеха для всей дороги за пять последних месяцев прошлого года выражается следующими цифрами: 1922 г. Август . . . . 148 человек. Сентябрь . . . . 175 „ О к т я б р ь .....................176 „ Н о я б р ь .....................164 „ Д е к а б р ь .....................171 „ Мурманской шел. дор. Сравнительно незначительные отклонения приведен­ ных цифр в обе стороны от среднего значения, в со­ единении с естественной убылью квалифицированной рабочей силы и развитием железнодорожного хозяйства по линии, определенно указывают, что подготовка сле­ сарей должны проводиться в ударном порядке, теі^ более, что реальные результаты этой подготовки ска­ жутся при нормальных условиях не ранее, как через четыре года от начала обучения. Руководящие указания, преподанные Правлением и Управлением Мурманской жел. дор., намечают задачи Дорпрофобра, планомерное и целесообразное разре­ шение которых будет способствовать общему прогрессу всех отраслей дорожного хозяйства. В настоящий момент на линии функционирует школа ученичества в Сороке, где обучается ВО подростков и в периоде заканчивающейся организации находятся ана­ логичные школы в Званке и Лодейном-ГІоле. Исходя из создавшегося положения, Дорнрофобр производит обследование линии в целях всестороннего ознакомления с особенностями работы существующих школ и выявления действительной потребности в тако­ вых на местах и возможности открытия новых. Обследование началось с гор. Мурманска в двадца­ тых числах января месяца текущего года. Созванное 28 января с. г. заседание Райсовета по Просвещению четвертого района с представителями Дор- культа, Дорпрофобра, Губоно и заинтересованных служб дороги, с исчерпывающей определенностью показало, что настоящий момент вполне благоприятен для начала подготовительной работы по созданию в Мурманске школы ученичества. Совет, под председательством В. овенева, заслушав доклад ШН тов. Садовского о значении профтехниче­ ского образования, принял следующую резолюцию: Признать необходимым немедленно положить начало профтехнического образования в Мурманской губернии в тесном контакте Дорпрофобра с Губоно. Приступить к организации школы ученичества в Мурманске при механической мастерской 1) Службы Тяги, параллельно открыть курсы артельных старост и начать подготовку к открытию курсов мотористов; изы­ скание помещения возложить на УДР-4. Учебное снабжепие ведется совместно Дорпрофобром и Губоно. Оборудование упомянутых в резолюции мастерских при обследовании оказалось на высоте современных требований машиностроения, при чем наличие незанятой площади в главном корпусе позволяет немедленно приступить к организации прак­ тической мастерской. непосредственно связанной с производством.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz