Вестник Мурмана. 1923, N14.

№ 1 4 . М У Р М А Н А. 5 ветствует взглядам Наркомзема ва рассматриваемый вопрос, и Л, Гершанович должен согласиться, что Мур­ манская железная дорога в своих колонизационных планах решительно ни в чем не противоречит этим взглядам пи по существу, ни тактически. Итак, можно считать установленными следующие положения: во-первых, заселение и колонизация Ка- рельско-Мурманского края необходимы. Во-вторых, Нар- комзем сделает все, что в его силах и средствах для организации здесь колонизационной работы, ибо необ­ ходимость колонизации Севера им не отрицается. В третьих, силы и средства, которыми Наркомзем может оборудовать дело колонизации в стране, пе достаточно велики, и нужны не только для Мурмана, по и для других районов страны, и потому колонизационное дело в Карельско-Мурманском крае в полном объеме и мас­ штабе, нужном для края, Наркомземом организовано и проведено пока быть не может. Поэтому, к четвертых, аппарат Мурманской ж. д. в дело колонизации Ка­ рельско-Мурманского края может и должен быть исполь­ зован, как должны быть использованы в этих же целях силы и средства всяких других учреждений, которые только могут их выделить и дать на колонизационную работу. В пятых, наконец, Мурманская железная до­ рога, предлагая себя в качестве технического исполни­ тельного колонизационного аппарата, всецело подчи­ няется руководящему плану и порядку, который будет одобрен правительственным центром, то-есть, главным образом, Наркомземом. Повидимомѵ, все эти положения пе может не при­ нять и Л. Гершанович, если только он пе будет игно­ рировать именно реальных пужд края и реальных же условий настоящего времени. Если так, то надо попытаться осветить, в порядке трезвой критики, остальные, выдвигаемые им вопросы, то есть, во-первых, правильны ли колонизационные планы М)рмапской железной дороги, и, во-вторых, оправдывается ли возможным результатом колонизацион­ ной работы дороги предоставление ей испрашиваемой у государства помощи в виде отвода территории до 3 мил­ лионов десятин для эксплоатации и колонизационных мероприятий,— ибо, конечно, „помощь со стороны Со­ ветского государства должна оказываться лишь тем на­ чинаниям, которые достаточно обоснованы". Начнем с первого из этих вопросов и посмотрим, каковы планы Мурманской железной дороги по коло­ низации Карельско-Мурманского края и, в частности по колонизации сельско-хозяйственной. Отнесемся к ним с сугубой осторожностью, хотя и не потому, что в Кемском уезде земельное и сельско-хозяйственное дело из рук вон плохо, как эго видно ко приводимой Л. Гер- шановичем справки: Мурманская железная дорога по- истиие ничем не повинна в том, что в составе Кемского Уземотдела „не осталось ни одного землемера и агро­ нома “ . Общая цель всякого заселения колонизуемого рай­ она—это обеспечение его рабочей силой для того, чтобы приложением последней к территории и природным за­ пасам сделать то и другое производительным. Мурман­ ская железная дорога включает в свой план привлече­ ние в ее район на первое пятилетие до 2 .500 семейств. Что значит эта цифра для огромного района дороги? Казалось бы, надо поставить дороге в минус такую ничтожную цифру, включенную в план. А. Л. Герша­ нович утверждает, что это уже американский размах и мечта неудачных колонизаторов. То же надо сказать и о других цифрах, приводящих в недоумение автора рассматриваемой статіи. Поскольку он ничем не дока­ зывает широковещательности этих цифр, а ограничи­ вается лишь простым заявлением, что они не отвечают местным реальным условиям, постольку нет надобности,— а впрочем пе только надобности, но и возможности— разбирать его доводы. Цифры эти не бесспорны, потому что при слабой обследовапности края, при отсутствии точной известности того объекта, к которому придется в порядке колонизации привлекать трудовую силу, при неясности условий, среди которых колонизация будет протекать, действительно трудно с полной точностью и бухгалтерской незыблемостью составить план колониза­ ционной работы. Вот потому-то на страницах Вест­ ника Черногубов откровенно (почему Л. Гершапович думает, что „вскользь44?) и говорит, что очень трудно обосновать доходные сметы. Конечно, трудно, и пе для Мурманской железной дороги, а для кого бы то пи было. Тут надо итти путем коллективного разума и использовать все знания и возможности. От этого Мур­ манская железная дорога пе отказывается. План коло­ низации Карельско-Мурманского края и роль в осу­ ществлении этого плана Мурманской ж. д. рассматри­ вается и в СевзапэЕОСо, и в Госплане, и в СТО. Пред­ ставители Карельско-Мурманского края должны вло­ жить своп силы и знания в это дело. И в результате общих усилий, может быть, придется видоизменить на­ мечаемые Мурманской дорогой цифры, характеризующие якобы американский размах этого поистине скромного плана. Приведенные цифры, таким, образом, не бес­ спорны и ни настаивать на них, ни опровергать их пока нет достаточных оснований. И не это важно. Важно другое—-важен вопрос, правилен ли метод, намечаемый для колонизации Мурмана или, вервей, принцип, положенный в основу плана колонизации. З а ­ селение края, конечно, необходимо, ибо только при за­ селении создадутся кадры местной рабочей силы. Нужны, значит, меры, способствующие заселению. Контингент свободной избыточной рабочей силы в стране имеется, несомненно, очень большой 1)- Дутая пропаганда о пре­ лестях „благодатного Олонмура", конечно, могла бы сы­ грать известную роль и привлечь в его пределы граждан, по тем или другим причинам пе имеющим возможности использовать свою трудовую силу. Но о том, что Мур­ манская железная дорога, государственный орган, по­ строенный и действующий в строгом и полном соответ­ ствии с видами и целями Правительства, не допустит этого—можно было и не говорить, если бы автор рас­ сматриваемой статьи не поопасился давления „ пройдох— нэпманов". Но сим последним в колонизационной работе Мурманской железной дороги просто пе дадут места и этого заявления, которое, конечно, Правление Мурман­ ской ж. д. вполне и безусловно разделяет, в данном случае будет совершенно достаточно. Возвращаясь к рас­ смотрению принципа, положенного в основу колониза­ ционного плана для Мурмана, нужно сказать, что для J) Ом. мою статью в Вестнике № 11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz