Вестник Мурмана. 1923, N14.
№ 1 4 . М У Р М А Н А. 5 ветствует взглядам Наркомзема ва рассматриваемый вопрос, и Л, Гершанович должен согласиться, что Мур манская железная дорога в своих колонизационных планах решительно ни в чем не противоречит этим взглядам пи по существу, ни тактически. Итак, можно считать установленными следующие положения: во-первых, заселение и колонизация Ка- рельско-Мурманского края необходимы. Во-вторых, Нар- комзем сделает все, что в его силах и средствах для организации здесь колонизационной работы, ибо необ ходимость колонизации Севера им не отрицается. В третьих, силы и средства, которыми Наркомзем может оборудовать дело колонизации в стране, пе достаточно велики, и нужны не только для Мурмана, по и для других районов страны, и потому колонизационное дело в Карельско-Мурманском крае в полном объеме и мас штабе, нужном для края, Наркомземом организовано и проведено пока быть не может. Поэтому, к четвертых, аппарат Мурманской ж. д. в дело колонизации Ка рельско-Мурманского края может и должен быть исполь зован, как должны быть использованы в этих же целях силы и средства всяких других учреждений, которые только могут их выделить и дать на колонизационную работу. В пятых, наконец, Мурманская железная до рога, предлагая себя в качестве технического исполни тельного колонизационного аппарата, всецело подчи няется руководящему плану и порядку, который будет одобрен правительственным центром, то-есть, главным образом, Наркомземом. Повидимомѵ, все эти положения пе может не при нять и Л. Гершанович, если только он пе будет игно рировать именно реальных пужд края и реальных же условий настоящего времени. Если так, то надо попытаться осветить, в порядке трезвой критики, остальные, выдвигаемые им вопросы, то есть, во-первых, правильны ли колонизационные планы М)рмапской железной дороги, и, во-вторых, оправдывается ли возможным результатом колонизацион ной работы дороги предоставление ей испрашиваемой у государства помощи в виде отвода территории до 3 мил лионов десятин для эксплоатации и колонизационных мероприятий,— ибо, конечно, „помощь со стороны Со ветского государства должна оказываться лишь тем на чинаниям, которые достаточно обоснованы". Начнем с первого из этих вопросов и посмотрим, каковы планы Мурманской железной дороги по коло низации Карельско-Мурманского края и, в частности по колонизации сельско-хозяйственной. Отнесемся к ним с сугубой осторожностью, хотя и не потому, что в Кемском уезде земельное и сельско-хозяйственное дело из рук вон плохо, как эго видно ко приводимой Л. Гер- шановичем справки: Мурманская железная дорога по- истиие ничем не повинна в том, что в составе Кемского Уземотдела „не осталось ни одного землемера и агро нома “ . Общая цель всякого заселения колонизуемого рай она—это обеспечение его рабочей силой для того, чтобы приложением последней к территории и природным за пасам сделать то и другое производительным. Мурман ская железная дорога включает в свой план привлече ние в ее район на первое пятилетие до 2 .500 семейств. Что значит эта цифра для огромного района дороги? Казалось бы, надо поставить дороге в минус такую ничтожную цифру, включенную в план. А. Л. Герша нович утверждает, что это уже американский размах и мечта неудачных колонизаторов. То же надо сказать и о других цифрах, приводящих в недоумение автора рассматриваемой статіи. Поскольку он ничем не дока зывает широковещательности этих цифр, а ограничи вается лишь простым заявлением, что они не отвечают местным реальным условиям, постольку нет надобности,— а впрочем пе только надобности, но и возможности— разбирать его доводы. Цифры эти не бесспорны, потому что при слабой обследовапности края, при отсутствии точной известности того объекта, к которому придется в порядке колонизации привлекать трудовую силу, при неясности условий, среди которых колонизация будет протекать, действительно трудно с полной точностью и бухгалтерской незыблемостью составить план колониза ционной работы. Вот потому-то на страницах Вест ника Черногубов откровенно (почему Л. Гершапович думает, что „вскользь44?) и говорит, что очень трудно обосновать доходные сметы. Конечно, трудно, и пе для Мурманской железной дороги, а для кого бы то пи было. Тут надо итти путем коллективного разума и использовать все знания и возможности. От этого Мур манская железная дорога пе отказывается. План коло низации Карельско-Мурманского края и роль в осу ществлении этого плана Мурманской ж. д. рассматри вается и в СевзапэЕОСо, и в Госплане, и в СТО. Пред ставители Карельско-Мурманского края должны вло жить своп силы и знания в это дело. И в результате общих усилий, может быть, придется видоизменить на мечаемые Мурманской дорогой цифры, характеризующие якобы американский размах этого поистине скромного плана. Приведенные цифры, таким, образом, не бес спорны и ни настаивать на них, ни опровергать их пока нет достаточных оснований. И не это важно. Важно другое—-важен вопрос, правилен ли метод, намечаемый для колонизации Мурмана или, вервей, принцип, положенный в основу плана колонизации. З а селение края, конечно, необходимо, ибо только при за селении создадутся кадры местной рабочей силы. Нужны, значит, меры, способствующие заселению. Контингент свободной избыточной рабочей силы в стране имеется, несомненно, очень большой 1)- Дутая пропаганда о пре лестях „благодатного Олонмура", конечно, могла бы сы грать известную роль и привлечь в его пределы граждан, по тем или другим причинам пе имеющим возможности использовать свою трудовую силу. Но о том, что Мур манская железная дорога, государственный орган, по строенный и действующий в строгом и полном соответ ствии с видами и целями Правительства, не допустит этого—можно было и не говорить, если бы автор рас сматриваемой статьи не поопасился давления „ пройдох— нэпманов". Но сим последним в колонизационной работе Мурманской железной дороги просто пе дадут места и этого заявления, которое, конечно, Правление Мурман ской ж. д. вполне и безусловно разделяет, в данном случае будет совершенно достаточно. Возвращаясь к рас смотрению принципа, положенного в основу колониза ционного плана для Мурмана, нужно сказать, что для J) Ом. мою статью в Вестнике № 11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz