Вестник Мурмана. 1923, N14.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь г ’Ж Р Е Д А К Ц И Я : П ет р о гр а д . Правление Мурманской ж. д. Лиговка, 4 4 , 1-й подъезд, 3-й этаж, комн. № 3 3 - 3 5 . Тел. № 94 и 118. Р е д а к т о р принимает по делам „ В е с т н и к а " ежедневно, кроме праздников, от 11 до 3 час. Ж ------------------------К ВЕСТНИК МУРМАНА ЦЕНА отдельного номера . 6 р. П о д п и с н а я ц е н а на 1 месяц . . . 22 „ 60 Такса объявлений: страница . . . 800 р. '/2 страницы . . 450 ,, строка . . . . 6 „ об утере докѵм. 10 ,. - Я No 14. 5-го апреля 1923 г, № 14 . Путь к незамерзающему морю. От Петрограда к далекому Северному морю ни­ точкой тянется Мурманская железная дорога среди пу­ стынного безлюдного и сурового края. Дорога строилась во время мировой войны—спешно, с неисчислимыми жертвами, с огромными затратами и усилиями. В сущности, дорога остается недостроенной и необорудованной до сих пор и в настоящий момент ее экономическое значение не велико. Но это—дорога будущего. Соединяя Петроград и всю железнодорожную сеть страны с портами незамерзающего, свободного, от­ крытого моря, прорезывая пустующий край, одаренный значительными естественными богатствами, Мурманская дорога в процессе мощного развития экономики России призвана играть огромную роль. Мурманский порт, доступный для самых больших океанских судов и находящийся в наиболее близком расстоянии и наиболее удобном пути от американских и английских портов, чем Петроград и даже Либава, является для России уже не „окном“ в Европу, а ши­ рокими воротами в целый мир. На протяжении многих столетий здоровый инстинкт русских народных масс неудержимо стремился к укре­ плению на берегах открытого Северного моря, подчас встречая сопротивление правительства. И только под да­ влением военной необходимости Мурманское побережье соединено было со страной железной дорогой. ІІнте- ресно отметить, что для русской общественной мысли дореволюционной эпохи экономическое значение факта проведения Мурманской железной дороги осталось мало замеченным; зато пресса почти всех стран Европы и даже Америки оживленно обсуждала те возможности, которые открываются перед Россией благодаря соору- ружению Мурманской железной дороги: некоторые газеты утверждали даже, что с постройкой Мурманской маги­ страли для России начинается новая экономическая эпоха, что это вторые Дарданеллы и т. п. Об эксплоатации естественных богатств Кольского полуострова и Карелии стало возможно говорить только после постройки дороги. На этот край должно быть обращено особое внимание, так как огромные рыбные богатства прибрежных морских вод, а также многочи­ сленных озер и рек, лесные богатства и ценные иско­ паемые имеют, несомненно, общегосударственное значение. Что же нужно сделать для оживления края и для превращения недостроенной железной дороги, необо­ рудованной и слабой, в мощный, торный путь мирового значения. На этот вопрос дает исчерпывающий и точный ответ проект колонизации Мурманско-Олонецкого края, раз­ работанный Северо-Западным Областным ЭКОСО и вно­ симый в СТО на утверждение. Использование естественных богатств края, достройка железной дороги и оборудование Мурманского порта невозможно без привлечения людской силы и создания очагов местной жизни на основе возможных, по при­ родным условиям, форм сельского хозяйства, как основы быта населения, т. е. без планомерной колонизации края, понимая под этим не только увеличение насе­ ления, но и всестороннее развитие района. Колонизационным аппаратом должна явиться Мур­ манская железная дорога, как единственная в крае тех­ ническая и хозяйственная организация, сама кровно за­ интересованная в развитии своего- района. Создавать параллельно новую правительственную специально коло­ низационную организацию было бы нецелесообразно, да если бы это и было осуществлено, без помощи и с а ­ мого близкого участия Мурманской железной дороги— работать в суровом, безлюдном и необследованном крае было бы невозможно. Для Мурманско-Карельского края наиболее целе­ сообразным и даже единственно возможным является метод железнодорожной колонизации, метод, при по­ мощи которого Канада достигла своего блестящего экономического развития; он не является новым и для России, хотя в чистом виде применен еще не был. Совещание по Северу, созванное Академией Наук в мае 1920 г. в Петрограде, отчетливо выявило зна­ чение Мурманского пути и единогласно высказалось за применение железнодорожной колонизации, в целях осво­ ения богатств края и прочного укрепления на бере­ гах океана. Это было еще тогда, когда северная часть Мурманской железной дороги только что освободилась от английской белогвардейской оккупации. С тех пор вопрос этот непрерывно обсуждался и разрабатывался во многих научных организациях Петро­ града. но только теперь идея эта получила всеобщее признание, и все возражения, которые в настоящее время приходится слышать, грешат недостаточной объек

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz