Вестник Мурмана. 1923, N14.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь г ’Ж Р Е Д А К Ц И Я : П ет р о гр а д . Правление Мурманской ж. д. Лиговка, 4 4 , 1-й подъезд, 3-й этаж, комн. № 3 3 - 3 5 . Тел. № 94 и 118. Р е д а к т о р принимает по делам „ В е с т н и к а " ежедневно, кроме праздников, от 11 до 3 час. Ж ------------------------К ВЕСТНИК МУРМАНА ЦЕНА отдельного номера . 6 р. П о д п и с н а я ц е н а на 1 месяц . . . 22 „ 60 Такса объявлений: страница . . . 800 р. '/2 страницы . . 450 ,, строка . . . . 6 „ об утере докѵм. 10 ,. - Я No 14. 5-го апреля 1923 г, № 14 . Путь к незамерзающему морю. От Петрограда к далекому Северному морю ни точкой тянется Мурманская железная дорога среди пу стынного безлюдного и сурового края. Дорога строилась во время мировой войны—спешно, с неисчислимыми жертвами, с огромными затратами и усилиями. В сущности, дорога остается недостроенной и необорудованной до сих пор и в настоящий момент ее экономическое значение не велико. Но это—дорога будущего. Соединяя Петроград и всю железнодорожную сеть страны с портами незамерзающего, свободного, от крытого моря, прорезывая пустующий край, одаренный значительными естественными богатствами, Мурманская дорога в процессе мощного развития экономики России призвана играть огромную роль. Мурманский порт, доступный для самых больших океанских судов и находящийся в наиболее близком расстоянии и наиболее удобном пути от американских и английских портов, чем Петроград и даже Либава, является для России уже не „окном“ в Европу, а ши рокими воротами в целый мир. На протяжении многих столетий здоровый инстинкт русских народных масс неудержимо стремился к укре плению на берегах открытого Северного моря, подчас встречая сопротивление правительства. И только под да влением военной необходимости Мурманское побережье соединено было со страной железной дорогой. ІІнте- ресно отметить, что для русской общественной мысли дореволюционной эпохи экономическое значение факта проведения Мурманской железной дороги осталось мало замеченным; зато пресса почти всех стран Европы и даже Америки оживленно обсуждала те возможности, которые открываются перед Россией благодаря соору- ружению Мурманской железной дороги: некоторые газеты утверждали даже, что с постройкой Мурманской маги страли для России начинается новая экономическая эпоха, что это вторые Дарданеллы и т. п. Об эксплоатации естественных богатств Кольского полуострова и Карелии стало возможно говорить только после постройки дороги. На этот край должно быть обращено особое внимание, так как огромные рыбные богатства прибрежных морских вод, а также многочи сленных озер и рек, лесные богатства и ценные иско паемые имеют, несомненно, общегосударственное значение. Что же нужно сделать для оживления края и для превращения недостроенной железной дороги, необо рудованной и слабой, в мощный, торный путь мирового значения. На этот вопрос дает исчерпывающий и точный ответ проект колонизации Мурманско-Олонецкого края, раз работанный Северо-Западным Областным ЭКОСО и вно симый в СТО на утверждение. Использование естественных богатств края, достройка железной дороги и оборудование Мурманского порта невозможно без привлечения людской силы и создания очагов местной жизни на основе возможных, по при родным условиям, форм сельского хозяйства, как основы быта населения, т. е. без планомерной колонизации края, понимая под этим не только увеличение насе ления, но и всестороннее развитие района. Колонизационным аппаратом должна явиться Мур манская железная дорога, как единственная в крае тех ническая и хозяйственная организация, сама кровно за интересованная в развитии своего- района. Создавать параллельно новую правительственную специально коло низационную организацию было бы нецелесообразно, да если бы это и было осуществлено, без помощи и с а мого близкого участия Мурманской железной дороги— работать в суровом, безлюдном и необследованном крае было бы невозможно. Для Мурманско-Карельского края наиболее целе сообразным и даже единственно возможным является метод железнодорожной колонизации, метод, при по мощи которого Канада достигла своего блестящего экономического развития; он не является новым и для России, хотя в чистом виде применен еще не был. Совещание по Северу, созванное Академией Наук в мае 1920 г. в Петрограде, отчетливо выявило зна чение Мурманского пути и единогласно высказалось за применение железнодорожной колонизации, в целях осво ения богатств края и прочного укрепления на бере гах океана. Это было еще тогда, когда северная часть Мурманской железной дороги только что освободилась от английской белогвардейской оккупации. С тех пор вопрос этот непрерывно обсуждался и разрабатывался во многих научных организациях Петро града. но только теперь идея эта получила всеобщее признание, и все возражения, которые в настоящее время приходится слышать, грешат недостаточной объек
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz