Вестник Мурмана. 1923, N14.

12 В Е С Т Н И К № 14. на транспорте составляют неотъемлемую обязанность траЕспортпой кооперации и что органы НКІІС не должны создавать своих торгово-снабженческих аппаратов п не могут реализовать, помимо транспортной кооперации, товарные фонды, полученные за перевозки или на уплату рабочим заработка, если транспортная кооперация предъ­ являет равные с прочими организациями условия. 9) За педоБыданное, а в будущем и за недоброка­ чественное спецобмундирование рабочим предлагается Правлению дороги компенсировать натурой или день­ гами. 10) Для постановки на твердые ноги работы стационных Комиссий в месячный срок пропустить через Дорожную Аттестационную Комиссию весь адми­ нистративный аппарат дороги, кончая Начальниками участков, ф-» • Социальное воспитание иа дороге. До последнего времени работа, как в области со­ циального воспитания, так и политико-просветительная, носила, за некоторыми исключениями, стихийный бес­ системный характер. Касаясь особенно социального вос- шггашпг, нужно заметить, что работа носит лишь кажу­ щийся, видимый, нормальный характер, если понимать под последним только обучение грамоте, счету, зачат­ кам. знания природы, „истории" и т. п. Говорить о фактической революции в области педагогики, построен­ ной на научных основах марксизма, не приходится. Конечно, автор далек от обвинения учительства в поли­ тической косности. Виноваты объективные условия, при которых приходилось и приходится работать учащим, в результате чего: отсутствие обще-политической и научно- педагогической ігереспекгивы, под углом которого должна фактически протекать сверху до низу работа. Школа пока представляет из себя мертвый организм, пе одухо­ творенный классовыми, жизненно необходимыми зна­ ниями, построенными в результате экономической и обще ственно-политической конъюнктуры. Если подойти к школе с критерием учебы и обычных программных до­ стижений, то школа на дороге имеет свою физиономию, а интенсивность занятий и продуктивность достижений в большинстве (1 ступень) не ниже старой школы. Наблюдения показывают, что учительство на транспорте живо откликается на новейшие педагогические дости­ жения и готово не только воспринять, но и практи­ чески провести в жизнь идеи новой школы. Соцвос Доркульта, учитывая настоящий момент, как момент педагогической грани между старой и новой школой, провел, по строго-разработанной им программе, в те­ чение января и первой половины февраля месяца т. г. ряд конференций на дороге для работников Соцвоса. Основная задача конференции: массовый учет работ в Детучрежденнях и коллективное намечение дальнейшего плана работы под углом оздоровления школы на прин­ ципах, выдвинутых новой схемой I. и II ступени Нар- компроса (см. журнал „На путях к новой школеа № 3). Каждый район в смысле проведения конференции пред­ ставлял из себя нечто особенное. П е р в ы й р а й о и, независимо от постановки отчетов и выработки плана, под руководством Инструктора Дор- соцвоса и специально приглашенных методистов про­ фессоров провел ряд показательных уроков в школе. Конференция носила чисто школьный характер и при активной самодеятельности учащих дала пололштельные результаты по оздоровлению школьной методики. Во всей широте постановки учебно-воспитательного и политико-просветительного дела на районе была про­ ведена конференция на в т о р о м р а й о н е . Не вдаваясь и отчетный характер, поскольку была в печати ин­ формация, нужно заметить, что конференция прошла с большим подъемом. Перед работниками вплотную и практически был поставлен вопрос о политическом, научно-марксистском воспитании, без которого не может быть новой школы и нового работника. Под тем же углом и с той же рельефностью не только выяснения наличной постановки работы, но и намечения дальнейшего плана прошла конференция на т р е т ь е м р а й о н е , которая, правда, носила несколько иной характер. Центр тяжести всей работы конференции падал на работников с мест. Опыт, проведенный под непосредственным руководством Завдорсоцвосом, дал глубокие пололштельные результаты. Что касается Ч е т в е р т о г о Р а й о н а , то здесь не удалось провести Конференций в широком масштабе: спежные заносы не дали возможности созвать работни­ ков просвещения. Однако, желая втянуть учащих в общую производственную работу под углом понимания задач новой школы вообще и политического воспитания (учащих) в частности, Завдорсоцвосом были проведены участковые Совещания Мурманск-Кола и отдельно в Кандалакше при широком (особенно в Кандалакше) участии населения, партийных, союзных и хозяйствен­ ных организаций. На Совещаниях обсуждались вопросы не только организации школы со стороны методической, но и особенно внутренне-идеологической и хозяйственной. Постановка хотя бы Совещаний, с широким участием населения и разного рода организаций, действительно может скорее разрешить вопрос о создании новой тру­ довой школы. Население живо интересуется вопросами школьной жизни и при правильном освещении может оказать некоторую поддержку школе, как в смысле по­ литического руководства (партия, РКСМ), так и орга­ низационно-хозяйственного строительства. Опыт, про­ деланный в Кандалакше показал, что школа в своем строительстве всецело должна опираться на организации трудящихся и чем ближе будет связь, тем скорее изжи­ вем старую школу учебы. Подводя итог проделанной Дорсоцвосом работе на линии в течение полутора месяцев, нужно сказать, что курс был взят правильный. Дорсоцвос ознакомился не только с работниками и с их работой, но имел возможность провести кампанию за то направление и те методы школьной работы, которые непосредственно вытекают из вновь слагаемой экономической и обще­ ственно-политической действительности. Школы с ярко выраженным (во всех предметах обучения) политиче

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz