Вестник Мурмана. 1923, N14.
№ 14. М У Р М А Н А. 9 селенцев. Прежде всего необходимы меры к поощрению служебной колонизации ж.-д. служащих, так как это единственное средство обеспечить жел. дороге постоян ный штат служащих, без которого работа ее не может быть удовлетворительна. Около линии ж. д. могли бы оседать те служащие Мурманской ж. д., которые ко мандируются сюда в качестве временных пли постоян ных работников. Многие служащие действительно тяго теют к земле и желают получить участки в долговре менное пользование. Но, к сожалению, эти стремления, которые следовало бы всячески поощрять, иногда расхо лаживаются тем, что обычно земельные участки предо ставлялись только па время состояния на службе па данной станции и с переводом на другое место пли увольнением от службы, хотя бы и но болезни, возде ланный им участок отбирался. Конечно такая практика пе могла способствовать увеличению арендаторов, так как по почвенным (каменистость) и климатическим условиям, чтобы получить сколько-нибудь удовлетвори тельный результат в сельском хозяйстве в Карелин, нужно года два проработать напрасно, или во всяком случае с малой пользой. В служебной колонизации весьма ваяшо в полном соответствии с бытовыми, с одной стороны, и климати ческими и почвенными условиями—-с другой, верно на метить самый тип колонизации: размеры и характер отводимых участков. Как слишком узкий, так и слиш ком широкий размах здесь сильно повредит делу. Если арендные участки будут слишком скромны, то железно дорожнику не будет расчета обзаводиться сельско-хозяй- ственным инвентарем и затрачивать время на раскор чевку и разделку участка; он лучше займется каким- либо подсобным более выгодным промыслом, например, ремеслом, рыболовством, охотой. Если участки будут рассчитаны на настоящего деревенского хозяина, то же лезная дорога этим рискует не усилить, а разредить состав железнодорожных служащих: им придется выби рать, на что махнуть рукой— на службу с ее обязан ностями или па сельское хозяйство. Служебная колонизация при таком ее характере имеет шансы на успех почти на всех станциях: в большинстве случаев, если исключить крайний север без особо сложных мелиоративных работ, возможна раз делка участков в особенности иод огороды и сенокосные угодья. Служебная колонизация, как бы успешно она ни пошла, вольет только небольшую часть сил, необходи мых для оживления края; она к тому же может про стираться только на очень ограниченную часть при годных для колонизации пространств — около самой линии железной дороги и даже больше— по преимуще ству у станций и разъездов. Необходимо привлечь в •наш северный край более широкий поток вольной коло низации. Небольшое количество поселенцев может быть без особого труда привлечено к линии железной дороги из глубины Карелии. Среди карел в последнее время заметно тяготение к переселению на линию железной дороги и побереягье залива, есть, например, много же лающих поселиться около станции Чупа - пристань и около ст. Боярская. Это переселение карел может быть несколько облегчит работу железной дороги, усилит рыбные промыслы на Белом море и Мурмане, потому что, как показывает опыт карельских носелепцев на Беломорье, они быстро привыкают к морским рыбпым промыслам; но такая колонизация все же только пал лиатив, ведь это в сущности только внутреннее пере мещение карельских сил, работавших, хотя и с мень шей интенсивностью, и на своем прежнем месте. Более желательно привлечь поселенцев со стороны. Несмотря на свой суровый климат, на свою скуд ную природу, русский север имеет какую-то притяга тельную силу,— многие попавшие случайно в этот край, высказываются в том смысле, что они не прочь бы остаться здесь совсем, если бы лучше были условия снабжения. Такие вольные поселенцы, если их поста вить в сносные условия, потянут за собою своих земля ков и соседей и создадут постоянный приток колони стов. Среди желающих поселиться на севере, как это ни странно, есть не мало южан-малороссов, но было бы большой, тем не менее, ошибкой привлекать сюда именно этот элемепт. Русский север будет более по сердцу яштелю севера же— уроженцу Новгородской, Че реповецкой, Псковской, Вологодской, Северодвинской и Костромской губерний. Здесь у населения в сущности те навыки, которые нужны и жителям Карелии: к сплаву леса, рыболовству п вязанию сетей (псковские, белозерские, осташковские рыболовы), смолокурению и т. п. В местной печати этих губерний и следует воз можно полно и конкретно описать условия быта на линии Мурманской ж. д. и средства и пути устройства здесь новоселов. Вольная колонизация может быть по своему харак теру четырех видов—в целях обслуживания, а) про мышленности, б) промыслов лесных и рыбных, в) сель ского хозяйства и г) снабжения железной дороги необ ходимой ей по временам рабочей силой. В первом случае на определенное место и на определенных условиях переселяются рабочие для обслуживания какого- либо завода. Например, постройка Ііарэкосо крупной Кондопожской электрической станции и бумажной фабрики, несомненно, потребует переселения сюда песколькпх сотен, если не тысяч рабочих, для них уже есть частью гото вые здания, могут быть заранее отведены земельпые участки; это в южной Карелии. Таким же образом могли бы быть устроены рабочие Энгозерского лесо пильного и Чупинских лесопильного и кирпичного заво дов северной Карелии. Для рабочих Кемских лесопиль ных заводов (на Поповом острове и Баб-губе) возможно, например, отвести участки но линии железнодорожной ветки от ст. Кемь к ст. Кемь - пристань, где есть места, вполне пригодные для колонизации. Характер этих поселков в сельско-хозяйствепном отношении будет более или мепее однообразен: это зна чительное количество сенокосных угодий и огородные участки. Для посева хлебов отводить больших пространств не придется, некому и некогда будет заниматься здесь земледелием в широком масштабе, работы на заводе не оставят для этого достаточного количества времени. (Продолжение следует), Ф. Белявский.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz