Вестник Мурмана. 1923, N14.

№ 14. М У Р М А Н А. 9 селенцев. Прежде всего необходимы меры к поощрению служебной колонизации ж.-д. служащих, так как это единственное средство обеспечить жел. дороге постоян­ ный штат служащих, без которого работа ее не может быть удовлетворительна. Около линии ж. д. могли бы оседать те служащие Мурманской ж. д., которые ко­ мандируются сюда в качестве временных пли постоян­ ных работников. Многие служащие действительно тяго­ теют к земле и желают получить участки в долговре­ менное пользование. Но, к сожалению, эти стремления, которые следовало бы всячески поощрять, иногда расхо­ лаживаются тем, что обычно земельные участки предо­ ставлялись только па время состояния на службе па данной станции и с переводом на другое место пли увольнением от службы, хотя бы и но болезни, возде­ ланный им участок отбирался. Конечно такая практика пе могла способствовать увеличению арендаторов, так как по почвенным (каменистость) и климатическим условиям, чтобы получить сколько-нибудь удовлетвори­ тельный результат в сельском хозяйстве в Карелин, нужно года два проработать напрасно, или во всяком случае с малой пользой. В служебной колонизации весьма ваяшо в полном соответствии с бытовыми, с одной стороны, и климати­ ческими и почвенными условиями—-с другой, верно на­ метить самый тип колонизации: размеры и характер отводимых участков. Как слишком узкий, так и слиш­ ком широкий размах здесь сильно повредит делу. Если арендные участки будут слишком скромны, то железно­ дорожнику не будет расчета обзаводиться сельско-хозяй- ственным инвентарем и затрачивать время на раскор­ чевку и разделку участка; он лучше займется каким- либо подсобным более выгодным промыслом, например, ремеслом, рыболовством, охотой. Если участки будут рассчитаны на настоящего деревенского хозяина, то же­ лезная дорога этим рискует не усилить, а разредить состав железнодорожных служащих: им придется выби­ рать, на что махнуть рукой— на службу с ее обязан­ ностями или па сельское хозяйство. Служебная колонизация при таком ее характере имеет шансы на успех почти на всех станциях: в большинстве случаев, если исключить крайний север без особо сложных мелиоративных работ, возможна раз­ делка участков в особенности иод огороды и сенокосные угодья. Служебная колонизация, как бы успешно она ни пошла, вольет только небольшую часть сил, необходи­ мых для оживления края; она к тому же может про­ стираться только на очень ограниченную часть при­ годных для колонизации пространств — около самой линии железной дороги и даже больше— по преимуще­ ству у станций и разъездов. Необходимо привлечь в •наш северный край более широкий поток вольной коло­ низации. Небольшое количество поселенцев может быть без особого труда привлечено к линии железной дороги из глубины Карелии. Среди карел в последнее время заметно тяготение к переселению на линию железной дороги и побереягье залива, есть, например, много же­ лающих поселиться около станции Чупа - пристань и около ст. Боярская. Это переселение карел может быть несколько облегчит работу железной дороги, усилит рыбные промыслы на Белом море и Мурмане, потому что, как показывает опыт карельских носелепцев на Беломорье, они быстро привыкают к морским рыбпым промыслам; но такая колонизация все же только пал­ лиатив, ведь это в сущности только внутреннее пере­ мещение карельских сил, работавших, хотя и с мень­ шей интенсивностью, и на своем прежнем месте. Более желательно привлечь поселенцев со стороны. Несмотря на свой суровый климат, на свою скуд­ ную природу, русский север имеет какую-то притяга­ тельную силу,— многие попавшие случайно в этот край, высказываются в том смысле, что они не прочь бы остаться здесь совсем, если бы лучше были условия снабжения. Такие вольные поселенцы, если их поста­ вить в сносные условия, потянут за собою своих земля­ ков и соседей и создадут постоянный приток колони­ стов. Среди желающих поселиться на севере, как это ни странно, есть не мало южан-малороссов, но было бы большой, тем не менее, ошибкой привлекать сюда именно этот элемепт. Русский север будет более по сердцу яштелю севера же— уроженцу Новгородской, Че­ реповецкой, Псковской, Вологодской, Северодвинской и Костромской губерний. Здесь у населения в сущности те навыки, которые нужны и жителям Карелии: к сплаву леса, рыболовству п вязанию сетей (псковские, белозерские, осташковские рыболовы), смолокурению и т. п. В местной печати этих губерний и следует воз­ можно полно и конкретно описать условия быта на линии Мурманской ж. д. и средства и пути устройства здесь новоселов. Вольная колонизация может быть по своему харак­ теру четырех видов—в целях обслуживания, а) про­ мышленности, б) промыслов лесных и рыбных, в) сель­ ского хозяйства и г) снабжения железной дороги необ­ ходимой ей по временам рабочей силой. В первом случае на определенное место и на определенных условиях переселяются рабочие для обслуживания какого- либо завода. Например, постройка Ііарэкосо крупной Кондопожской электрической станции и бумажной фабрики, несомненно, потребует переселения сюда песколькпх сотен, если не тысяч рабочих, для них уже есть частью гото­ вые здания, могут быть заранее отведены земельпые участки; это в южной Карелии. Таким же образом могли бы быть устроены рабочие Энгозерского лесо­ пильного и Чупинских лесопильного и кирпичного заво­ дов северной Карелии. Для рабочих Кемских лесопиль­ ных заводов (на Поповом острове и Баб-губе) возможно, например, отвести участки но линии железнодорожной ветки от ст. Кемь к ст. Кемь - пристань, где есть места, вполне пригодные для колонизации. Характер этих поселков в сельско-хозяйствепном отношении будет более или мепее однообразен: это зна­ чительное количество сенокосных угодий и огородные участки. Для посева хлебов отводить больших пространств не придется, некому и некогда будет заниматься здесь земледелием в широком масштабе, работы на заводе не оставят для этого достаточного количества времени. (Продолжение следует), Ф. Белявский.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz