Вестник Мурмана. 1923, N13.
№ 13. МУРМАНА. Поселенцы были заинтересованы в привлечении дру гих новых засельщиков, и таким образом обеспечива лось быстрое развитие края, его промыслов и доходов, а в этом и состоят выгоды и все будущее государства. Подводя итоги, можно выразить сказанное выше в положениях: 1) Развитие эксплоатации природных богатств Се вера предоставлением их в разработку частным пред принимателям бесспорно желательно и необходимо. Для этого должны быть выработаны и изданы условия ши рокого предоставления их в разработку русским и ино странным предприятиям, как групповым и кооператив ным, так и отдельным лицам, и обсуждены условия для успеха их деятельности. 2) В основу разработки богатств Севера, его лесов и пр. должно быть положено увеличение населения и проведение основных железнодорожных путей, а также улучшение водных путей. Без этого немыслимо ника кое развитие севера и самой эксплоатации его лесов. 3) По условиям всей истории и настоящего поло жения русского железнодорожного строительства необ ходимо выделение для будущих путей— лесных масси вов вдоль или вблизи их, сдаваемых для обеспечения их постройки и эксплоатации. 4) Из остальной части должны быть выделены участки для чистолесных концессий, преимущественно в более глухих местах, сдавая их на возможно льгот ных условиях. 5) Эти участки должны быть вперемежку с свободными от концессий, чтобы можно было эти последние сда вать позднее на лучших условиях, когда по соседству с ними разовьется жизнь, и чтобы иметь их в каче стве резервного фонда. 6) Должны быть введены в условия концессии по ложения об обеспечении лесом кустарей существующих ныне и будущих поселенцев на севере. 7) План всех концессий должен быть выявлен на свет, и обсужден совместно с НКПС, Госпланом и местными организациями севера. 8 ) В настоящем своем виде план концессий Северо- леса не удовлетворяет всему указанному выше, а по тому представляется негосударственным, опасным для всего будущего развития севера и отдельных его рай онов и рассчитанным лишь на коммерческие выгоды ближайших лет. //, Г. бе/іьеко-хозяйбтвенная кооперация на ДОурманекой ж . д. Прошло уже более года со времени признания Все российской Агроконференции (февраль—март 1922 г.) первостепенного значения с.-х. кооперативной работы на транспорте, со времени установления и обоснования формулы: „Только содействие транспортной с.-х. коопе рации дает Агрослужбам, право на существование". В Агрослужбе Мурманской я:, д. дело с.-х. коопе ративного строительства признавалось одной из самых существенных ее задач с самого момента ее возникно вения, в период постановки и распределения по сте пени важности стоящих перед нею заданий, т. е. за долго до санкционирования этого взгляда Центром. При таком взгляде на дело, можно было бы ожи дать особенно интенсивной работы Агрослужбы в области с.-х. кооперации. В действительности же, эта работа была очень незначительной, ей не было уделено долж ного внимания, на нее не были направлены достаточ ные силы и средства. Произошло это по той причине, что первоначально в центре внимания оказалась ра бота по организации и ведению собственных хозяйств Агрослужбы (совхозов). Когда в начале 1922 г. стало проводиться выде ление совхозов в самостоятельную хозяйственную орга низацию и перевод их на хозяйственный расчет, на дежды на усиление кооперативной работы оживились. Казалось, что между работой по совхозам и осталь ными функциями Агрослужбы проводится резкая, непе- реходимая грань, которая устранит возможность погло щения совхозами других видов деятельности. Агрослуж бой был разработан широкий план работы в области с.-х. кооперации, которым были детально очерчены все возможные функции Агрослужбы в этой области. С 1922 г., как известно, стала проводиться система сокращения аппарата. Эта вызванная необходимостью и вполне рациональная мера парализовала отчасти про ведение новых предположений и начинаний в области кооперативной работы. В результате с.-х. кооперация на Мурманской ж. д. была почти лишена организационной и инструкторской помощи со стороны специалистов Агрослужбы и разви валась самобытно. Лишь в немногих районах, где име лись достаточно подготовленные местные агенты Агро- службы (напр,, на 2-м агроучастке) с.-х. кооперативы пе были предоставлены целиком самим себе. Непосред ственному же воздействию Агрослужбы подвергался только район Петрограда и ближайших к нему станций, которые можно было посещать, не прерывая занятий в Петрограде. В 1920 г. до возникновения Агрослужбы на линии было всего 3 сельско-хозяйственные артели, объеди нявшие 194 членов и около ТОО едоков, обрабатывав шие всего 9 дес. земли. В начале 1921 г. Агрослужбой был сделан до вольно широкий почин артельного-строительства путем лекторской экспедици но всей линии Мурманской я;, д. На многих станциях были прочтены лекции о с.-х, ко операции и велась пропаганда необходимости с.-х . объ единений. Можно думать, что начавшееся в 1921 г. оживление артельного движения по линии в значитель ной мере обусловлено работой экспедиции. В 1921 г. Агрослужбой зарегистрировано 47 с.-х. объединений на линии, из коих 2 молочных. 2 занятых зерновыми культурами и 43 огородных. В этих объединениях на считывалось членов 1.279, едоков 4 .488 , занятой земли 65 десятин, из коей 50 под огородами (гл. образом, под картофелем). Результаты работы этих объединений
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz