Вестник Мурмана. 1923, N13.

№ 13. МУРМАНА. Поселенцы были заинтересованы в привлечении дру­ гих новых засельщиков, и таким образом обеспечива­ лось быстрое развитие края, его промыслов и доходов, а в этом и состоят выгоды и все будущее государства. Подводя итоги, можно выразить сказанное выше в положениях: 1) Развитие эксплоатации природных богатств Се­ вера предоставлением их в разработку частным пред­ принимателям бесспорно желательно и необходимо. Для этого должны быть выработаны и изданы условия ши­ рокого предоставления их в разработку русским и ино­ странным предприятиям, как групповым и кооператив­ ным, так и отдельным лицам, и обсуждены условия для успеха их деятельности. 2) В основу разработки богатств Севера, его лесов и пр. должно быть положено увеличение населения и проведение основных железнодорожных путей, а также улучшение водных путей. Без этого немыслимо ника­ кое развитие севера и самой эксплоатации его лесов. 3) По условиям всей истории и настоящего поло­ жения русского железнодорожного строительства необ­ ходимо выделение для будущих путей— лесных масси­ вов вдоль или вблизи их, сдаваемых для обеспечения их постройки и эксплоатации. 4) Из остальной части должны быть выделены участки для чистолесных концессий, преимущественно в более глухих местах, сдавая их на возможно льгот­ ных условиях. 5) Эти участки должны быть вперемежку с свободными от концессий, чтобы можно было эти последние сда­ вать позднее на лучших условиях, когда по соседству с ними разовьется жизнь, и чтобы иметь их в каче­ стве резервного фонда. 6) Должны быть введены в условия концессии по­ ложения об обеспечении лесом кустарей существующих ныне и будущих поселенцев на севере. 7) План всех концессий должен быть выявлен на свет, и обсужден совместно с НКПС, Госпланом и местными организациями севера. 8 ) В настоящем своем виде план концессий Северо- леса не удовлетворяет всему указанному выше, а по­ тому представляется негосударственным, опасным для всего будущего развития севера и отдельных его рай­ онов и рассчитанным лишь на коммерческие выгоды ближайших лет. //, Г. бе/іьеко-хозяйбтвенная кооперация на ДОурманекой ж . д. Прошло уже более года со времени признания Все­ российской Агроконференции (февраль—март 1922 г.) первостепенного значения с.-х. кооперативной работы на транспорте, со времени установления и обоснования формулы: „Только содействие транспортной с.-х. коопе­ рации дает Агрослужбам, право на существование". В Агрослужбе Мурманской я:, д. дело с.-х. коопе­ ративного строительства признавалось одной из самых существенных ее задач с самого момента ее возникно­ вения, в период постановки и распределения по сте­ пени важности стоящих перед нею заданий, т. е. за­ долго до санкционирования этого взгляда Центром. При таком взгляде на дело, можно было бы ожи­ дать особенно интенсивной работы Агрослужбы в области с.-х. кооперации. В действительности же, эта работа была очень незначительной, ей не было уделено долж­ ного внимания, на нее не были направлены достаточ­ ные силы и средства. Произошло это по той причине, что первоначально в центре внимания оказалась ра­ бота по организации и ведению собственных хозяйств Агрослужбы (совхозов). Когда в начале 1922 г. стало проводиться выде­ ление совхозов в самостоятельную хозяйственную орга­ низацию и перевод их на хозяйственный расчет, на­ дежды на усиление кооперативной работы оживились. Казалось, что между работой по совхозам и осталь­ ными функциями Агрослужбы проводится резкая, непе- реходимая грань, которая устранит возможность погло­ щения совхозами других видов деятельности. Агрослуж­ бой был разработан широкий план работы в области с.-х. кооперации, которым были детально очерчены все возможные функции Агрослужбы в этой области. С 1922 г., как известно, стала проводиться система сокращения аппарата. Эта вызванная необходимостью и вполне рациональная мера парализовала отчасти про­ ведение новых предположений и начинаний в области кооперативной работы. В результате с.-х. кооперация на Мурманской ж. д. была почти лишена организационной и инструкторской помощи со стороны специалистов Агрослужбы и разви валась самобытно. Лишь в немногих районах, где име­ лись достаточно подготовленные местные агенты Агро- службы (напр,, на 2-м агроучастке) с.-х. кооперативы пе были предоставлены целиком самим себе. Непосред­ ственному же воздействию Агрослужбы подвергался только район Петрограда и ближайших к нему станций, которые можно было посещать, не прерывая занятий в Петрограде. В 1920 г. до возникновения Агрослужбы на линии было всего 3 сельско-хозяйственные артели, объеди­ нявшие 194 членов и около ТОО едоков, обрабатывав­ шие всего 9 дес. земли. В начале 1921 г. Агрослужбой был сделан до­ вольно широкий почин артельного-строительства путем лекторской экспедици но всей линии Мурманской я;, д. На многих станциях были прочтены лекции о с.-х, ко ­ операции и велась пропаганда необходимости с.-х . объ­ единений. Можно думать, что начавшееся в 1921 г. оживление артельного движения по линии в значитель­ ной мере обусловлено работой экспедиции. В 1921 г. Агрослужбой зарегистрировано 47 с.-х. объединений на линии, из коих 2 молочных. 2 занятых зерновыми культурами и 43 огородных. В этих объединениях на­ считывалось членов 1.279, едоков 4 .488 , занятой земли 65 десятин, из коей 50 под огородами (гл. образом, под картофелем). Результаты работы этих объединений

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz