Вестник Мурмана. 1923, N13.

6 ВЕСТНИК № 13. капитал, не интересующийся нашими бумажками за провоз грузов, весьма интересуется вывозом нашего сырья. Значит, вывод— определенный. Нужно объединить кон­ цессии лесные и железнодорожные, или, по крайней мере, обеспечить проекты будущих железных дорог ближайшей очереди лесными площадями, с ними связан­ ными, а только остальные участки могут идти в чисто лесные концессии. Как же решает этот вопрос Северолес, после своих цитированных выше, указаний о роли и условиях про­ ведения железных дорог на Севере? Довольно неожиданно, именно, что по своей труд­ ности, в условиях русской действительности, это не является для Северолеса делом сегодняшнего дня, и к нему можно лишь готовиться, а пока, значит, вопрос ставится лишь о чисто лесных концессиях и только. В №№ 2— 3 журнала Северолес приведена и карта районов концессий, с подсчетом их доходов. Если вгля­ деться в эту карту, то видны прелде всего характерные особенности ее: 1) не входит в пих глухой Печорский район, 2) из остальной площади большая часть отдается под концессии, 3) районы, остающиеся, вне концессий, принадлежат по своим сплавным путям и проч. к срав­ нительно худшим площадям— таковы беломорское по- бережьѳ у Сумского посада и др. Б Мурманском районе под концессию отходит луч­ ший Кемский район, тяготеющий к лучшему западно­ беломорскому порту— Кеми, и не отходят остальные площади. В общем, площадь неконцессионная составляет уже не ‘/ 6 часть, как в дореволюционных предположениях, а лучшую половину. Уже из этой карты ясно видно, что для железных дорог почти не остается свободных, вы­ годно расположенных пространств, разве лишь в районе Печоры. Но это еще не все. Северолес указывает, что это намечено лишь „пока“ и если мы просмотрим все от­ дельные статьи Северолеса, то окажется, что внекон- цессионная площадь вовсе не оставлена запретной для концессий, наоборот, и о ней ведутся непрерывно разговоры о сдаче, так: о Кольском районе, Ковдо-Ке- ретском и УмбинскоЯг ведутся переговоры с А. Бер- греном, о Сорокско-Выгском, включая Падаискую дачу— с фирмой Стюарт, о Ребольском— с финляндцами, и переговоры о всей этой площади, которая сплошь по­ крывает всю западную часть лесов, уже „налажены (Северолес J\» 4, стр. 15). Далее мы увидим, что даже Вельско-Шенкурский район по р. Ваге, который Северолес оставлял за собой, очевидно, имея в виду, что это район нашего северного смолокурения, дававший работу многим кустарям, опира­ вшимся на льготный отпуск им леса, и Вельский завод, этот район по р. Ваге (но ясно весь, или не весь) также „признано возмояшым" отдать германской фирме Кюблер (№ 4, стр. 17). Точно также Северолес „при­ знает допустимым" отдачу района по бассейну р. Мезени (стр. 17). Одним словом, даже н та небольшая часть, которая на карте оставлена свободной от концессий, фактически отходит под них, и в результате иод бу­ дущие жел. дороги не остается ровно ничего, кроме, может быть, ничтожных лучков вне сплавных путей. Характерно при этом следующее: б. Министерство Земледелия допускает, напр., концессии лишь в восточной части Сольвычегодского уезда, имея в виду, что в за­ падной части, граничащей с Котласом, pp. Бычегдой и Сев. Двиной по долинам этих рек имеется густое на­ селение, где всякая концессионная монополия не нужна для страны и вредна для населения, а Северолес именно весь этот уезд сдал в первую очередь ГІинего-Двинской концессии. Севзапоблэкосо выносит постановление о недопу­ стимости сдачи в долгосрочную концессию пограничных областей соседям, а Северолес торопится сдать Реболь- ский район, даже с добавочными дачами, фин­ ляндцам. Но очевидно, что Финляндия, получив этот тяготе­ ющий к нему по сплаву район на 2 0 —48 лет, по­ старается найти способ не платить за него, в какие- нибудь „компенсанции", а заселив его финляндцами крепко освоит за собой, по тем же мотивам („финское население"), по которым уже отторгнута от нас лучшая западная часть Мурманского побережья. Таким образом, весь север отдается на срок кон­ цессии, т. е. на срок от 20 до 48 лет, иностранным предприятиям, частью враждебных нам стран, без ви­ дела площадей для обеспечения будущих жел.-дор. и водных путей и от концессионеров требуется лишь одно (§ 3 норм, концессионного договора)— „очищать лесные площади, связанные с прокладкой шоссейных, железных и иных дорог, а также установлением проволочной и воздушной связи", но, очевидно, это ничего общего не имеет с отводом лесных массивов новым жел. дорогам, и даже новым поселениям, так как в № 4 оговорено, что вообще всякое измененио в размерах пользования лесом компенсируется концессионеру. При таких условиях можно не говорить о жел. дорогах на Севере до окончания концессий. Практика деятельности Северолеса, именно его оппозиция в деле отвода лесных площадей государ­ ственной Мурманской жел. дор., только подтверждает, что лселезнодорожный вопрос остался у Северолеса лишь на бумаге. ..Мотивы этой оппозиции характерны: 1) фор­ мальное нарушение прав Северолеса, 2) нарушение его хозяйственных планов и 3) переговоры Северолеса о сдаче всей площади вдоль Мурманской жел. дор. в чисто Лесные концессии. Можно здесь снова вспомнить указанный выше мо­ тив Северолеса о необходимости концессий— идти на выучку у государственного капитализма. К чему учиться, если не на чем использовать это учение, когда вся площадь будет уже отдана на 3 — 4 десятилетия под „африканские концессии", без железных дорог, без шлюзования рек и проч. Отчисление на дело колонизации каких-нибудь 2°/и дохода, будѳ таковой будет, конечно, не улучшит общей, неверно построенной, схемы колонизации. Здесь невольно хочется вспомнить об удачных, хорошо продуманных сев. американских проектах кон­ цессий по закону Кэри и др., где интересы новых за- сельщиков пустынных площадей были взяты в основу и разработана и блестяще осуществлена схема, которая обеспечивала интересы капитала деятельностью новых поселенцев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz