Вестник Мурмана. 1923, N13.
г- № 13. МУРМАНА. 5 тализм, путем предоставления и организации на Севере Евр. России иностранных лесных концессий (Северолес, № 1, стр. 9, ст. члена Правления Д. М. Зайцева). Здесь можно спросить, кто это „мы“ , которым надо пойти на выучку к государственному капитализму. В прежнее время, очевидно, это относилось бы к част ным русским предпринимателям. Но если автор имеет в виду их, надлежало бы осветить их возможную роль и участие в лесном деле, какие районы будут для них предоставлены, и другие условия, очевидно иные, чем для иностранного капитала. Вопрос о возрождении * частной русской промышленности, которая для страны л во всяком случае интереснее и выгоднее частной ино странной промышленности, был бы очень важен, и на необходимость разработать его указывает и В. Фаас в трудах Сев. Научно-промысловой экспедиции. Затем, прежние русские лесопромышленники не жаловались на незнание, как обращаться с капиталом, буде он есть, а лишь на недостаток такового, не позволивший мно- гого, и, наконец, как сходятся экономисты, и коммуни стические и буржуазные, в силу потрепанности европей ских капиталов и общих психологических сдвигов, в значительной степени исчезли капиталисты-творцы, орга низаторы, идеологи, а капитал стал более хищниче ским, рвачем, интересующимся минутой. Да и сам автор говорит, что „международные капиталисты, поль- „ зуясь современной разрухой и обнищанием русского народа, стремятся и будут стремиться эксплоатировать ** природные богатства нашей родины, как свои африкан ские и азиатские концессии" (стр. 9). Учиться этому частной русской промышленности, собственно говоря, нечего и из-за этой причины „афри- - канских концессий" не надо бы и делать. Но так как об этих частных промышленниках нигде не говорится в статье, можно думать, что „мы* относится к Госу- * дарственной промышленности, которая должна учиться у Государственного капитализма. Оставим, однако, пока в стороне это сложное по строение и признаем, что Северолес имеет до-револю- ционную идеологию концессий, освещенную „трудами", „съездами" и лесоэкономической литературой, которые, конечно, автор статьи Северолеса, Д. М. Зайцев, как знаток лесного дела, знает в совершенстве, и обратимся %. с ней к планам концессий Северолеса. Во всей той литературе основная мысль была, что никакое развитие лесопромышленности и заводов на севере невозможно без новых железных дорог и сгу щения населения. Это признавало лесное ведомство (цитиров. выше записка), это говорили лесопромышлен ники, и это говорит сам автор статьи, что „проблема планомерно государственного использования лесных бо гатств Севера немыслима без сооружения железнодорож ных магистралей* . Значит, остается прежнее положе ние—нельзя отделить план концессий от плана желез ных дорог. Кто же их призвал строить? До революции вопрос решался ясно—строит казна, * а при отсутствии у нее средств, частный капитал при правительственной гарантии облигаций, что в прежнее & времи обеспечивало проведение дороги по любому на правлению. Но ведь теперь это изменилось. Номинальная га рантия Правительства ничего не даст и иностранный капитал потребует реального обеспечения землей, лесом и проч. Общеизвестно, что до революции, можно сказать, ни одна дорога не смогла быть построена иначе, как или на правительственные средства, или с правитель ственной гарантией облигационного частного капитала. Последняя из попыток обойтись без гарантии была сделана в 1911— 12 гг. при разрешении жел. дор. Ялта—Севастополь, когда ради идеи иметь дорогу без гарантии Правительство отказалось от более доходного конкурирующего проекта я;, д. Ялта— Бахчисарай, что, однако, кончилось неудачей: капитал не мог быть собран и правительство добавочным постановлением дало га рантию на облигации. Так было и раньше. За время с 1891 г. по 1903 г., когда были случаи разрешения жел. дор. без гарантии °/о°/о по облигациям, из 21 предприятия— 13 не осуще ствились вовсе, 7 осуществившихся должны были полу чить существенную правительственную помощь, и лишь одно О-во Гербы-Ченстоховской жел. дор. с одним акционерным капиталом могло развиться, но после раз решения гарантированного Правительством облигацион ного займа. При таких условиях Министерство Финан сов должно было и пришло к выводу о необходимости гарантии облигационного капитала, тем более, что при этом реализация его стоила много дешевле, отчего по вышался и доход, а, кроме того, гарантия облигаций давала долевое отчисление этого дохода Правительству, убытки же по отдельным дорогам возмещались много кратно общим развитием страны в их районе. Мини стерство даже проектировало гарантию доли акционер ного дохода, примерно, в 3°/о. Таково было положение до революции. Очевидно, что теперь тем более без гарантии доходности дороги иностранный капитал в железнодорожное строительство не пойдет, и очевидно, что на севере в первые годы железные дороги не только не будут покрывать ° /0°/о на капитал, но не покроют вначале и текущих рас ходов. При таких условиях уплата золотой валютой этих °/0°/0 непосильна для государства, и такой гарантии оно дать не может, как не могло бы дать и практи куемой в Америке номильной гарантии дохода в золотой валюте, даже если бы иностранный' капитал согласился бы на нее, и не потребовал бы реальной гарантии в виде лесов, земель и других ценностей. Очевидно, следовательно, что проведение полупионер- ных дорог Севера на прежних основаниях безнадеяшо. И автор правильно учитывает это, говоря: „ Железнодо рожное строительство иа Севере, в виду малонаселен ности края и слабого развития промышленности, яв ляется явно убыточным без вспомогательных предприятий по эксплоатации лесов, недр земли и других отраслей народною хозяйства. Все существующие проекты по стройки железнодорожных линий на Севере базировались на сочетании железнодорожною дела с лесными концес сиями , с обслуживанием горнозаводской промышленности и проч. “ . Значит, выплывает дальнейшее положение — необходимо соединить план концессий и план жел. дор.. Опыт проекта Великого Северного Пути, на основе экснлоатации S милл. дес. леса, вполне подтверждает это; отвод жел. дор. леса дает им реальную гарантию капитала и заинтересовывает их по существу, так как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz