Вестник Мурмана. 1923, N13.
ВЕСТНИК № 13. быть исполнительным органом единого плана, выраба тываемого коллективным разумом, согласующим сталки вающиеся порой интересы. Если „старый мурманец“ убежден и верит в плодотворность метода „канадиза ции к, каким оп выставляет себя в своей статье, то он должен встать на путь неизбежного жизненного сочета ния разносторонних интересов и неизбежного практи ческого компромисса. Главная задача на первых порах— избрать правильный метод и открыть шлюзы для хозяй ственной арены деятельности человека в пустынном крае. А дальше уже само время и природные условия колонизуемого края будут выявлять свои творческие свойства и вносить необходимые поправки. Всякая новая идея жизнью воспринимается сначала туго. Тоже и с идеей „канадизации41 дороги. Не успела еще дорога опубликовать своего проекта, как посыпался и со стороны Каркоммуны, сугубо заинтересованной в работе дороги, и „Северолеса" целый ряд сомнений и возражений. Потребовалось, например, целых пять месяцев лишь для того, чтобы достигнуть соглашения с Карельской Трудовой Коммуной о предоставлении дороге необходимых земель, без которых нет основы для „кана лизации". И быть ригористичным в проекте значат по хоронить и высокую идею „канадизации д о р о г и ч е г о опасается и А. Кодзаев. -Отсюда и компромисс и усма триваемое „старым мурманцем" „опасение" высказаться решительно за новую смелую идею. Это не „опасение4 сдіелости идеи, а учет непредотвратимых па пути „овра- гов“ , через которые нужно устроить переходы, быть может, нарушающие красоту постройки, но житейски необходимые. И при этих компромиссных условиях Мур манская дорога по проекту канадизации становится „во главе особо регламентированного юридического лица по экснлоатации Мурмапа“ . Согласование же ведомств и организаций, работающих и желающих работать на Мурмане, достигается образованием особого Колонна ционного Комитета при Севзапэкосо, каковой предусм тривается проектом „канадизации “ дороги и необход мость которого предусматривает „старый мурманец", н зывая его „особым советом по развитию Мурмана Все дело в плане практического осуществление проект который, как справедливо отмечает автор „Большого хода па Север", и явится самым убедительным доназ тедьством для всех необходимости такой, а не ин работы на Мурмане. И план такой ныне обсуждаем в Севзапэкосо, а затем будет обсуждаться в СТО. Приведенные в моей статье „Канадизация Мурма ской ж. д .“ предпосылки в практическом их прим пении углубляются в том „организационном “ плане, котором упоминалось выше, на необходимость которо и указывает А. Кодзаев. В этом организационном плане видное место отв дится и активным деятелям колонизации на Мурмаі и местному населению: поморам и мурманским колон стам. Если я об этих пионерах Мурмана не упомян; в своей статье, то только потому, что моя статья, отм ченпая „старым мурманцем“ , излагает лишь схему осп канадизации в ее общих очертаниях. Вопрос же о ро. деятелей колонизации это-—вопрос организационно плана. Что ему уделяется особое внимание и в орган зационном плане он получает должное место, „старь мѵрманец" может усмотреть из статьи М. В. Помера цева о роли поморов в колонизации края, напечата ной в №№ 5 и 6 „Вестника* *) и из статьи Н. Овчинникова о резерве колонистов для Мурманске-К рельского края, напечатанной в № 11 „Вестника*. Г . Чиркин. *) См. „Вестник" №Л* 5 и 6. Южное побережье Кольскс полуострова. Вольная заимка на Дапдандеком подуоетрове. Для освоения безлюдных нространств дальнего Се вера намечен ряд мероприятий, долженствующих развить производительные силы края и сделать его источником создания новых ценностей. Реальной работы, за исклю чением некоторых слабых и неудачных попыток коло низации восточного Мурмана в довоенное время, не было. Между тем, жизнь не ждет. Богатства Севера вы зывали попытки их использованвя и задолго до по стройки Мурманской дороги, и с тех пор, когда сталь ной путь связал Лапландию с Петербургом, он весьма естественно начал концентрировать население около себя. О большинстве попыток на свой риск и страх устроиться в районе дороги— литературных данных нет. Настоящий очерк— попытка обрисовать историю этих вольных поселений на основании тех данных, которые мне удалось получить во время работ на Лапландском полуострове в 1920 — 1921 годах путем рассказов новых засельщиков и личного знакомства с их житьем. Еще в 1915 году на месте нынешнего города Мур - манска ие было никаких построек и единственным жи лым помещением был барак, в котором жил рыбак ыенов— от этого места, названного Семеновом, и чался город Мурманск. Пустынны были и окрестности Мурманска. Ес бросить взгляд на Север от Мурманска по Кольской гу то, за исключением одного колониста, приютившего примерно верстах в 4— 5 от Мурманска при впаден в Кольский залив реки Лавна, на добрые десять ве никакого жилья не было. При обследовании окрестностей Мурманска в 1921 г мы нашли уже к северу от него целое сельское обп ство с 45 домохозяевами (более 200 душ обоего пол Минькинский сельком, растянувшееся от Мурманска 5 верст к северу по обоим сторонам Кольского зали По национальности граждане нового сельского обп ства разделяются на две группы: русские и обрусевш карелы 27 домохозяев, финны 18 домохозяев. Для финского населения мы сведений о местах хода почти не добыли, так как из 18 домохозяев ф нов по-русски говорило только двое: по их слов около половины финнов переселилось с Восточш Мурмана.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz