Вестник Мурмана. 1923, N13.

1 « & Р Е Д А К Ц И Я : Петроград. Правление Мурманской ж. д. Лиговка, 44,1-й подъезд, 3-й этаж, комн. № 33 -35. Тел. № 94 и 118. Р е д а к т о р принимает по делам „ В е с т н и к а " ежедневно, кроме праздников, от 11 до 3 час. К Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ВЕСТНИК МУРМАНА ЗЕ. I\ N o 1 3 . 1-го апреля 1923 г. З Г ” — Ц ЕН А отдельного « номера . . . . 6 р. { По дп и с н а я цена на 1 месяц . . . 22 „ на 3 месяца . . 60 „ Такса объявлений: страница . . . 800 р. ‘/а страницы . . 450 „ строка . . . , 6 „ об утере докум. 10 „ № 13. По поводу „бодыиого экономического похода на Geeep". В № 7 „Вестника Мурмана" А. Кодзаев, „старый мурманец“ , как именует себя сам автор, изложил свои интересные мысли в связи с статьями „Вестника'4, открывшего, по мнению автора, „большой культурный поход на Север“ '). Придавая голосу Мурманской ж. д. „повелительное требование самой жизни, с которым компромиссы не приводят никогда к желанным целям8, старый Мурма- нец в противовес Л. Гершановичу2), критикующему дорогу за широту размаха, рекомендует больший раз­ мах, смелость, последовательность и определенность в проекте „канадизации к Мурманской жел. дороги. В частности эти пожелания относятся к моей статье— .. Канадизация Мурманской ж. д .“ . Признавая совершенно правильным, не вызывавший возражений принцип пионерного начинания Мурманской ж. д., по образцу Канадской, с коррективами примени­ тельно к местным условиям и политическому строю госу­ дарства, „старый мурманец“ находит, что сделанные мною на эту тему „пояснения" не покрывают моих п р е д п о сы л о к С одной стороны „дорога должна стать главной экономической осью края, активным, основным руководящим предприятием“— цитирует А. Кодзаев мои слова, с другой — „в пользу такого положения дороги не должна быть умалена ролі, других государственных учреждений и организаций". На всем протяжении моей статьи „эти понятия идут рука об руку и оставляют впечатление4', пишет автор, „чего-то недосказанного, н е о п р е д е л е н н о г о к а ­ жется (но не утверждаем), „как будто автор (т. е. я), при всей симпатии к мыслям первой категории, коле­ блется на них остановиться или опасается высказать реши­ тельно эту смелую идею нового соотношения государствен­ ных учреждений на почве практической колонизаторской их деятельности на местах. Если так, то мы позволяем себе продолжать, что в интересах высокой государствен­ ной важности предприятия Мурманской ж. д. во имя тех несомненных благ, какие нам сулит эго предпри­ ятие, мы должны смело и решительно перейти Рубикон, т. е., чтобы дорога стала во главе особо регламенти­ I ’) См. „Большой экономический поход на Север11—„Вестник і Мурмана" № 7, стр. 12—14. [ а) См. „Колонизационные увлечения Мурманской ж. д. в №11 I „Вестника”. рованного юридического лица по эксплоатации Мурмана, в которой все другие ведомства должны получить со­ ответственные исполнительные роли". С точки зрения логического теоретического развития основной мысли схемы построения — трудно что-либо возразить „старому мурманцѵ“ . Он чутко и верно коснулся самого „д е л и к а т н о г о е с л и можно гак выра­ зиться, места проекта и заметил компромисс. Но оце­ нил этот компромисс „старый мурманец“ только с точки зрения логики и последовательности мысли. И в этом он прав. Эго компромисс — жизни, целесообразности, синтеза. Жизнь логична никогда не бывает. Напомню здесь старую солдатскую песню: Гладко сказано в бумаге, Да забыли про овраги — А по ним ходить. Далеко не все приемлет жизнь, что красиво, ло­ гично, смело и привлекательно на бумаге. При постро­ ении жизненной схемы, неизбежно нужно учитывать „овраги“ на пути. И сам автор „Большого эконо­ мического похода на Север" утверждает, что при про­ ведении в жизнь принципа канадизации, „необходимо разрешить массу практических вопросов, неразрывно связапных с основной идеей, и указать пути осуществле­ ния дела применительно к особым условиям края и на ­ личным возможностям переживаемого момента". И кот учитывая сложность и многогранность колонизационного дела, затрагивающие все стороны культуріго-хозяйствен- пой жизни края, в которых кровно заинтересованы местные силы и учреждения, практически в целях до­ стижения существа основной задачи „канадизации1 дороги, жизненно необходимо считаться с властно сто­ ящими на этом пути местными запросами. И активные проводники этих запросов, местные учреждения, не мо­ гут быть лишены присущей им активной деятельности и творчества в основном вопросе экономическо-куль- турного развития края. Необходимо лишь, чтобы опи работали не раздробленно, ие в перебой, а в соответ­ ствии с единым планом, диктуемым интересами страны в целом. Дело должно твориться коллективным разумом. Вот почему Мурманская дорога, под. гавляя свои плечи под большую культурно-хозяйственную работу, должна

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz