Вестник Мурмана. 1923, N13.
1 « & Р Е Д А К Ц И Я : Петроград. Правление Мурманской ж. д. Лиговка, 44,1-й подъезд, 3-й этаж, комн. № 33 -35. Тел. № 94 и 118. Р е д а к т о р принимает по делам „ В е с т н и к а " ежедневно, кроме праздников, от 11 до 3 час. К Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ВЕСТНИК МУРМАНА ЗЕ. I\ N o 1 3 . 1-го апреля 1923 г. З Г ” — Ц ЕН А отдельного « номера . . . . 6 р. { По дп и с н а я цена на 1 месяц . . . 22 „ на 3 месяца . . 60 „ Такса объявлений: страница . . . 800 р. ‘/а страницы . . 450 „ строка . . . , 6 „ об утере докум. 10 „ № 13. По поводу „бодыиого экономического похода на Geeep". В № 7 „Вестника Мурмана" А. Кодзаев, „старый мурманец“ , как именует себя сам автор, изложил свои интересные мысли в связи с статьями „Вестника'4, открывшего, по мнению автора, „большой культурный поход на Север“ '). Придавая голосу Мурманской ж. д. „повелительное требование самой жизни, с которым компромиссы не приводят никогда к желанным целям8, старый Мурма- нец в противовес Л. Гершановичу2), критикующему дорогу за широту размаха, рекомендует больший раз мах, смелость, последовательность и определенность в проекте „канадизации к Мурманской жел. дороги. В частности эти пожелания относятся к моей статье— .. Канадизация Мурманской ж. д .“ . Признавая совершенно правильным, не вызывавший возражений принцип пионерного начинания Мурманской ж. д., по образцу Канадской, с коррективами примени тельно к местным условиям и политическому строю госу дарства, „старый мурманец“ находит, что сделанные мною на эту тему „пояснения" не покрывают моих п р е д п о сы л о к С одной стороны „дорога должна стать главной экономической осью края, активным, основным руководящим предприятием“— цитирует А. Кодзаев мои слова, с другой — „в пользу такого положения дороги не должна быть умалена ролі, других государственных учреждений и организаций". На всем протяжении моей статьи „эти понятия идут рука об руку и оставляют впечатление4', пишет автор, „чего-то недосказанного, н е о п р е д е л е н н о г о к а жется (но не утверждаем), „как будто автор (т. е. я), при всей симпатии к мыслям первой категории, коле блется на них остановиться или опасается высказать реши тельно эту смелую идею нового соотношения государствен ных учреждений на почве практической колонизаторской их деятельности на местах. Если так, то мы позволяем себе продолжать, что в интересах высокой государствен ной важности предприятия Мурманской ж. д. во имя тех несомненных благ, какие нам сулит эго предпри ятие, мы должны смело и решительно перейти Рубикон, т. е., чтобы дорога стала во главе особо регламенти I ’) См. „Большой экономический поход на Север11—„Вестник і Мурмана" № 7, стр. 12—14. [ а) См. „Колонизационные увлечения Мурманской ж. д. в №11 I „Вестника”. рованного юридического лица по эксплоатации Мурмана, в которой все другие ведомства должны получить со ответственные исполнительные роли". С точки зрения логического теоретического развития основной мысли схемы построения — трудно что-либо возразить „старому мурманцѵ“ . Он чутко и верно коснулся самого „д е л и к а т н о г о е с л и можно гак выра зиться, места проекта и заметил компромисс. Но оце нил этот компромисс „старый мурманец“ только с точки зрения логики и последовательности мысли. И в этом он прав. Эго компромисс — жизни, целесообразности, синтеза. Жизнь логична никогда не бывает. Напомню здесь старую солдатскую песню: Гладко сказано в бумаге, Да забыли про овраги — А по ним ходить. Далеко не все приемлет жизнь, что красиво, ло гично, смело и привлекательно на бумаге. При постро ении жизненной схемы, неизбежно нужно учитывать „овраги“ на пути. И сам автор „Большого эконо мического похода на Север" утверждает, что при про ведении в жизнь принципа канадизации, „необходимо разрешить массу практических вопросов, неразрывно связапных с основной идеей, и указать пути осуществле ния дела применительно к особым условиям края и на личным возможностям переживаемого момента". И кот учитывая сложность и многогранность колонизационного дела, затрагивающие все стороны культуріго-хозяйствен- пой жизни края, в которых кровно заинтересованы местные силы и учреждения, практически в целях до стижения существа основной задачи „канадизации1 дороги, жизненно необходимо считаться с властно сто ящими на этом пути местными запросами. И активные проводники этих запросов, местные учреждения, не мо гут быть лишены присущей им активной деятельности и творчества в основном вопросе экономическо-куль- турного развития края. Необходимо лишь, чтобы опи работали не раздробленно, ие в перебой, а в соответ ствии с единым планом, диктуемым интересами страны в целом. Дело должно твориться коллективным разумом. Вот почему Мурманская дорога, под. гавляя свои плечи под большую культурно-хозяйственную работу, должна
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz