Вестник Мурмана. 1923, N13.
№ 33. М У Р М А Н А . 9 ресно тем, что по необходимости требует применения кооперативного, артельного начала. Но главной отраслью сельского хозяйства на Мур манской ж. д., как показывают все произведенные об следования, должно явиться животноводство. Оно должно стать также сельско-хозяйственной базой и для колони зации. В этой области Агрослужбой кое-что уже сде лано. На севере дороги распределена не одна партия коз, в последнее время доставлена и распределена между железнодорожниками довольно крупная партия рогатого скота. По мере углубления этой работы, по мере развития животноводства, как у жел.-дор., так и среди оседа ющих в районе дороги колонистов, можно предвидеть организацию кооперативов по переработке и сбыту мо лочных продуктов, маслодельных артелей. Как отдален ный идеал, определяющий далекий и тяжелый путь, предвидится широкий размах кооперативного маслоделия на Мурмане, по образцу Сибирского. Если природные условия Мурманского края не столь благоприятны, как в Сибири, то компенсанцией этому является близость международного рынка, обусловленная наличностью не замерзающего порта. Таковы перспективы сельско-хозяйственного коопе ративного строительства на Мурманской ж. д. Перспек тивы очень широки, слишком широки, скажет скептик. Где взять средства для осуществления этих планов при продолжающемся истощении государственных ресурсов? Но больших правительственных средств и не нужно. Основой кооперации является самодеятельность и само помощь, и она сама должна дать средства для своего развития. Необходимо только вызвать ее к жизни, по ставить на рельсы, дать ей первоначальный толчек. Конкретно для ближайшего времени может быть на мечена следующая программа деятельности. 1. Организационно-инструкторская помощь суще ствующим сельско-хозяйственным кооперативам и груп пам железнодорожников, желающим объединиться в сѳльско-хозяйственные кооперативы и пропаганда зна чения кооперации в сельско-хозяйственной работе транс портников. 2. Обследование кооперативов по программам и анкетам ЦАГРУ (Главземтрана). 3. Проведение в кооперативах уставов, официальное их зарегистрирование, введение в кооперативах правиль ного счетоводства. Цель этой меры—-придание коопера тивам полной кредитоспособности, вооружение их к широкому использованию сельско-хозяйственного кре дита. 4. Содействие кооперативам в деле отвода земель ных участков. 5. Защита их интересов в правительственных и общественных учреждениях. 6. Организационная помощь при снаряжении коопе ративами закупочных экспедиций и содействие в деле провоза их грузов. 7. Содействие в получении кооперативами кредитов. 8. Ознакомление с методами работы по выполнению вышеуказанных плановых заданий, подготовка коопера тивных работников на местах. Привлечение к этому делу лиц, проявляющих к нему интерес. Создание коо перативного авангарда. Эта работа составляет необхо димую, обязательную функцию центральных кооператив ных работников Агрослужбы, но эта обязанность не доляша поглощать их всецело и освобождать от рядовой работы по обслуживанию кооперативов, они должны также принимать участие в непосредственной строевой работе авангарда. М . К. Запорожский. Ж и в а я и з г о р о д ь . Защита железнодорожного пути в местах, заноси мых снегом, созданием живой изгороди из древесно кустарных саженцев в большинстве случаев производи лась материалом, полученным из организованных пи томников, расположенных или вблизи полотна железно дорожного пути и принадлежащих данной дороге, либо- же в ближайших лесничествах. На создание питомников, как известно, требуется отвод определенной, заранее намеченной, площади в 1/ 2— 1 десятину, в редких случаях 2 дес., огоражива ние этой площади жердями, кольями либо колючей проволокой, затем разбивка ее на кварталы, либо ква драты, с обработкой почвы ' для грядок, разметкой по севных бороздок и проч. По мере роста сеянцев и их пригодности производится пересадка их в школу для дальнейшего усиления корневой системы, ввиду пред стоящих культур на площади отчуждения, иной раз далеко отстоящей от места питомника. Как питомник, так и школа, находятся в заведывании садовника, либо лесничего и нескольких постоянных рабочих. Из изложенного беглого описания питомника видно, что на создание его и выращивание саженцев требуется большая работа, а, вместе с тем, и большая затрата денежных средств. Размер затраты капитала на эти работы зависит, главным образом, от величины площади питомника, а, следовательно, от количества материала, необходимого для его организации. Не вдаваясь в более подробное определение необ ходимых расходов по организации питомника, а также и стоимости засадки одной версты по площади сажен цами, я, на основании произведенных мною опытов на Урале, в Березовской даче,— предлагаю создать жи вую изгородь вблизи мест, заносимых снегом на Мур манской ж. д., более упрощенным способом. Предлагаемый способ создания живой изгороди, с целью защиты полотна дороги от заносов снега, состоит в следующем: на заранее намеченной площади, вдоль полотна дороги, параллельно ее направлению, где не обходимо создание живой изгороди, проводится яіелез- ным плугом борозда, глубиной в 2 — 3 вершка, с отво
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz