Вестник Мурмана. 1923, N13.

№ 33. М У Р М А Н А . 9 ресно тем, что по необходимости требует применения кооперативного, артельного начала. Но главной отраслью сельского хозяйства на Мур­ манской ж. д., как показывают все произведенные об­ следования, должно явиться животноводство. Оно должно стать также сельско-хозяйственной базой и для колони­ зации. В этой области Агрослужбой кое-что уже сде­ лано. На севере дороги распределена не одна партия коз, в последнее время доставлена и распределена между железнодорожниками довольно крупная партия рогатого скота. По мере углубления этой работы, по мере развития животноводства, как у жел.-дор., так и среди оседа­ ющих в районе дороги колонистов, можно предвидеть организацию кооперативов по переработке и сбыту мо­ лочных продуктов, маслодельных артелей. Как отдален­ ный идеал, определяющий далекий и тяжелый путь, предвидится широкий размах кооперативного маслоделия на Мурмане, по образцу Сибирского. Если природные условия Мурманского края не столь благоприятны, как в Сибири, то компенсанцией этому является близость международного рынка, обусловленная наличностью не­ замерзающего порта. Таковы перспективы сельско-хозяйственного коопе­ ративного строительства на Мурманской ж. д. Перспек­ тивы очень широки, слишком широки, скажет скептик. Где взять средства для осуществления этих планов при продолжающемся истощении государственных ресурсов? Но больших правительственных средств и не нужно. Основой кооперации является самодеятельность и само­ помощь, и она сама должна дать средства для своего развития. Необходимо только вызвать ее к жизни, по­ ставить на рельсы, дать ей первоначальный толчек. Конкретно для ближайшего времени может быть на­ мечена следующая программа деятельности. 1. Организационно-инструкторская помощь суще­ ствующим сельско-хозяйственным кооперативам и груп­ пам железнодорожников, желающим объединиться в сѳльско-хозяйственные кооперативы и пропаганда зна­ чения кооперации в сельско-хозяйственной работе транс­ портников. 2. Обследование кооперативов по программам и анкетам ЦАГРУ (Главземтрана). 3. Проведение в кооперативах уставов, официальное их зарегистрирование, введение в кооперативах правиль­ ного счетоводства. Цель этой меры—-придание коопера­ тивам полной кредитоспособности, вооружение их к широкому использованию сельско-хозяйственного кре­ дита. 4. Содействие кооперативам в деле отвода земель­ ных участков. 5. Защита их интересов в правительственных и общественных учреждениях. 6. Организационная помощь при снаряжении коопе­ ративами закупочных экспедиций и содействие в деле провоза их грузов. 7. Содействие в получении кооперативами кредитов. 8. Ознакомление с методами работы по выполнению вышеуказанных плановых заданий, подготовка коопера­ тивных работников на местах. Привлечение к этому делу лиц, проявляющих к нему интерес. Создание коо­ перативного авангарда. Эта работа составляет необхо­ димую, обязательную функцию центральных кооператив­ ных работников Агрослужбы, но эта обязанность не доляша поглощать их всецело и освобождать от рядовой работы по обслуживанию кооперативов, они должны также принимать участие в непосредственной строевой работе авангарда. М . К. Запорожский. Ж и в а я и з г о р о д ь . Защита железнодорожного пути в местах, заноси­ мых снегом, созданием живой изгороди из древесно­ кустарных саженцев в большинстве случаев производи­ лась материалом, полученным из организованных пи­ томников, расположенных или вблизи полотна железно­ дорожного пути и принадлежащих данной дороге, либо- же в ближайших лесничествах. На создание питомников, как известно, требуется отвод определенной, заранее намеченной, площади в 1/ 2— 1 десятину, в редких случаях 2 дес., огоражива­ ние этой площади жердями, кольями либо колючей проволокой, затем разбивка ее на кварталы, либо ква­ драты, с обработкой почвы ' для грядок, разметкой по­ севных бороздок и проч. По мере роста сеянцев и их пригодности производится пересадка их в школу для дальнейшего усиления корневой системы, ввиду пред­ стоящих культур на площади отчуждения, иной раз далеко отстоящей от места питомника. Как питомник, так и школа, находятся в заведывании садовника, либо лесничего и нескольких постоянных рабочих. Из изложенного беглого описания питомника видно, что на создание его и выращивание саженцев требуется большая работа, а, вместе с тем, и большая затрата денежных средств. Размер затраты капитала на эти работы зависит, главным образом, от величины площади питомника, а, следовательно, от количества материала, необходимого для его организации. Не вдаваясь в более подробное определение необ­ ходимых расходов по организации питомника, а также и стоимости засадки одной версты по площади сажен­ цами, я, на основании произведенных мною опытов на Урале, в Березовской даче,— предлагаю создать жи­ вую изгородь вблизи мест, заносимых снегом на Мур­ манской ж. д., более упрощенным способом. Предлагаемый способ создания живой изгороди, с целью защиты полотна дороги от заносов снега, состоит в следующем: на заранее намеченной площади, вдоль полотна дороги, параллельно ее направлению, где не­ обходимо создание живой изгороди, проводится яіелез- ным плугом борозда, глубиной в 2 — 3 вершка, с отво

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz