Вестник Мурмана. 1923, N13.

8 В Е С Т Н И К № 13. в 1921 г. были довольно значительны. Некоторые из них, не ограничиваясь с.-х. работами, сумели возвести капитальные хозяйственные постройки (артели Рыбац­ кая и Лодепнопольская), некоторые обеспечили себя семенами на 1922 г. Но большая часть объединений представляла собой сезонные группы, не отличавшиеся экономической устойчивостью. В 1922 г. число объединений сократилось до 34 с общим числом членов до 1.000 человек, едоков 3 .047 , занятой земли— 59 дес. Не успев еще окрепнуть, на 2 год своего суще­ ствования, с.-х. кооперация на Мурм. л;, д. подверг­ лась острому кризису, обусловленному двумя очень серьезными причинами. Первое—внезапное устранение правительственной поддержки и установленный НЭП-ом принцип платности. Естественная же замена правитель­ ственной поддержки—сельскохозяйственный кредит— не подоспела но время. Другая причина—неурожай. Мно­ гие с.-х. объединения, застигнутые врасплох новой конъюнктурой, распались, даже сильные и экономически устойчивые пострадали и не только не превысили своих прошлогодних достижений, чего можно было бы ожи­ дать при нормальном порядке развития, но достигли значительно меньших результатов. Предстоящий сельско-хозяйственный год, в который уцелевшие селъско-хозяйственные кооперативы вступают чрезвычайно обессиленными, но обещает блестящих результатов. Семенного фонда ни в одном из них нет, настроение членов после разочарований предыдущего года неблагоприятное. Из этого не следует делать вы­ вода о 'необходимости сложить оружие, напротив, нужно с особенной настойчивостью приниматься за дело, хотя бы пришлось начинать его с начала. При этом нужно использовать наиболее ценный опыт— опыт предыдущих неудач и ошибок. Опыт 1921 г. и особенно 1922 г. приводит к убе­ ждению, что приходится отказаться от искусственного насаждения высшего типа кооператива с полным обоб­ ществлением труда, что приходится начинать с соответ­ ствующих самосознанию масс, их быту и хозяйственному укладу низших и промежуточных форм, притом таких, которые широтой и гибкостью своих рамок давали бы наибольший простор разнообразию кооперативных начи­ наний на местах. Таковой формой может быть признано сельско-хозяйственное общество или товарищество (по уставу, выработанному Главземтраном). Не должно быть увлечений теоретическими построениями. Общим пра­ вилом для работника в области сельско-хозяйственной кооперации, должна явиться необходимость поддержки всякой инициативы жел.-дор. населения в этой области, содействие по всему коооператнвному фронту, начиная с полного обобществления труда в сельско-хозяйствен- ных коммунах и кончая примитивными формами- товари­ ществами единоличников по заготовке семян, фуража и т. д. Среди железнодорожного населения нет тех проти­ воречий, какие наблюдаются в крестьянской среде —мы имеем дело с однородной средой жел.-дор. пролетариата, потому у нас и большая свобода действий, чем у ра­ ботника по крестьянской кооперации, где имеется часто отмечаемая опасность превращения ее в орудие кулац­ ких слоев. Поэтому нам нет надобности соразмерять свою под­ держку по степени осуществления кооперативными объ единениями принципа коллективизма, по преобладанию в нем тех или иных социальных элементов. Какой ответ дает нам опыт и знакомство с линией на вопрос об оіцих условиях для развития сельско хозяйственных коопераций на Мурманской ж. д.? Усло вия эти, в общем, нужно признать вполне благоприят ными. Правда, на севере дороги железнодорожники д сих пор представляют собой элемент текучий, не рас­ положенный к хозяйственному закреплению на местах своей службы. Но, с другой стороны, среди них встре­ чаются энергичные люди, которые способны воспринять особую заманчивость деятельности пионера— победителя, вносящего культуру в первобытный край. Агрослужба располагает данными, о том свидетельствующими. Под­ готовка огородных площадей на севере дороги требовала чрезвычайного напряжения. Приходилось убирать валуны, сплошным ковром покрывавшие поля, иногда приходи­ лось разрыхлять почву кирками, случалось пользоваться насыпной, приносимой в корзинах землей, И огородные артели перед этой работой не останавливались. Наша дорога представляет собой смелую попытку формировать исторический процесс. Перед нами широкое поирище культуртрегерской работы, освоения сурового, богатого края, поражающего воображение контрастом своей дев­ ственной первобытности и близости благодаря незамер­ зающему порту к наиболее ярким очагам мировой куль­ туры. Победа над суровой природой возможна только путем не разобщенных усилий, а путем общественного, коллективного труда. Кооперация для колониста должна явиться основным методом работы, она явится также основой его интеллектуальной и общественной жизни. По вопросу о тех отраслях сельского хозяйства, к которым следует привлекать железнодорожное население н которые допускают применение коллективного, коопе­ ративного начала, необходимо, мне кажется, иметь виду следующее общее соображение. В настоящее время в народно-хозяйственной жизни рельефно обозначилось восстановление начала разделения труда. Теперь железно­ дорожник, значительно лучше обеспеченный жалованьем и, в результате произведенных сокращений, более за­ нятый служебной работой, уже не может, как в пред­ шествовавший период, много времени уделять сельско­ хозяйственному труду. В силу этого, особую важность приобретают такие отрасли сельского хозяйства, которые удобно совмещаются со служебной работой. К числу таких отраслей, между прочим, принадлежит пчеловод­ ство, интерес к которому мне часто приходилось кон­ статировать у железнодорожников на линии, и среди линейных селъско-хозяйственных объединений. Часто высказывается сожаление по поводу того, что пчело­ водство до сих пор не входит в состав мероприятий, проводимых Агрослужбой. А между тем, организация этого дела не требует крупных затрат и при приме­ нении роевой системы, в особенности при наличии наи­ более рабочей украинской пчелы, прекрасно выносящей условия севера, в один сезон может окупить организа­ ционные расходы. Из других отраслей сельского хозяйства, понимае­ мого в широком смысле, заслуживает внимания рыбо­ ловное дело, для которого так благоприятен край, пере­ секаемый Мурманской ж, д. и которое особенно инте

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz