Вестник Мурмана. 1923, N12.
6 В Е С Т Н И К №1 2 . Дееные концессии на Севере. (Продолжение *). Идея сдачи лесных площадей в долгосрочную раз работку приняла реальную форму к концу войны и б. Министерством Земледелия был разработан проект лесных концессий, основания чего изложены в записке: „Очередные задачи казенного лесного Управления после войны". Основания эти были следующие: Проект исходил из предположений, что в силу огромных послевоенных восстановительных работ во всей Европе и после задержки в военное время строи тельства даже в невоюющих странах, предстоит усилен ный отпуск леса за-границу, а именно, предположительно 20 миля, бревен против 8 милл. (или 437 .000 стан дартов) до-военного лесоэкспорта. Для этого необходим ряд мер со стороны Правительства, как устройство одного—двух крупных лесопильных заводов, гаваней и пр., а также необходимо содействие частным пред принимателям в их устройствах. Так как частные пред приятия не могут образоваться, если им но будет га рантирована долговременная уверенная работа, то отсюда вытекает необходимость сдачи им известных лесных площадей на срок до 36 лет, с выделом небольших участков до 500 дес, под завод в собственность, на известных условиях уплаты за древесину и при участии государства в их прибыли; последнее желательно в виду того, что при сдаче на долгий срок нельзя учесть вы годность дела и допускаемую этим плату за отпуск древесины. Отводы таких площадей предполагались лишь в малонаселенных глухих местностях, имевших по сие время ограниченный сбыт леса или вовсе не имевших его, и абсолютно исключались те места, где и без кон цессий ежегодный отпуск леса покрывал назначенное к тому по состоянию леса и прироста. Намеченные участки должны быть располагаемы с таким расчетом, чтобы между ними оставались свобод ные участки, которые после возникновения но сосед ству промышленных предприятий, могли быть исполь зованы казною на более выгодных условиях. Сдача предполагалась без торгов, сосредоточив раз работку условий, планов и пр. в особом междуведом ственном Комитете под председательством Министра Земледелия. Так как вместе с тем молено заранее предвидеть, что возникновение в глухих районах внутри страны лесообрабатывающей промышленности не возможно, то необходимо одновременно сообразовать намечаемые к сдаче участки с проектами ближайших к осуществле нию железных дорог. В западной части этот вопрос разрешается построй кой Мурманской ж. д., к которой тяготеет площадь в 9 милл. десятин, для других районов севера нужно осуществление дороги Сорока-Котлас, и особенно Обь- Беломорская ж. д., которая вовлекает в мировой обо рот громадные площади лесов. Осуществление этих дорог ставится Правительством в блюкайшую очередь и намечаемые участки концес сий приурочены к этим линиям. В районе линии Обь- *) См. № 9 „Вестник 'Мурмана". Беломорской ж. д. намечены площади в бассейне р. Пе чоры—7 .213 .000 дес., в бассейне р. Мезени— 611 .000 д., в бассейне р. Пинеги— 524.000 дес. Но линиям жел. дорог Котлас—Сорока и Свирь— Вишера— Котлас—2 .387 .000 дес. По линии Мурман ской ж. д.— 1.605 .000 дес. По линии Вятка—Котлас и Вятка—Вологда— 500.000 дес. По линии Чердынь— Троицко—Печорское и Пермь—Котлас— 292 .000 дес. ГІо линии Вологда—Архангельск—в басс. р. Онега— 400 .000 дес. и, наконец, по некоторым сплавным пу тям— по р. Кулою, Мегре и Золотнице— 1.735.000 дес. А всего 15.217 .000 дес., что составит к общей вало вой площади лесов этих областей несколько менее 7 6 части, причем около половины этой площади при ходится на бассейн р. Печоры, гдѳ до сих пор суще ствовал только один лесопильный завод, ныне сгорев ший, Стелла ГІоларе, и где разработка леса была ничтолша. Такова вкратце программа б. Мин. Земледелия. Ка саясь ее, необходимо сказать, что экономическая основа предполагаемых концессий была не верна. Она базиро валась на предположении огромного увеличения отпуска древесины в ближайшие после войны годы для восста новления разрушений войны и увеличения задержанного войной текущего строительства. Действительность ока залась иной: с окончаниеи войны сократился огромный расход леса па военные надобности, а с другой стороны ослабевшая покупательная способность населения не дала возможности не только нагнать, но даже продолжать строительство в прежнем темпе и, наконец, современный ослабевший капитал вообіце не склонен итти в долго срочные предприятия, а преимущественно на короткие торговые дела. При таких условиях, если бы какая-либо концессия основалась, ей пришлось бы конкуррировать с разра ботками в обжитых местах России, с уже налаженной промышленной жизнью и восполняя своим материалом не недостаток сырья на рынке, а создавая избыток пред ложения над спросом, т. е. общую депрессию. При таких условиях едва ли бы можно рассчитывать и на самую осуществимость концессий. Если мы, однако, отойдем от финансовых оснований предположенных концессий, а перейдем к колонизацион ной схеме их, то эта схема была, в общем, правильна, Предполагалось в районах концессий добавочно вы делять из казенных земель, в ближайшем соседстве с предприятием и в местах заготовок, особые земельные участки для тех служащих и рабочих, которые поже лали бы построиться здесь, с предоставлением им права выкупа таких участков в собственность, причем они обеспечивались бы выгонами для скота. Такие же участки предполагались и для сельско-хозяйственных поселенцев, причем для обследования и выдела их намечены были особые разведывательные партии. Далее Министерство Земледелия наметило проведе ние железнодорожных магистралей, с которыми участки были сообразованы, и, наконец, намечен был ряд мер для развития кустарной промышленности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz