Вестник Мурмана. 1923, N12.

6 В Е С Т Н И К №1 2 . Дееные концессии на Севере. (Продолжение *). Идея сдачи лесных площадей в долгосрочную раз­ работку приняла реальную форму к концу войны и б. Министерством Земледелия был разработан проект лесных концессий, основания чего изложены в записке: „Очередные задачи казенного лесного Управления после войны". Основания эти были следующие: Проект исходил из предположений, что в силу огромных послевоенных восстановительных работ во всей Европе и после задержки в военное время строи­ тельства даже в невоюющих странах, предстоит усилен­ ный отпуск леса за-границу, а именно, предположительно 20 миля, бревен против 8 милл. (или 437 .000 стан­ дартов) до-военного лесоэкспорта. Для этого необходим ряд мер со стороны Правительства, как устройство одного—двух крупных лесопильных заводов, гаваней и пр., а также необходимо содействие частным пред­ принимателям в их устройствах. Так как частные пред­ приятия не могут образоваться, если им но будет га­ рантирована долговременная уверенная работа, то отсюда вытекает необходимость сдачи им известных лесных площадей на срок до 36 лет, с выделом небольших участков до 500 дес, под завод в собственность, на известных условиях уплаты за древесину и при участии государства в их прибыли; последнее желательно в виду того, что при сдаче на долгий срок нельзя учесть вы­ годность дела и допускаемую этим плату за отпуск древесины. Отводы таких площадей предполагались лишь в малонаселенных глухих местностях, имевших по сие время ограниченный сбыт леса или вовсе не имевших его, и абсолютно исключались те места, где и без кон­ цессий ежегодный отпуск леса покрывал назначенное к тому по состоянию леса и прироста. Намеченные участки должны быть располагаемы с таким расчетом, чтобы между ними оставались свобод­ ные участки, которые после возникновения но сосед­ ству промышленных предприятий, могли быть исполь­ зованы казною на более выгодных условиях. Сдача предполагалась без торгов, сосредоточив раз­ работку условий, планов и пр. в особом междуведом­ ственном Комитете под председательством Министра Земледелия. Так как вместе с тем молено заранее предвидеть, что возникновение в глухих районах внутри страны лесообрабатывающей промышленности не возможно, то необходимо одновременно сообразовать намечаемые к сдаче участки с проектами ближайших к осуществле­ нию железных дорог. В западной части этот вопрос разрешается построй­ кой Мурманской ж. д., к которой тяготеет площадь в 9 милл. десятин, для других районов севера нужно осуществление дороги Сорока-Котлас, и особенно Обь- Беломорская ж. д., которая вовлекает в мировой обо­ рот громадные площади лесов. Осуществление этих дорог ставится Правительством в блюкайшую очередь и намечаемые участки концес­ сий приурочены к этим линиям. В районе линии Обь- *) См. № 9 „Вестник 'Мурмана". Беломорской ж. д. намечены площади в бассейне р. Пе­ чоры—7 .213 .000 дес., в бассейне р. Мезени— 611 .000 д., в бассейне р. Пинеги— 524.000 дес. Но линиям жел. дорог Котлас—Сорока и Свирь— Вишера— Котлас—2 .387 .000 дес. По линии Мурман­ ской ж. д.— 1.605 .000 дес. По линии Вятка—Котлас и Вятка—Вологда— 500.000 дес. По линии Чердынь— Троицко—Печорское и Пермь—Котлас— 292 .000 дес. ГІо линии Вологда—Архангельск—в басс. р. Онега— 400 .000 дес. и, наконец, по некоторым сплавным пу­ тям— по р. Кулою, Мегре и Золотнице— 1.735.000 дес. А всего 15.217 .000 дес., что составит к общей вало­ вой площади лесов этих областей несколько менее 7 6 части, причем около половины этой площади при­ ходится на бассейн р. Печоры, гдѳ до сих пор суще­ ствовал только один лесопильный завод, ныне сгорев­ ший, Стелла ГІоларе, и где разработка леса была ничтолша. Такова вкратце программа б. Мин. Земледелия. Ка­ саясь ее, необходимо сказать, что экономическая основа предполагаемых концессий была не верна. Она базиро­ валась на предположении огромного увеличения отпуска древесины в ближайшие после войны годы для восста­ новления разрушений войны и увеличения задержанного войной текущего строительства. Действительность ока­ залась иной: с окончаниеи войны сократился огромный расход леса па военные надобности, а с другой стороны ослабевшая покупательная способность населения не дала возможности не только нагнать, но даже продолжать строительство в прежнем темпе и, наконец, современный ослабевший капитал вообіце не склонен итти в долго­ срочные предприятия, а преимущественно на короткие торговые дела. При таких условиях, если бы какая-либо концессия основалась, ей пришлось бы конкуррировать с разра­ ботками в обжитых местах России, с уже налаженной промышленной жизнью и восполняя своим материалом не недостаток сырья на рынке, а создавая избыток пред­ ложения над спросом, т. е. общую депрессию. При таких условиях едва ли бы можно рассчитывать и на самую осуществимость концессий. Если мы, однако, отойдем от финансовых оснований предположенных концессий, а перейдем к колонизацион­ ной схеме их, то эта схема была, в общем, правильна, Предполагалось в районах концессий добавочно вы­ делять из казенных земель, в ближайшем соседстве с предприятием и в местах заготовок, особые земельные участки для тех служащих и рабочих, которые поже­ лали бы построиться здесь, с предоставлением им права выкупа таких участков в собственность, причем они обеспечивались бы выгонами для скота. Такие же участки предполагались и для сельско-хозяйственных поселенцев, причем для обследования и выдела их намечены были особые разведывательные партии. Далее Министерство Земледелия наметило проведе­ ние железнодорожных магистралей, с которыми участки были сообразованы, и, наконец, намечен был ряд мер для развития кустарной промышленности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz