Вестник Мурмана. 1923, N12.
№ 12. М У Р М А Н А. 11 Наличие при школах интернатов для детей железно дорожников станций, где нет школы, в условиях жизни на дороге необходимо. В противном случае железно^ дорожники не смогут дать необходимого образования детям (советских школ в радиусе станций нет). Дорога проходит, особенно от Петрозаводска, исключительно по незаселенным местностям; следовательно, воспользо ваться советскими школами железнодорожники не могут, (в условиях Николаевской или Сев.-Зап. дороги железно дорожники могут пользоваться сетью школ местных От делов Народного Образования.). Сокращение сети культурно-просветительных учре ждений, естественно, вызовет сокращение культпросвет работников. Сократить работника значительно легче, чем получить хорошего работника, добровольно изъявив шего согласие работать на Мурманской. Опыт прош лого показал, что. несмотря на постигшее несчастье— голодовку в Поволжье, культурно-просветительные ра ботники согласия выехать на Мурманскую дорогу не изъявили (предложение исходило от Цекиспроса и Наркомтруда). В интересах будущего развития края существующий кадр культурно - просветительных работников, вполне акклиматизировавшихся, нам необходимо задержать. Не нужно забывать, что больший процент работни ков падает на пришлый элемент. Культпросвет-работни ков, за редким исключением, из местного населения нет. В развитии культурно-просветительной деятельности на дороге заинтересован не только Союз, но и также Правление дороги, принимающее энергичные меры к проведению в жнзн г> колонизационных мероприятий для оживления края. Доказывать о существовании органической связи культурно-просветительной работы с колонизационной работой не приходится. Вопрос ясен. Колонизация пре следует экономическое развитие края. Экономика без культуры развиваться не может. Но, если, в силу затруднительного финансового положения Республики, обширный план Правления до роги по оживлению края в настоящий момент не может в полном масштабе быть проведенным и жизнь, это далеко еще не значит, что в настоящий момент в суще ствовании сети культурно-просветительных учреждений дорога не заинтересована. Железнодорожное население является пионером края и, находясь оторванным от культурных центров, имеет полное право рассчитывать на удовлетворение естествен ных культурно-просветительных запросов. В противном случае мы легко можем лишиться существующего кадра работников. Говорить о пополнении кадра работников из мест ного населения не приходится. Квалифицированных ра ботников из местного населения нет. а, главное, что по территории, особенно севернее Петрозаводска, наблю дается блестящее отсутствие даже и последнего. Надеяться на реальную возможную помощь со сто роны местных Отделов Народного Образования не при ходится. Средств у последних нет. Финансовые затруд нения у последних— явления не эпизодические, а си стематические. Можно с уверенностью сказать, что бюджет Карельского Отдела Народного Образования, если бы передать школы последнему, не выдержит. Больше того, что Карельский Отдел Народного Образо вания дает, он дать не сможет. В феврале месяце от КОНО было получено лишь 13.176 рублей. Общий же расход на содержание куль турно-просветительных учреждений, по данным Дор- культа, выражается в сумме 441.289 рублей знаками текущего года. Правда, эта цифра касается всех куль турно-просветительных учреждений дороги, но здесь можно указать, что две трети всех к/п. учреждений до роги падают на участок, проходящий по территории Карельской Трудовой Коммуны. Источник — транспортная кооперация — реальных средств от отчислений дать не может (специфичность дороги также сказывается и на, работе транспортной кооперации). Итак, телеграмма Зам. Наркомпуть тов. Фомина, устанавливающая общие принципы для получения средств на ведение культурно-просветительной работы (отчи сление целевых налогов, °/0°/0 отчисление от оборотов транспортной кооперации), абсолютно не может быть распространима на Мурманскую железную дорогу. Важность идеологического фронта, постановление Всероссийского X Съезда Советов о преіфащении от ступления на культурно-просветительном фронте, а также и авторитетное заявление на Всероссийском Съезде железнодорожников Наркомпуть тов. Дзержин ского:— „Без просвещения нет транспорта" заставляют обратить внимание Центрального Совета по просвещению при НКПС на необходимость установления, исключи тельно в виду специфических условий Мурманской же лезной дороги, принципа финансирования к/п. учреждений из экеплоатационных сумм по установленной смете. В противном случае сокращение сети к/п. учреждений в разгаре учебного года сведет всю проделанную ра боту на нет. Поноя. По поводу одного „выхода' (Письмо в редакцию). Члену Правления Мурман ской ж. д. Тов. Ефимову. Прочитав в газете ,,Гудок", Л? 885 от 25 февраля как раз дело было именно так, как советует автор за- c. г., заметку, под заглавием: „Это не выход“— я возму- метки поступать в таких случаях. Дело, ведь, было так. щен извращенней фактов, послуживших введением в В виду того, что утром устроить митинг было совсем заблуждение редакции „Гудок*. .Ведь, если помните, невозможно, что отразилось бы ,на производстве, по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz