Вестник Мурмана. 1923, N11.

№11 . М У Р М А Н А . 7 рогѳ трех лесных дач) площади, на которой может быть развита экспортная эксплоатацня леса, и вслед­ ствие этого некоторое затруднение такой эксплоатации, конечно, вполне искупается теми выгодами, которые будут получены Мурманской железной дорогой, как государственным предприятием величайшего значения. Интересы разработки недр и рыболовного промысла во внутренних водах также приняты во внимание при выработке упомянутого проекта отвода Мурманской же­ лезной дороги. Если бы он осуществился в намечаемых границах, то дорога получила бы в свое пользование одно из крупных озер с значительным запасом железной руды (Сегозеро), расположенное особенно удобно для проведения комбинированного предприятия по разра­ ботке и выплавке чугуна из озерных руд. Кроме того, в полосе имелись бы месторождения слюды, полевого шпата, строительных материалов и некоторых других полезных ископаемых. Морское рыбоводство и добыча морского зверя может производиться железной дорогой на общих с другими государственными учреждениями основаниях, как в водах Белого моря, так и в Ледо­ витом океане, и отвода для этого какой-либо особой территории, конечно, не требовалось бы. В этом напра­ влении дорога сделала уже крупные шаги и приобрела в свое распоряжение два траллера. Однако же, в связи с нуждами рыболовства, дорога счатает необходимым предоставление ей некоторой территории по обоим бере­ гам беломорской бухты Чупы, предполагая поставить здесь ряд предприятий по сельдяному лову и изгото­ влению доброкачественного продукта, годного не только для внутреннего потребления, которое при современных условиях не предъявляет к товару особенно повышен­ ных требований, но и для экспорта. Отвод этой допол­ нительной территории имеет для дороги еще и то значение, что здесь она получила бы, во-первых, неко­ торые залежи слюды и полевого шпата в непосред­ ственной близости к порту, как головному участку экспортного пути, и, во вторых, — естественный выход к Белому морю. Если бы отвод железной дороге требующейся ей территории по этому проекту прошел бы в жизнь, то для нее оказались бы налицо основные условия для ее работы,— это достаточность территории по размерам и достаточная обеспеченность ее теми объектами, к ко­ торым может быть приложена ее производственная работа. В пределах этой территории, как видно из обследований, производившихся уже в течение двух лет, имеется дополнительный запас таких площадей, которые вполне пригодны в качестве земельного колонизацион­ ного фонда. Таким образом, и задачи дороги по засе­ лению района являлись бы обеспеченными. Предоста­ вление дороге всей этой территории было бы жела­ тельно также и в силу того обстоятельства, что к ней именно приурочивается весь тот колонизационный план, который вырабатывается дорогой. Изменение проекта отвода влекло бы за собой необходимость переработки и этого плана, что само по себе для дороги предста­ вляется нежелательным и едва ли было бы целесооб­ разно с государственной точки зрения. Обращаясь к формулировке правовых норм Мурман­ ской железной дороги в отношении отводимой ей терри­ тории, нужно сказать, что необходимо определенно пре­ доставить ей исключительное право пользования и эксплоа­ тации произрастающих на ней лесов, заключающихся в ней недр и расположенных в ее пределах вод. Ко­ нечно, в этом случае нужно иметь в виду, что осуще­ ствление этого права должно в последующем согласо­ ваться с соответствующими законами и правилами и не нарушать законом установленных прав и преимуществ других государственных органов государственного упра­ вления и хозяйства. Однако же, в некотором отношении безусловно необходимо сделать для дороги в этом отно­ шении некоторые изъятия, без которых самая мера предоставления дороге территории для полу чения нуікных ей средств не достигала бы своей цели. Во-первых, конечно, было бы вполне правильно предоставить в распоряжение дороги все те сборы, которые полагаются по действующим законам и правилам за древесину (попенные и др.). В противном случае создалось бы такое положение, при котором государство, предоставляя дороге лес для эксплоатации в целях извлечения средств для дороги, в то же время лишало бы ее части этих средств. Во-вторых, надо признать необходимым пере­ дать железной дороге некоторые преимущества, принад- лелсащие государственной лесопромышленной органи­ зации ,,Северолсс“ . Эта организация располагает на­ столько широкими возможностями эксплоатации лесов в огромном Северо-Беломорском районе, что ограни­ чение ее преимуществ в отношении полосы и лесных дач, которые должны быть представлены дороге, оче­ видно, не может нанести этой организации никакого существенного ущерба. Если же это обстоятельство побудило бы „Северолес" перенести в другое место те свои операции, которые он предполагал проводить в передаваемых дороге дачах, то в общем итоге это было бы не минусом, а плюсом для государственного хозяйства. При рассмотрении этого вопроса надо при­ нять во внимание также и то обстоятельство, что Мур­ манская железная дорога, используя представленные ей дачи, выступает в роли государственного пионеро-коло- низационного органа, в то время как „Северолес" является, хотя и государственной организацией, но органи­ зацией с относительно узкими лесопромышленными за­ дачами и преимущественно экспортного, а не лесокуль­ турного характера. Далее надо иметь в виду, что исключительность права дороги на экспоатацию природных богатств предо­ ставленной ей территории не должно рассматриваться, как препятствие привлечения к совместной с дорогой эксплоатационной работе других государственных или смешанных промышленных организаций. Дело в том, что, чем шире, скорей и разнообразней дорога смолсет развернуть пионеро-промышлениую деятельность в крае, тем скорей и интенсивней может быть достигнут эффект его экономического оживления. Но, чтобы развить такую работу, нужны, конечно, очень большие основные сред­ ства, которых у дороги нет и получено от государства быть не может. Поэтому вполне целесообразно будет предоставить дороге право привлечения к сотрудни­ честву в деле эксплоатации предоставленной ей терри­ тории средства и других организаций, не исключая и частного, даже иностранного капитала в той мере, в какой это будет возмояшо и выгодно по политическим и экономическим условиям. Меры привлечения частной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz