Вестник Мурмана. 1923, N11.
6 В Е С Т Н И К №11 . eve труда и интеллекта, с проведением, наконец, ком бинированных, друг друга поддерживающих и дополня ющих, предприятий. Все это, сказанное по поводу предстоящей органи зации лесного хозяйства и лесной эксплоатации, в полной мере относится и к другим отраслям добыва ющей и обрааатывающей промышленности, которые предполагается организовать на территории, которая была бы предоставлена дороге. В деле добычи рыбы во внутренних бассейнах и морских водах дорога ставит себе задачей не только количественно расширить мас штаб этого дела, но и улучшить его формы и технику, а равно поднять качество получаемого продукта путем введения правильной обработки материала (засол, кон сервирование, замораживание рыбы, холодный транс порт). При разработке недр предположено применить как массовую добычу и обработку руд и других ископаемых с фабричной обработкой их, так и работы мелкого кустарного масштаба— в целях получения некоторых технических материалов, как слюда, полевой шпат, строительный камень и т. п. Не исключено устройство гидроэлектрических силовых станций в тех пунктах, где имеются естественные сосредоточия падающих вод, как например, водопады Надвоицкий, Полужемский и другие. Использование водной энергии создаст возмож- ность электрификации железной дороги, если не в при менении к тяге, то в применении к различным механи ческим устройствам, фабричным предприятиям и к осве щению железнодорожных сооружений и жилищ рабочих и служащих. Таковы в общих очертаниях предположения и пер спективы в деле эксплоатации железной дорогой есте ственных богаіств территории, которая ей была бы предоставлена, Очевидно, что намечаемые цели могут быть достигнуты дорогою только при условии, если общая площадь территории, которая должна быть пре доставлена дороге, будет достаточно обширна, если расположение ее будет достаточно удобно, если в со ставе территории будет иметься нужный запас леса, рыболовных вод и полезных ископаемых, если, на конец, права дороги в отношении территории и исполь зования ее богатств будут полны и соответственно фор мулированы. Так как основной вопрос о необходимости и жела тельности предоставления Мурманской железной дороге полосы земли, как отмечено выше, в настоящий момент является принципиально решенным в положительном смысле то теперь остается привести в ясность ту линию, по которой должно пойти практическое про ведение в жизнь этого решения. И вот тут-то и надо строго сообразовать эту линию с основными, только что намеченными условиями. Иначе начинания и планы колонизационной работы дороги могут оказаться по дорванными в корне. Предполагается предоставить дороге на всем ее про тяжении от Петрозаводска до Мурманска полосу 20-ти-верстной ширины. Эта полоса для заселения и устройства поселков рабочих и служащих дороги, а отчасти и для пришлых извне этого района заселыци- ков, конечно, достаточна на довольно длинный период колонизационной работы дороги. Если принять во вни мание трудность сообщений с местностями, лежащими в отдалении от линии, вследствие отсутствия путей сообщения, то полосу большей ширины на первое время работами дороги охватить было бы трудно. Затем нужно признать, что хотя леса вблизи дороги уже до извест ной степени истощены, все же дровяной материал и некоторое количество бревен для построек, распиловки и на шпалы получить здесь будет молено. Но если иметь в виду, что дорога из представляемой ей терри тории должна извлечь значительные средства для ее существования и пионерно-колонизационной работы, то нужно определенно принять, что одной названной полосы недостаточно. Для более широких, доходных лесных операций и получения такого количества дре весины, которое не только покрыло бы непосредствен ную нужду дороги и ее предприятий, но дало бы избы ток, который мог бы быть превращен путем продажи или обмена в другие ценности или нужные дороге средства, дорога должна иметь, конечно, более широ кую территорию. За это же говорит н то соображение, что дорога предполагает вести лесное дело на рацио нальных началах, подчиняя его правильному плану лес ного хозяйства, На сравнительно узкой полосе, в со став которой лишь известными частями войдут отдель ные лесные дачи, подчиненные каждая своему плану хозяйства, конечно, нельзя будет вести значительно широких заготовок леса. Для этого необходимо дать дороге цельные, а не раздробленные лесные дачи, и это именно имелось в виду, когда дорога представила в соответствующие учреждения свое ходатайство об отводе ей в дополнение к 20-тн-верстной полосе трех доста точно обширных лесных дач, примыкающих к дороге и имеющих на нее естественные выходы в виде сплав ных рек. В этих-то дачах дорога и смогла бы поста вить широкие лесные заготовки, устроив или восста новив на линии несколько лесопильных заводов, ранее ей и принадлежавших, но поздней переданных государ ственной лесопромышленной организации — Северолесу и этой организацией не пущенных в ход. В этих же дачах по близости к линии или в других пригодных пунктах дорога соорудит устройства не только для рас пиловки дерева, но и для его переработки на другие продукты, с привлечением к таким пунктам и завод ским предприятиям по линии заселыциков - колонистов, для которых в пределах тех же дач, по производив шимся исследованиям, имеются вполне пригодные земель ные площади. Таким путем дорога придала бы промыш ленной работе в лесных дачах не только чисто эксплоата- ционный, но и культурно-созидательный характер и до известной степени парализовала бы отрицательное влия ние в крае только экспортной эксплоатации лесов. Последняя, в общем хозяйстве страны, конечно, необ ходима и неизбежна. Но для ео проведения в том жѳ Мурманском крае вне полосы и лесных дач, которые были бы предоставлены дороге, имеется обширная арена в виде остающихся вне отвода дороге лесных площадей. Более отдаленные, более трудные для использования, эти лесные площади на ближайший, даже быть может не кратковременный период могли бы быть, по общему плану, предназначены для экспортной эксплоатации с вы возом леса к беломорским портам и направлением его отсюда заграницу. Некоторое уменьшение (отводом до-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz