Вестник Мурмана. 1923, N11.
№11. М У Р М А Н А . позорному с толбу ВОРОВ и взяточников зяйствеиной и промышленной трудовой эксплоатации природных богатств края. Какова же должна быть эксплоатация природных богатств на территории, которая была бы предоставлена дороге? Прежде всего естественно внимание обращается на лесные богатства. Эксплоатация лесов в крае имела место в прошлом и имеет место теперь. Организация лесоиспользования создавалась в крае под знаком, главным образом, если не исключительно, экспортных целей. Пока не было Мурманской жел, дор., это было вполне понятно. Более того, иного подхода в данном случае и быть не могло. Путями вывоза древесины из лесов были только сплавные реки, и их течение к Бе лому морю и отчасти к Ледовитому океану предопре деляло направление лесного дела. Лес шел по рекам и портам Белого моря, откуда и экспортировался отчасти в почти необработанном виде, главным же образом, в виде пиленого материала. Использование лесов края почти исключительно в лесоэкспортных целях носило ярко выраженный характер выкачивания из края лес ного сырья, ничего не дававшее краю взамен, ничем не оживлявшее его экономической жизни. Была и другая черта, очень характерная для постановки лесной эксплоатации в Мурманском крае. Сорта экспортного лесного товара определялись спросом внешнего лесного рынка и это было очень невыгодно для лесного хозяй ства в крае. Древесина требовалась рынкам в сорти ментах определенной толщины, а леса края по их при родным свойствам (условия роста и развития деревьев) таковы, что далеко не вся, естественно накопляющаяся в них, древесина была удовлетворительна, как товарный материал. Отсюда проистекало то следствие, что значи тельнейшая часть древесины оставалась неиспользованной и непроизводительной, гибла в лесу, захламляя его и понижая его дальнейшую продукцию. Кроме того, ре шающую роль в деле имели, конечно, цены на товарный лес на заграничном рынке, которые делали коммерчески возможной и выгодной эксплоатацию только тех частей общей лесной площади края, из коих вывоз (сплав) лесного материала был относительно прост и легок, а потому и дешев, Значительная часть лесных площадей оставалась вне эксплоатации и создавалось такое поло жение, что при общем обилии леса и при относительно слабой (по наличности лесов) мощности лесопильных заводов в районах портов Белого моря, тем не менее для этих заводов не хватало леса. Известно, что Ковд- ская группа лесопильных заводов должна была получать пиловочные бревна из Финляндии, пользуясь длинными сплавными путями. При таких условиях выкачивание из края лесного сырья отягчалось еще и тем, что до ступные лесные площади истощались и портились до последних пределов, а значительная, оставшаяся вне эксплоатации лесная площадь, была мертвым капиталом, не приносившим процентов и постепенно, но неуклонно таявшим в своей основной сумме,—ибо не эксплоатн- руемые леса старелись, гибли, захламлялись валежни ком и мертвым лесом, чему способствовали в силь нейшей степени беспрестанные и огромные лесные пожары. Планомерная культурная колонизационная работа в крае с таким положением мириться не может. В каче стве одного из ближайших пионерных агентов Мурман ская железная дорога считает для себя обязательным поставить использование лесных богатств на территории, которая будет ей предоставлена, на иных началах. Ни коим образом пе устраняя необходимости вырабатывать ■из лесов экспортный товар в той мере, в какой это будет возможно и целесообразно по удовлетворении лесным материалом своей потребности и спроса внутри страны, Мурманская железная дорога ставит себе за дачей, во-первых, использовать древесину на эксплоа- тируемых площадях по возможности полностью, без отбрасывания тех остатков (тонкомерный лес, пни, по рубочные остатки), которые при прежней постановке дела непроизводительно гибли; во-вторых, включить в эксплоатацию возможно всю ту лесную площадь, ко торая ей будет предоставлена. Пути к этому лежат через организацию механической и химической (сухая перегонка) переработки древесины и через улучшения сплавных рек, с использованием одновременно двига тельной силы падающих вод. Комбинированные устрой ства по использованию древесины и озерных железных руд, при котором мелкая древесина пойдет на уголь для переплавки руды, переработка древесины на уголь даст ряд ценных побочных продуктов сухой перегонки дерева, а получение металла явится ценностью, в ко торой нуждается хозяйство дороги и все хозяйство страны,—вот одна из тех схем, по которой строится общий производственный план дороги на площади, ко торая ей будет предоставлена. Само собой разумеется, что в различных условиях природы и экономики по мере развития дела производственные мероприятия, оживляющие край и влекущие в него созидательный труд человека, будут широко модифицироваться. При веденное—только иллюстрирующий начинания дороги пример. Во всяком случае основной идеей организации промышленности в крае, поскольку агентом ее будет Мурманская железная дорога, является постановка про мышленной работы с рациональным использованием пол ностью всех тех богатств, которые даны здесь природой, с обращением их в той или иной форме на нужды страны, с условием, при котором край, отдавая свои богатства на эти нужды, должен получать взамен куль- турно-экономический эквивалент, с привлечением на территорию зксплоатируемого края оживотворяющего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz