Вестник Мурмана. 1923, N11.

№11. М У Р М А Н А . позорному с толбу ВОРОВ и взяточников зяйствеиной и промышленной трудовой эксплоатации природных богатств края. Какова же должна быть эксплоатация природных богатств на территории, которая была бы предоставлена дороге? Прежде всего естественно внимание обращается на лесные богатства. Эксплоатация лесов в крае имела место в прошлом и имеет место теперь. Организация лесоиспользования создавалась в крае под знаком, главным образом, если не исключительно, экспортных целей. Пока не было Мурманской жел, дор., это было вполне понятно. Более того, иного подхода в данном случае и быть не могло. Путями вывоза древесины из лесов были только сплавные реки, и их течение к Бе­ лому морю и отчасти к Ледовитому океану предопре­ деляло направление лесного дела. Лес шел по рекам и портам Белого моря, откуда и экспортировался отчасти в почти необработанном виде, главным же образом, в виде пиленого материала. Использование лесов края почти исключительно в лесоэкспортных целях носило ярко выраженный характер выкачивания из края лес­ ного сырья, ничего не дававшее краю взамен, ничем не оживлявшее его экономической жизни. Была и другая черта, очень характерная для постановки лесной эксплоатации в Мурманском крае. Сорта экспортного лесного товара определялись спросом внешнего лесного рынка и это было очень невыгодно для лесного хозяй­ ства в крае. Древесина требовалась рынкам в сорти­ ментах определенной толщины, а леса края по их при­ родным свойствам (условия роста и развития деревьев) таковы, что далеко не вся, естественно накопляющаяся в них, древесина была удовлетворительна, как товарный материал. Отсюда проистекало то следствие, что значи­ тельнейшая часть древесины оставалась неиспользованной и непроизводительной, гибла в лесу, захламляя его и понижая его дальнейшую продукцию. Кроме того, ре­ шающую роль в деле имели, конечно, цены на товарный лес на заграничном рынке, которые делали коммерчески возможной и выгодной эксплоатацию только тех частей общей лесной площади края, из коих вывоз (сплав) лесного материала был относительно прост и легок, а потому и дешев, Значительная часть лесных площадей оставалась вне эксплоатации и создавалось такое поло­ жение, что при общем обилии леса и при относительно слабой (по наличности лесов) мощности лесопильных заводов в районах портов Белого моря, тем не менее для этих заводов не хватало леса. Известно, что Ковд- ская группа лесопильных заводов должна была получать пиловочные бревна из Финляндии, пользуясь длинными сплавными путями. При таких условиях выкачивание из края лесного сырья отягчалось еще и тем, что до­ ступные лесные площади истощались и портились до последних пределов, а значительная, оставшаяся вне эксплоатации лесная площадь, была мертвым капиталом, не приносившим процентов и постепенно, но неуклонно таявшим в своей основной сумме,—ибо не эксплоатн- руемые леса старелись, гибли, захламлялись валежни­ ком и мертвым лесом, чему способствовали в силь­ нейшей степени беспрестанные и огромные лесные пожары. Планомерная культурная колонизационная работа в крае с таким положением мириться не может. В каче­ стве одного из ближайших пионерных агентов Мурман­ ская железная дорога считает для себя обязательным поставить использование лесных богатств на территории, которая будет ей предоставлена, на иных началах. Ни­ коим образом пе устраняя необходимости вырабатывать ■из лесов экспортный товар в той мере, в какой это будет возможно и целесообразно по удовлетворении лесным материалом своей потребности и спроса внутри страны, Мурманская железная дорога ставит себе за­ дачей, во-первых, использовать древесину на эксплоа- тируемых площадях по возможности полностью, без отбрасывания тех остатков (тонкомерный лес, пни, по­ рубочные остатки), которые при прежней постановке дела непроизводительно гибли; во-вторых, включить в эксплоатацию возможно всю ту лесную площадь, ко­ торая ей будет предоставлена. Пути к этому лежат через организацию механической и химической (сухая перегонка) переработки древесины и через улучшения сплавных рек, с использованием одновременно двига­ тельной силы падающих вод. Комбинированные устрой­ ства по использованию древесины и озерных железных руд, при котором мелкая древесина пойдет на уголь для переплавки руды, переработка древесины на уголь даст ряд ценных побочных продуктов сухой перегонки дерева, а получение металла явится ценностью, в ко­ торой нуждается хозяйство дороги и все хозяйство страны,—вот одна из тех схем, по которой строится общий производственный план дороги на площади, ко­ торая ей будет предоставлена. Само собой разумеется, что в различных условиях природы и экономики по мере развития дела производственные мероприятия, оживляющие край и влекущие в него созидательный труд человека, будут широко модифицироваться. При­ веденное—только иллюстрирующий начинания дороги пример. Во всяком случае основной идеей организации промышленности в крае, поскольку агентом ее будет Мурманская железная дорога, является постановка про­ мышленной работы с рациональным использованием пол­ ностью всех тех богатств, которые даны здесь природой, с обращением их в той или иной форме на нужды страны, с условием, при котором край, отдавая свои богатства на эти нужды, должен получать взамен куль- турно-экономический эквивалент, с привлечением на территорию зксплоатируемого края оживотворяющего

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz