Вестник Мурмана. 1923, N11.

приложит все силы привлечь, сколько это оудет допу­ стимо по политическим соображениям, и иностранный капитал к использованию естественных ресурсов района дороги. Вот в общих чертах план работы но колонизации края. Где в нем широковещательность?.. Привлечь в край в течение 5 лет на подготовительные земли с большими льготами иа того резерва людской колонизационной силы из одних северных губерний, обрисованного Н. Я. Овчинниковым в его статье в настоящем № „Вестника Мурмана"— задача посильная и возножная. „О теоре­ тических возможностях сельского хозяйства даже в се­ верных районах Мурманской жел. дор. не приходится сомневаться",—утверждает сам критик. Итак, культуроспособность края для колонизации критиком не отрицается, необходимость его заселения им признается, средства для скромного подхода без особого ущерба для Карелии изыскать представляется возможным. Остается „сократить колонизационный пыл молодого Правления Мурманской жел. дор.“ — пишет Л. Гершанович. Но какого-либо „пыла" у Правления нет и усмотреть его не позволяют объективные данныя. Если критик усмотрел „пыл" в отдельных местах статей „Вестника" отдельных авторов и истолковал их по своему, то это дело отдельных авторов, а не проекта Севзагшкосо. Он должен очистить проект от этих на­ слоений и обсуждать его по его содержанию. А со­ держание его как раз то, о чем пишет и сам Д. Гер- ------------------} шанович— создание и укрепление всех видов поселков, прокладка подъездных путей, осушение лугов и создание улучшенного быта заселыциков и железнодорожников района дороги. Судьба Мурманской жел. дор. неразрывно связана с ростом экономической жизни края. Будет расти хо­ зяйство края, будет развиваться и дорога— и наоборот. От удачного разрешения Мурманской жел. дор. колони­ зационных задач зависит и сача работа железной до­ роги па ближайшие годы. В сознании этого Правление дороги и проявляет всю энергию открыть именно те шлюзы, через которые потечет в край „живая вода* колонизации. И дорога в праве рассчитывать на дружное содействие, совет и трезвую критику ее начинаний всех местных сит и деятелей, ибо они не могут не понимать все государственной значение укрепления дороги для края и всей страны в целом. В сознании сказанного, надо думать, что и автор статьи „Колонизационные увлечения Мурманской жел. дор,“ не откажет, исхода из государственных и краевых местных интересов, еще не раз вернуться к обсуждению жизненных краевых вопросов, связанных с колонизационной программой Мурманской дороги, когда он будет иметь возможность непосредственно ознакомиться детально с действитель­ ным проектом Севзапэкосо ’), а не субъективно пред­ ставляемым им по отдельным вехам отдельных статей разных авторов. И объективная критика будет встре­ чена с полной признательностью. Г. Чиркан. 4 ------------------ Земдя ддя Мурманской же/i. дор. ( Окончание). Когда данный вопрос ставится в такой форме, при­ ходится встречаться с некоторыми сомнениями в воз­ можности удачи колонизационного дела в суровых усло­ виях Мурманского края. Конечно, нельзя отрицать, что оно будет трудным. Однако же, обследования и неко­ торые, уже производившиеся по линии Мурманской до­ роги, опыты дают очень благоприятные показания, позволяющие смотреть на дело с большим оптимизмом. По обследованиям и опытам, производившимся, на­ пример, экспедицией проф. Прохорова, видно, что ого­ родная культура, при соответствующей обработке почвы и высеве пригодных семян, дает совершенно удовле­ творительный^ результат дая;е на самых северных участ­ ках дороги и всего Мурманского района. Лесные территории Мурмана с полуболотными іі подзолистыми почвами н покровом из черники, голубики и брусники, по первому взгляду мало пригодные для сельско-хозяй- ственной обработки, при уплотнении, достигаемом не только дренажем, но просто расчисткой и вытаптыва­ нием (напр., при пастьбе скота), обеспечивают вполне удовлетворительный рост и размножение таким ценным кормовым растениям, как тимофеевка, лисохвост, ежа сборная, мятлики, разного рода овсянницы и даже клевер, которые быстро акклиматизируются и приспосо­ бляются к местным условиям. По мнению профессора Прохорова, все это служит определенным указанием на то, что непригодные на первый взгляд для культуры Мурманские „черничники" таят в себе большую кор­ мовую производительность. Нельзя не упомянуть также о том, что вызревание капусты в Северных районах Мурмана считалось невозможным, а между тем на той же широте на Соловецких островах в бывшем мона­ стырском хозяйстве, ныне состоящем в ведении Нар- комзема, выводится вполне хорошая капуста, образцы которой имелись на сельско-хозяйственной выставке в Петрограде. Оказывается, все дело в правильном под­ боре семян. Наконец, нельзя упускать из виду анало­ гичные по широтному положению районы Финляндии и Норвегии, с природными условиями, которые в Фин­ ляндии местами не лучше, а даже хуже, чем в Мур­ манском крае. Плотность населения в этих районах, как известно, несравненно выше, нежели на Мурмане, а хозяйство несравненно развитей и производительней. Следовательно, препятствия к увеличению населенности Мурманского края и хозяйственному труду человека здесь кроются не в природных условиях, а к экономи­ ческой отсталости и в отсутствии внимания к этому краю, в недостатке государственной инициативы и энергии в деле ого оживления, какие имели место до последнего времени. Очевидно, исправляя эту ошибку прошлого, нужно улучшить условия быта и поставить заселыциков в благоприятную обстановку сельско-хо- ‘) Проект имеет быть напечатан в „Вестнике Мурмана".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz