Вестник Мурмана. 1923, N11.

№ 11. М У шенно верно. Именно это в главу угла ставит проект колонизации Мурманско-Карельского края. И к этому проект подходит следующим путем. Колонизация Мурманско-Олонецкого края, принимая во внимание суровые природные условия его, пред­ ставляет сложную и трудную задачу, требующую для своего осуществления значительных денежных средств. Государство этих средств, в настоящее время, дать не может, между тем, существование и укрепление дороги и колонизация края признается неотложной государ­ ственной необходимостью. При таких условиях выявляется неизбежность найти для осуществления поставленной задачи средства помимо государственной казны, определив на это другие цен­ ности страны,находящиеся в ее обладании в потенциаль­ ном состоянии. Колонизация, понимаемая как всесто­ роннее развитие пустующей территории, не только государственное мероприятие, но и предприятие, спо­ собное давать реальные ценности при условии обеспе­ чения возможности использовать производительные силы и природные рессурсы колонизуемой территории. Источником средств для проведения планомерной колонизации Мурманско-Олонецкого края должны по­ служить специально отведенные дороге земельные про­ странства, колонизовать и использовать которые обя­ зана пионерная железная дорога. Экономическое оживление, вызванное колонизацион­ ными мероприятиями, благодаря развитию промышлен­ ности и торговли, расширению сельско-хозяйственной площади и новым путям сообщения, отразится в течение же ближайших лет на всем крае далеко за пределами непосредственно предоставленных дороге земель, поло­ жив прочные основания местной хозяйственной жизни. Колонизация всегда и везде являлась творцом на­ родно-хозяйственных ценностей и те жертвы, которые должны будут временно понести в интересах всей страны местные хозяйственные единицы, лишившись до­ ходов с предоставленной дороге полосы, эксплоатируемой в настоящее время интенсивно и далеко пе полно, воз­ местятся во много раз тем развитием местной экономи­ ческой жизни и увеличением плотности населения, ко­ торое наступит в результате планомерной колони­ зации. Колонизация полосы вдоль линии дороги и отдель­ ных площадей внутри лесных дач должна совершаться па основании заранее разработанного по данным опыта Сибирской колонизации плана, рассчитанного на ряд лет с соблюдением очередности и последовательности мероприятий. Самый принцип колонизации северных лесных мест­ ностей заключается в развитии промыслов, причем сель­ ское хозяйство в форме, главным образом, продуктив­ ного животноводства с земледелием, подчиненным инте­ ресам животповодства, является подсобным занятием колонистов, обеспечивающим им привычную бытовую обстановку и дающим некоторое количество местного продовольствия и конскую рабочую силу. Расчистка лесных пространств для образования не­ обходимых сельско-хозяйственных угодий соединяется с лесной промышленностью и использованием на спе­ циально-организованных заводах и кустарным способом порубочных остатков и пней для сухой перегонки де­ М А Н А. 3 река, смолокурения и пр. Постепенное раскорчевание лесных пространств позволит расширить площадь сельско­ хозяйственных угодий, а сельское хозяйство в тех фор­ мах, которые, по местным условиям, наиболее целе­ сообразны, будет занимать все большее и большее число рабочих рук и играть все большую и большую роль в экономике колонизуемого района. Заселение полосы происходит не разбросано по всей площади, предназначенной для колонизации, а отдель­ ными пятнами—в местах наибольшей потребности в рабочих руках для развития промышленности. Во исполнении изложенного, в течение 5-ти лет, к концу УІ-го года от начала работ, проект предпо­ лагает произвести обследование и хозяйственную оценку предоставляемой дороге площади, произвести земле­ отводные работы для устройства пристанционных по­ селков и участков для колонистов на площади до 45 тыс. десятин, произвести мелиорацию отведенного под по- селки фонда в размере около 10% потребных мелио­ ративных работ, расчистить из-под леса и раскорчевать 1675 десятин, построить 75 верст дорог магистрального типа и 145 верст дорог 2-го порядка, построить 280 кв. саж. служебных зданий, организовать снабжение колонистов инвентарем, продовольствием и проч. и увеличить население северной части дороги на 10.000 чел. Задача вполне посильная. Эго по прежнему масштабу 1/100 годовой колонизационной работы в Сибири. Эта работа одного маленького подрайона в Сибири. По опытным данным, проверенным в таежных местах Си­ бири, стоимость ее выразится в первом году в 40,800 золотых рублей, во втором году—166.858 р., в тре­ тьем году—-217 .400 р ;, в четвертом— 293 .000 р. и в пятом— 415.000 р.. всего за 5 лет— 1.132.558 руб. Эти средства возможно получить от лесной территории, предоставляемой дороге, как то явствует из протокола цитированной выше Петрозаводской комиссии. Выполнение работ в приведенном объеме, положит достаточное основание дальнейшему развитию местной экономической жизни. Десять тысяч человек нового по­ селения, прочно связанного с краем земельными наде­ лами, обеспечат дорогу рабочей силой. „Закрепит жел.- дор. рабочих и служащих созданием для них привлека­ тельной обстановки" (слова Л. Гершановича). Развитие на запятых колонистами землях сельского хозяйства, главным образом, животноводства и огородничества, как подсобного промысла, увеличит количество местного продовольствия, а также и число лошадей для лесной и горной промышленности. Дорога обрастет „жи­ вой изгородью“ и колонизация полосы дороги создаст такие условия, при которых станет возможным привлекать в дальнейшем новый и новый кадр людей, углубляющих заселение края в стороны от железной дороги. Одновременно с этой непосредственной колониза­ ционной работой, Правление дороги предполагает п уже начинает осуществлять пока скромный подход по раз­ работке шпата, слюды н кварца и использованию рыб­ ных промыслов. Установлением тесного контакта н взаимодействия с КТК, к чему ныне положены основ­ ные начала, можно думать постепенно наметятся об­ щими усилиями и дальнейшие пути развития Мурман­ ско-Карельского края. При этом Правление дороги

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz