Вестник Мурмана. 1923, N11.

№ 11. М У Р М А Н А . 19 в период наплыва европейцев—искателен наживы су­ ществовал закон Линча: толпа без суда вешала на первом фонаре уличенного на месте преступления вора. В Европе и в частности в России в недалеком прошлом на суде присяжных вор получал легкое на­ казание—временное заключение в тюрьму (фактически поступал в высшую школу воровства), а иногда совсем опрандывался. Почему же древние, греки и энергичные американцы так решительно расправлялись с ворами, а Европейское общество так милостиво с ними обходилось. Потому что первобытные люди и американцы, свободные от мягкотелых традиций, строившие жизнь впервые или заново, смотрели жизненной правде в глаза: может ли быть терпима в человеческой нормальной среде такая гнусность, как воровство, а если нет, то с корнем надо пресечь эту возмолшость. Европейская современная мягкотелость в осуждении вора весьма подозрительна. Все мы помним поговорку: „Ну, кто Богу не виноват41, и что это значит г, при­ менении к суду над ворами: „мы, вор, тебя не осуж­ даем, потому что сами... воры“. Простые и смелые люди не могут так говорить и думать, они клеймят вора настоящим его именем, они судят. его и наказы­ вают беспощадно,- Если бы воровство было явлением только безнрав­ ственным или порочным, не имея последствий для об­ щества, то достаточно было бы морального осуждения, но здесь есть результаты вреда, наносимого людям. Человеку хочется удовольствий, стоящих денег, но чтобы добыть их— надо заработать, заработать—не мо­ жет или но хочет—чем трудиться, взял да украл, зна­ чит лишил другого того, что им заработано. Здесь не должно быть никаких рассуждений на тему оправданий: украл, потому что есть хотел, семья большая и т. д., или „да, ведь, не последнее у него взял“ , „да он не сам заработал1' и т. д. Так рассуждать—значит, оправ­ дывать, а оправдание одного— толчѳк для новых пре­ ступлений. Самый мерзкий вид краж.—кражи общественные, потому что они проще и безопаснее. Каждый человек бережет свое добро, а кто крадет общественное или казенное знает, что бить или убивать некому, пой­ мают—будут судить, до суда далеко, да и всякому на­ казанию конец бывает. Вот почему так развито у нас казнокрадство. Из всех видов общественной жнзни—транспорт в данное время играет первостепенную роль. От него за­ висит дальнейший ход общественной жизни. Что делает вор или взяточник на дороге? Приносит ей убытки, убытки ложатся на бюджет общества или Го­ сударства. зачем же терпеть это зло. Один ворует, на ­ слаждается жизнью, а тысячи крехтят, мучаются, стра­ дают, чтобы покрыть убытки. Мыслимо ли подобное положение и можно ли его оправдать? Конечно нет. Всякий, кто дает или берет взятку, знает, что он де­ лает подлость. Самый толстокожий адепт великолепно понимает значение и смысл своего поступка и совер­ шает его только потому, что рассчитывает на „авось“— не поймают, дескать, или если и поймают, то не так уж страшно: „посижу и выпустят". Когда началось преследование „за взятку", то она стала осторолснее и больше размерами. Опаснее—зна­ чит дороже, но видимо не велика опасность, если ее можно перевести на деньги. Вот ту опасность, которую знали древние греки и американцы-Линчисты, за деньги не купишь, А если есть „молодцы которых смертью не на­ пугаешь, так тем и , скатертью дорога". Сейчас нулшы но увещевания и упреки, а нужны реальные и твердые меры. Эти меры не только одним суровым законодательством должны быть формулированы, а сознанием Общества, которое должно встать горой на защиту своих интересов. Каждый железнодорожник дол- жен понять, что нет никакой разницы: у него-ли украли, или пз вагона и пакгауза. Украли в том и другом слу­ чае у него самого. Дорога будет в убытке, ему же станет хуже. Мало платят, еще меньше заплатят. Надо вора ловить. Взяточник—тот н^е вор. Лови взяточника! Тут не должно быть боязни и упрека, товарища дескать выдал. Вор тебе —не товарищ. Вот если ты не выдал вора, значит ему сочувствуешь, значит ты ему содей­ ствуешь, т. е. ты вору товарищ. Вора поймают и про тебя узнают, что ты знал, да молчал. Новые законы нашей Республики против воровства п взяточничества — известны; они—суровы, и карают вплоть до высшей меры наказания с конфискацией иму­ щества (ст. 114 Уг. Пр. Код.). Общество должно, испол­ няя законы, очищаться от грязи, от порочного элемента. В честной трудовой семье железнодорожников не дол­ жно быть уродов, их надо искать, как ищут нечисть в теле, и уничтожать, с корнем вырывая из своей среды и отдавая в руки пролетарского правосудия. Проф. Аплаксин. Борьба е хищениями, взяточничеством и безхозяйетвенноетью на Транспорте. Цель моей задачи выявить, поскольку это возможпо; осповпыѳ положения происхождения хищений, условий, способствующих хищению, и борьбы с этим величай­ шим злом, разъедающим нравственные устои общества. Несомненно, места, коим преходится в повседневной работе сталкиваться с новыми формами взятки и хище­ ния, иногда не имея под р^кою указаний, становятся в тупик пред применением методов розыска преступного деяния. Если мы проанализируем происхождение хищений, то мы увидим, что чаще всего это происходит из скла­ дов и вагонов. Каким же образом при наличии охраны складочных помещений и в особенности складов топлива могут совершаться кражи чуть ли не целых обозов и во всяком случае возов; ясно, что при совершении та­ ких кражи не было ли поста охраны совсем—и тогда ви­ новником является ответственный агент, не выставивший поста,—или если был пост выставлен, то виноват часовой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz