Вестник Мурмана. 1923, N11.

№11 . М У Р М А Н А. 15 нет книг. И, несмотря на это, культработник выдерживал борьбу с невзгодами и продолжал свое маленькое, по в то же время и такое большое дело, его трудами от­ даленные уголки линии мало-по-малу начинают оживать и тянуться к свету. X Съезд Советов учел катастрофичность сокращения школьной сети и выпес авторитетное решение о при­ остановлении отступления на третьем фронте—фронте про­ свещения. У пас же, на втором районе, когда повсе­ местно сокращалась школьная сеть и целые области оставались без культурного очага— школы, не была за ­ крыта пи одна пз школ линии и пи для одного из детей железнодорожников не был прегражден путь к образованию. Политико-просветительная работа на районе носила несколько иной хариктер, чем работа Соцвоса. Тяжелый бытовой уклад жизни в связи с новой экономической политикой лишает школы ликвидации неграмотности не­ обходимого коптигепта учащихся. Работники есть, ор­ ганизуются школы, но желающих учиться нет, потому что пет времени, пет и достаточного материального обес­ печения. Ликвидация неграмотности необходима: совет­ ской России нужны сознательные граждане. Лишь гра­ мотный может активно принимать участие в строитель­ стве Советской России. Успех политико-просветительной работы зависит в большей мере от тесного контакта с союзными органи­ зациями и профессиональные вопросы должны найти в ней свое полное отражение, как-то: проведение специ­ альных кампаний, касса взаимопомощи и проч. Школьный работник должеп быть привлечен к этому делу, являясь проводником заданий союзных органов в политико-просветительной работе, номпя, что связь с низовыми ячейками союза— связь с массой. Тесная связь с массой даст возможность правильнее психологически подойти к работе. В резолютивной части Конференция обращает вни­ мание центральных органов на необходимость оказать поддержку второму району в деле развития народного просвещения, дать туда необходимых работников—работ- ников-методистов, улучшить материальную базу суще­ ствующих учреждений. Доклады заведывающих учреждениями обрисовывали в подробностях работу на местах: везде отмечались тяжелые внешние условия, при наличии которых при­ ходилось вести работу; зато видно было, что эти за­ труднения все же не мешают идейной стороне работы: всею душой стремится отдаться своему маленькому делу и скромный учитель, и воспитатель детского сада, ру­ ководительница детдома, а также и политпросвет-работник. Небольшая выставка, открытая на Конференции, от­ водит маленький уголок п дошкольникам, и тут наивные детские рисунки, незатейливые фигурки из глины, аль­ бомы с наклеенными в них вырезными картинками лучше всяких слов свидетельствуют о том, как много внимания Отводится ребенку, будущему гражданину, и с какой нежной заботой, как бережно охраняется его маленькая душа от всякого насилия п гнета. С глубоким вниманием выслушивается доклад по текущему моменту заведывающего Карельским Областным Отделом Народного Образования тов. Куортева, оттенив­ шего ту огромную роль, какую сыграла Советская Россия в области международной политики, завоевав героическими усилиями прочное положение среди госу­ дарств и народов мира. Вызывает также большой интерес вопрос „о задачах новой школы и переподготовке учащих". Этот вопрос уже давно назрел п давно требовал разрешения. Время не ждет: па наших глазах разрешаются великие мировые задачи, идет переоценка всех ценностей, рушатся подгнившие устои старой жизни, п на развалинах прошлого Совет­ ская Россия смело и мощно возносит новое здание ве­ ликой пролетарской культуры. И в этой яркой интен­ сивной работе, в этом перевоспитании себя на новых революционных началах не может не принять участия п наш культработник, вечпый провозвестник культуры в глухих углах своей обширной страны. Учитывая все стремления культпросвет-работников к знанию, всю ту незаметную идейную работу, которую они ведут на местах, мы все-таки должны сознаться, что им многого еще не хватает; приходится констати­ ровать тот факт, что известная часть культурно-просве­ тительных деятелей отстала от жизни, плохо разбира­ ется в обще-иолатическпх задачах момента и в прин­ ципах нового школьного строительства, а также, и в вопросах внешкольного образования. Как нельзя более кстати пришелся вопрос о переподготовке работников: „Дайте нам знания, ознакомьте пас с перспективами новой жизпп, трудовой и сознательной, осветите путь к ноеой школе, и мы с радостью пойдем навстречу этому новому, мы, работники далекой окраины обширной России". Вот итог впечатления, произведенного на работников из обзора перспектив их будущей деятельности. В деле улучшения материального положения работ­ ников на втором районе Культотделом, совместно с Учкомом работников просвещения, при активной под­ держке со стороны Президиума Дорпрофсожа, сделано многое; удалось с августа месяца ввести для оплаты следующий принцип: распространить тарифную сетку работников транспорта на работников просвещения при нормах нагрузки, установленных Декиснросом, совместно с Наркомпросом. Увеличение оплаты отразилось также на улучшении культурно-просветительной работы на районе. Работники уверены, что существующие дости­ жения в тарифном вопросе отнюдь не будут отняты, а, наоборот, материальное положение их будет пропор­ ционально улучшению экономической жизни страны улучшаться. Немного удалось сделать Райкому в области профес­ сиональной работы по чисто объективным условиям, несмотря па огромную затрату труда и энергии со стороны членов последнего. До первого января 1928 г. Райком не имел юридических прав, присвоенных про­ фессиональным объединениям, входящим в Межсоюзные объединения и возглавляемым в Центре ВЦСПС, и только теперь, входя в Областный Отдел Работников Просвещения на правах Учкома, он может ощутить твердую почву под ногами и заняться, помимо вопроса о тарификации, организации кассы взаимопо­ мощи, охраны труда и т. д., и чисто культурно-про­ светительной работой прп условии освобождения одного из членов Учкома от вне-союзной работы. Производственный характер конференции выразился, главным образом, в том, что много места было уделено работе секций, которые разбились на предметные, поли-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz