Вестник Мурмана. 1923, N11.

№ U. М У Р М А Н А . 13 -ДМ--- ТРАНСПОРТНИКИ ! ОБЕРЕГАЙТЕ ГРУЗЫ, ДОВЕРЕНЫЕ ВАМ.—ЭТИМ ВЫСПОСОБСТВУЕТЕ ПОШМУ ЭКОНОМИЧЕСКОГОБЛАГОСОСТОЯНИЯСТРАНЫ. стѳй, ибо без надлежащей прибавки к этому содержа- трудность осуществления предлагаемой меры лежала бы нию трудно было бы рассчитывать на привлечение до- в другой плоскости — в малочисленности выпусков статочного числа кандидатов. В настоящее же время ВТУЗ‘ов. А. Фролов. ---—-------— --------------- Акционирование ЭДрманеких промыедов1). Критический отзыв. Вечерняя „Красная Газета (№ 82 от 10 февраля сего года) приветствует акционирование рыбно-звери­ ных промыслов на Мурмане и считает это рациональ­ ной постановкой дела. Охотно соглашаемся с газетой и вполне понимаем ее доброе намерение, но опыт преж­ них лет, доставивший много разочарований, вынуждает нас отнестись критически к новому начинанию, чтобы не впасть в повторение прежних ошибок. После всех ошибок и промахов, случившихся на Мурмане, нам остается, конечно, взяться за дело друж­ ными усилиями и в этом отношении акционирование предприятия является одним из лучших подходов к делу, но при том непременном условии, если все необходи­ мые части общей идеи будут приведены в действие в строгом соответствии с местными и общегосударствен­ ными условиями. Правда, в данный момент новая идея промысловой работы на Мурмане не вылилась еще в окончательную форму и критиковать ее в целом не при­ ходится, но то, что сделано в этом отношении, те ре­ альные шаги, которые уже определились более или менее ясно, дают нам право и обязанность высказать свои соображения, которые, казалось бы, не должны быть оставлены без соответствующего разрешения при организации акционерного предприятия на Мурмане. Сюда прежде всего относится вопрос об учредите­ лях общества,— инициативная группа со всеми правами и обязанностями должна быть самым определенным обра­ зом выявлена, иначе невозможно двинуться с места и делать какие бы то ни было практические шаги. Далее следует, разрешить вопрос о территории про­ мыслов, которая в данный момент занята многими хо­ зяевами. Здесь работают без всякой между собой согла­ сованности: Главрыба, Пепо, Карсоюз, Мѵргубсоюз, Мурманская жел. дорога, Госжелдорстрой, Областсель- склад, Севкорыба, Архрыба и многие другие. Все имеют свои лавочки и все стремятся к расширению сферы своего коммерческого влияния. Во главе всех по раз­ маху, кажется, идет Мурманская я;, д., осуществляющая ныне идею „Канадизации“ дороги. Издается особый журнал „Вестник Мурмана", посвященный раскрытию ’) В порядке обмена мнений. этой идеи. Главрыба также не сдаст своих позиций, хотя государственного промысла уже нет. То же самое сле­ дует сказать о Пепо, Мургубсоюзе и особенно Кар- союзе. Между тем рыбный промысел на всем этом гро­ мадном пространстве по данным научных исследований и практических наблюдений протекает в течение года в такой последовательности, что одтю место без другого, например, Мурманский берег без Белого моря, или на­ оборот, не может дать настоящего промысла и поведет только к случайной, разовой добыче. Мало этого, в отдельности и Мурманский берег и Белое море тоже имеют свои особенности в зависимо­ сти от хождения рыбы, совокупность которых соста­ вляет одно неделимое целое и именуется Мурманским промыслом п, в частности, делится на океанский и мор­ ской. В старое время на этом основании существовала полная согласованность действий между норвежскими и русскими рыбаками, независимо от принадлежности их разным государствам. В интересах правильного разви­ тия дела по всей вероятности, придется и теперь вести разговор с Норвегией и Финляндией. Иначе, повторяем, мы при самой рациональной постановке дела будем испытывать неудобства. Но самое главное неудобство — это существование на Мурмане многих хозяев, более или менее прочно осевших там. Необходимо новому предприятию сгово­ риться с ними и согласованно действовать с ними на известных условиях. Рассчитывать путем конкуренции уничтожить своих соперников едва ли может быть одо­ брено с государственной точки зрения. Исходя далее из того положения, что самой проч­ ной гарантией успешного ведения нового предприятия послужит исправное снабжение промыслов всем необхо­ димым, нельзя теперь же, в период подготовительных работ, оставлять в стороне от активного участия целый ряд петроградских правительственных и общественных организаций, которые по характеру своей производ­ ственной деятельности должны стать, на паевых нача­ лах, снабженческими пунктами для Мурмана. Такое участие подсказывается, как коммерческим расчетом сторон, так равно и общей экономической политикой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz